Многотонные точки на карте, или SIM-карта для БелАЗа

25 Сентября 2019, 09:01

Для владельцев гаджетов геолокация давно стала привычной и полезной функцией. Благодаря ей можно точно указать, где было сделано эффектное селфи, найти банкомат в незнакомом районе или подобрать оптимальный маршрут до нужного места на карте города. При этом мало кто задумывается о том, что эта технология используется и за пределами повседневной жизни. Как ее применяют в важнейшей для Кузбасса угольной отрасли, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Где используется геолокация?

Помимо повседневной жизни с ее смартфонами и прочими "умными" гаджетами, геолокация используется и в других сферах. Взять хотя бы работу общественного транспорта. Благодаря передаваемым посредством навигационного оборудования данным, с помощью различных приложений можно узнать, где едут нужный автобус, троллейбус, трамвай или маршрутка. И успеть на него, несмотря на встречающиеся отклонения от расписания.

Также геолокация используется в отраслевых направлениях. Например, на перевозке опасных грузов или угледобывающих предприятиях. Последнее особенно актуально для Кузбасса.

Зачем это нужно предприятиям?

Развитие научно-технического прогресса в последние годы привело к тому, что на предприятиях вводят автоматизированную систему диспетчеризации. Конечно, полностью от человеческого труда они еще не отказались, но некоторые процессы на откуп различным системам уже отдали. Помимо стремления идти в ногу со временем, предпринимателями движет понятное желание сократить расходы и увеличить прибыль.

– Помимо собственной техники на угольных предприятиях, задействованы подрядные организации. Собственнику предприятия чрезвычайно важно контролировать процесс работы. Мониторинг транспорта, его геопозиции – это одна из первых ступеней на пути к автоматизации. Даже небольшая статистика о движении транспортного средства и расходе топлива достаточна для того, чтобы внести коррективы, и тем самым направить предприятие на более быстрый темп работы, – рассказала руководитель коммерческого отдела компании "Автоматизированные системы контроля (АСК)" Ксения Максакова.

Кроме прозрачности в работе техники, внедрение геолокационного оборудования повышает безопасность на предприятии. Дело в том, что среди считываемых и обработанных данных есть такие жизненно важные, как состояние двигателя, подвески и давления в шинах. И если случится какая-то неполадка, система сразу же выдаст тревожное уведомление. Благодаря этому удастся предотвратить аварию, которая могла бы вывести из строя дорогостоящую технику или даже привести к человеческим жертвам.

Возможно ли обмануть систему?

Геолокационное оборудование устанавливают на транспорт для отслеживания его перемещений. Поэтому логично предположить, что возможность самостоятельно его отключить и тем самым выйти из-под контроля существует.

– Мы предусмотрели этот факт. Существует антивандальная защита в виде корпуса IP67, а также все оборудование пломбируется. Если пломбы будут сорваны и целостность корпуса будет нарушена, в систему АСК "улетит" тревожное уведомление. Подобные тревоги могут быть настроены на различные ситуации, к примеру, слив топлива, простой спецтехники, перегруз самосвала и прочее, – подчеркнул Валерий Аршинцев, менеджер по развитию продуктов горного модуля компании АСК.

Как собирается и передается информация о технике?

Основным звеном является бортовой навигационный контроллер. Он представляет собой небольшой электронный самописец, который регистрирует точки перемещения, полученные со спутников GPS/Глонасс, собирает информацию о работе механизмов на транспортном средстве. Ее в свою очередь собирают дополнительные датчики.

– Если техника новая, то на ней уже предустановлено оборудование. И мы можем интегрировать оборудование с программным обеспечением АСК. А если техника не имеет штатного оборудования, то устанавливаем требуемое навесное оборудование. Собранная информация частично обрабатывается в бортовом контроллере и посредством интернета отправляется к нам на сервер, где "сырые" данные превращаются в учетную информацию, – отметил Валерий Аршинцев.

С помощью Интернета? На разрезах же обычно нет связи!

На бортовом контроллере установлены две антенны – GPS и GSM. Первая передает спутнику информацию о геолокации, вторая позволяет отправлять данные на сервер. Но для этого нужна работающая сеть, которую встретишь далеко не на каждом угледобывающем предприятии. Это обусловлено тем, что обычно они находятся в отдаленных районах, а также особенностями ландшафта вне зоны покрытия операторов мобильной связи. Которая на самом деле разрезам жизненно необходима как минимум для диспетчеризации и коммуникации между работниками.

Чтобы решить эту проблему, собственники предприятий договариваются с операторами об установке вышек. В выигрыше остаются все: угольщики получают мобильную связь, а операторы – новых клиентов. Причем не только корпоративных: жители находящихся рядом с разрезами деревень и сел не отказываются от возможности стать абонентами пришедшего к ним оператора.

Взять, например, оператора Tele2, покрывшего сетью 4G территорию, на которой проживает 98% населения Кузбасса. За год, в период с первого квартала 2018 года по первый квартал 2019 года, оператор увеличил количество базовых станций 4G почти на 10%.

– В основном мы работали над увеличением емкости сети в тех точках, где потребление трафика особенно высоко. Также мы уделили значительное внимание развитию 4G на частоте 800 МГц на малонаселенных территориях и вдоль автомобильных дорог, где как раз обстоят сложности со стабильным доступом к мобильному интернету. Обеспечение голосовой связью и качественным мобильным интернетом шахт и разрезов – еще один важный проект, над которым мы постоянно работаем, – рассказал коммерческий директор филиала Tele2 в Кемеровской области Артем Степанов.

Так что там с передачей данных?

Говоря проще, для передачи данных в условном БелАЗе есть специальный модуль с установленной в нем SIM-картой. Причем она ничем не отличается от тех, что используют в смартфонах. Правда, благодаря гибкости тарифа можно управлять функционалом SIM-карты. К примеру, наложить запрет на голосовые вызовы, отправку смс-сообщений. Все подбирается индивидуально, под нужды и требования заказчика.

Как уже отмечалось ранее, все данные с техники собираются в бортовом контроллере. Они отправляются на сервера, и происходит настоящее чудо: сухие цифры обрабатываются и превращаются в понятные таблицы, графики и диаграммы.

– Для этого мы используем программное обеспечение собственной разработки – "АСК Горная логистика". Оно формирует отчеты, которые автоматически отправляются пользователю. Но у каждого предприятия своя специфика, свои бизнес-процессы и свои нюансы. Поэтому у нас есть такой модуль, как конструктор отчетов, с помощью которого пользователь может сформировать отчет с нужной именно ему информацией, – рассказал директор компании АСК Евгений Шалюта.

Помимо тонкой настройки отчетов, стоит отметить круглосуточный доступ к системе и наличие у нее веб – и десктопной версий, а также мобильного приложения.

А кроме транспорта геолокационное оборудование с SIM-картами где-нибудь используется?

Мониторинг местоположения транспорта и его состояния в режиме реального времени – лишь одно из направлений, где используется оборудование с SIM-картами. Также их можно применять в таких сферах, как ЖКХ, безопасность, торговля и финансы, страхование и лизинг, потребительская электроника и информационные технологии, телемедицина. К последней относится мониторинг состояния пациентов на дому и в амбулатории, определение местонахождения людей с ослабленной памятью, работа экстренной кнопки вызова помощи 24 часа в сутки. И, возвращаясь к транспортной теме, – отслеживание машин скорой помощи и построение для них оптимальных маршрутов следования на вызовы.

– Наши SIM-карты задействованы практически в каждом из направлений. Рост продаж M2M SIM-карт год к году остается стабильно высоким – прирост в среднем составляет 75 % в год, – отметил Артем Степанов.

Фото: VSE42.Ru, АСК, Tele2, unsplash.com
Комментарии для сайта Cackle