Ожившие игрушки: новогодние чудеса Кемерова

Чем мы старше, тем сложнее становится преодолеть границу между реальностью и вымыслом. Естественным образом привносить в действительность чудесные грезы по большей части способны только дети. И лишь редкому взрослому удается проникнуть в мир сказочных фантазий. Для этого ему, разумеется, необходимо обладать необычными способностями. Например, быть кукольных дел мастером, как кемеровчанин Евгений Манякин. О том, как появляются на свет и оживают игрушечные персонажи детских сказок, художник-конструктор рассказал корреспонденту VSE42.Ru

Марципановый замок и двадцать две тысячи кукол

Дети c легкостью оживляют свои игрушки. Вкладывают в их уста слова, дают им характеры, настроение, заставляют двигаться. Вообще игрушки, в том числе куклы, в жизни ребенка играют важную роль. Они не только помогают ему познавать мир, фантазировать, придумывая сюжеты, изучать характеры людей, воплощая их в игрушечных созданиях, но и учат дружбе, заботе, состраданию, любви. Трогательно наблюдать, как бережно и ласково малыш относится к какой-нибудь потрепанной, застиранной игрушке. Неважно, что оторвано ухо и давно потерялся глаз. Намного важнее, что это лучший друг, который был рядом, пока ты лежал в постели с температурой, подбадривал, когда испугался темноты, и утешал, когда поссорился с ребятами во дворе. Никто не поймет ребенка лучше, чем его игрушечный друг.

На протяжении веков дружат дети со своими игрушками. Множество историй рассказано об этом. Мари Штальбаум, героиня сказки о "Щелкунчике и Мышином короле", например, предпочла новой кукле, подаренной на Рождество родителями, несуразного большеротого деревянного человечка – Щелкунчика. А он оказался правителем кукольного царства. В ночь ожесточенного сражения между игрушечной армией и мышиным войском девочке удалось спасти принца Щелкунчика от смерти. Вместе с ним она побывала в столице кукольного царства Конфетенбурге. Здесь, в Марципановом замке, и жил принц. Когда Мари вышла замуж за Щелкунчика, на их свадьбе плясали двадцать две тысячи нарядных кукол.

В книжке английской писательницы Фрэнсис Элизы Бернетт "Маленькая принцесса" главная героиня, девочка Сара, доведенная до отчаяния нищетой и издевательствами злой директрисы школы, воображала, что любимая кукла Эмили – добрая волшебница, которая ее защищает.

Не стоит забывать и о плюшевом медведе Винни-Пухе, друге Кристофера Робина из культовой книги Алана Милна.

Даже взрослые в трудную минуту ищут поддержку у игрушечных друзей. Так, Чак, герой Тома Хэнкса в фильме "Изгой", оказавшись на необитаемом острове, рисует на волейбольном мяче мордашку и называет его Уилсоном. Уилсон становится единственным другом Чака, с ним он обсуждает все вопросы. Мужчина очень страдает, когда теряет друга в открытом океане.

Ну а в сказке "Городок в табакерке" вновь в реальность вторгаются чудеса: мальчик Миша проникает внутрь маленькой музыкальной коробочки, заводит дружбу с колокольчиками, знакомится с надзирателем Валиком, молоточками и царевной Пружинкой. Благодаря удивительному путешествию в сказочный городок Миша узнает, как в табакерке рождается музыка, что такое "закон перспективы" и другие полезные вещи.

Стоит ли говорить о мультфильмах, в которых игрушки являются персонажами наравне с детьми. Достаточно вспомнить мультик "Когда зажигаются елки", где главные герои, игрушечные медведь и заяц, ищут дорогу на праздник, чтобы стать новогодними подарками для детей. Или мультипликационный фильм "Варежка", в котором девочка силой фантазии превращает свою шерстяную варежку в живого щенка.

В свою очередь игрушки как никто другой понимают своих хозяев-детей. Наверное, поэтому ребятня с таким удовольствием ходит на представления в кукольный театр. И с замиранием сердца наблюдает за приключениями игрушечных персонажей, которые, как живые создания, ведут себя на сцене: смеются и грустят, дерутся и танцуют, ссорятся и мирятся, а в финале, преодолев все препятствия, счастливые провожают своих маленьких зрителей домой.

Но ведь всех этих удивительных существ, появляющихся на сцене, создают взрослые. Даже Гофман в "Щелкунчике и мышином короле" выводит одним из ключевых персонажей старшего советника Дроссельмейера, большого "чудака и искусника". Именно он делает для Мари и ее брата Фрица удивительные механические игрушки. Этот странный персонаж будто имеет тайную связь с волшебными силами, хотя по сюжету является всего лишь другом семьи главных героев. На первый взгляд удивительно в Дроссельмейере только то, что он носит стеклянный парик. На самом же деле, сказочный сюжет развивается во многом благодаря его таинственному посредничеству.

Кто же создает "живых" кукол в Кемерове, и какие истории разыгрываются с их участием?

Куклы и их создатель

Евгений Манякин посвятил созданию кукол и декораций для спектаклей в кукольном театре более двадцати лет своей жизни. Из его рук вышло столько сказочных персонажей, что всех он и не припомнит. Вообще, художник-конструктор говорит, что кукол создает целая команда специалистов, а он делает самую грубую работу. На самом деле, Евгений Анатольевич излишне скромен. Ведь именно благодаря его мастерству актеры театра могут приводить кукол в движение.

– Наш художник-конструктор Евгений Манякин делает всю механику кукол, именно он работает с деревянными конструкциями, приводящими их в движение, – говорит заведующая производственными мастерскими кемеровского кукольного театра Елена Опарина.

Не так давно Евгений Манякин сделал кукол для спектакля по повести Аркадия Гайдара "Чук и Гек". Куклы в этом спектакле миниатюрные, и работа над ними была по-настоящему ювелирной.

– У тростевых кукол Чука и Гека внутри находится гапит, деревянный стержень, который и обеспечивает движение кукол. Благодаря ему фигурка может поворачивать и наклонять голову, моргать, открывать рот. Руками таких куколок актер управляет при помощи спиц. Маленьких тростевых кукол сложно делать. Тонкая работа, – рассказывает Евгений Манякин.

От художника-конструктора куклы попадают в руки художников-модельеров, бутафоров. Они рисуют им лица, шьют одежду, прорабатывая мельчайшие детали. В общем, наводят лоск. После этого кукловоды выводят игрушечных героев на сцену. И уже благодаря сложному механизму гапита, созданному Евгением Манякиным, куклы начинают по-настоящему жить и играть свои роли.

И, действительно, куклы Евгения Анатольевича оживают, стоит их взять в руки даже простому человеку, не связанному с кукольным театром. Малейший наклон головы, поворот – и у игрушечного актера будто меняется выражение лица, настроение. Вот он немного смутился, стесняется. Теперь радостно кивает, приветствуя тебя. А вот заливисто смеется, откинув голову назад. Куклы умеют и мечтать, и грустить, и даже плакать. А все благодаря хитроумному гапиту, искусно собранному мастером.

Евгений Манякин любит свою работу за то, что в ней нет рутины и все время нужно придумывать что-то новое, к каждому спектаклю. За год их выходит минимум четыре, и ни один не похож на другой.

– Любая кукла мне интересна. Потому что она новая. Потому что для каждой можно что-то свое придумать. Каждая кукла может по-разному работать в зависимости от задач, поставленных режиссером и главным художником спектакля. А я могу что-то добавить от себя, усовершенствовать то, что предложил художник, довести до совершенства, – рассказывает Евгений Манякин.

Мастер уже столько кукол переделал за свою жизнь, что все и не перечесть. Но один спектакль ему особенно запомнился.

– "Пер Гюнт" по пьесе Ибсена. Этот спектакль для взрослых детей. В нем было задействовано очень много кукол – около 20. И все они были маленькие. Работа была сложная, но интересная и очень мне запомнилась, – вспоминает Евгений Манякин.

В спектакле "Пер Гюнт" герои не произносили текста. Было только музыкальное сопровождение. Поэтому на художнике-конструкторе лежала особая ответственность. Куклы должны были быть особенными, говорящими без слов.

К слову, Евгений Манякин делает не только кукол, но и декорации, которые тоже не повторяются от спектакля к спектаклю.

Работа у Евгения Анатольевича серьезная, требующая нестандартного подхода к решению большинства задач, специфических знаний и владения самыми разными навыками. А как иначе, дети – самые строгие критики, и художник не может перед ними ударить в грязь лицом. Так что на Евгении Манякине лежит большая ответственность.

– Чтобы сделать декорации, я должен быть и инженером, и слесарем, и плотником, и столяром. Все должен уметь, – улыбается художник.

Временами, когда перед художником-конструктором Евгением Манякиным стоит особенно сложная задача, он не спит ночами и обдумывает, как лучше ее решить. И иногда интересные решения приходят к нему именно ночью, когда, как в сказках Гофмана, оживают куклы и отправляются на бой со злым Мышиным королем.

Фото: VSE42.Ru/ Анна Марко
Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle