Военный подвиг кемеровского трамвая

Каждый день десятки кемеровчан стоят на остановке "КЭМЗ" или проходят мимо и видят красный трамвайчик, занявший место на небольшом постаменте. Но мало кто знает, что этот малыш – герой войны. Он и еще восемь таких же трамваев перевозили в Кемерове продукцию оборонных предприятий, раненых и горожан всю Великую Отечественную войну, не останавливая работу ни на один день. Военная история первого кемеровского трамвая в нашем материале.

Эшелоны с ранеными

Первые трамваи серии "Х" (Харьковский) побежали по Кемерову 1 мая 1940 года. А уже через год им пришлось помогать советскому народу в борьбе с фашистскими захватчиками. В войну трамваи ходили по городу с 5 часов утра до 2 часов ночи. То есть работали они 21 час в сутки. Трамваи выполняли и другую работу, помимо перевозки горожан. И попадали они в самые неожиданные истории. Вот, например, одна из них.

В военные годы в Кемерове работали 12 эвакуационных госпиталей. В них лечили раненых, которых в наш город доставляли санитарными поездами. Большинство медучреждений были расположены в центре Кемерова. Например, эвакогоспитали находились в экономическом корпусе кемеровского университета, в гимназии №1, в травматологическом отделении городской больницы № 3 на улице Островского, в химико-технологическом техникуме, который до войны находился на площади Пушкина, еще один находился близ областной библиотеки и т.д. То есть все они располагались недалеко от трамвайного маршрута.

Одним из таких госпиталей во время войны руководил военврач по фамилии Корочкин. В одно из дежурств ему предстояло встречать очередной эшелон с ранеными. Поезда прибывали на старый железнодорожный вокзал на улице Карболитовская, откуда силами городских предприятий их развозили по госпиталям.

Но в день дежурства военврача Корочкина, произошла накладка – транспорт с предприятий не пришел. Везти людей было не на чем. А раненые не могли ждать.

– Тогда военный врач Корочкин подошел к трамвайному вагону – а он в форме был, с пистолетом на боку. Подошел, и, объяснив ситуацию, реквизировал трамвайный поезд на нужды армии, чтобы развести раненых. Пассажирам пришлось сойти с трамвая и добираться самостоятельно, – рассказал пресс-секретарь КЭТК Максим Гончаренко.

Таким образом, благодаря кемеровскому трамваю, проливавшие за родину кровь бойцы, были доставлены на лечение.

Мины, прицелы, танки

В войну трамваи работали практически круглосуточно, как и заводы города. В ночное время в трамвайных вагонах по Кемерову перевозили заготовки и детали для кемеровских предприятий между цехами. Например, заготовки завода КЭМЗ, который размещался частично на территории трамвайного парка, а частично в помещениях центрального универмага, на улице Кирова.

Все заводы во время войны работали на оборонную промышленность – участвовали в обеспечении армии. В частности, КЭМЗ изготавливал электрические двигатели. Они были нужны для того, чтобы приводить в движение поворотный механизм башни танка и осуществлять горизонтальное прицеливание танковой пушки.

Кроме этого, электрические двигатели использовались для нагнетания в танк воздуха, то есть при помощи электродвигателя обеспечивалось проветривание танка от пороховых газов.

– Ну и самое главное предназначение электродвигателя – работы шахтовых механизмов. А в войну "хлебом промышленности" был уголь. Он был таким же важным сырьем как взрывчатка, винтовки, патроны. Уголь – это то, на чем все стояло. Паровозы ездили на угле, помещения отапливались углем, электричество добывалось путем сжигания угля. Поэтому работа на шахтах была приравнена к фронтовой обстановке. И КЭМЗ обеспечивал угольные предприятия электродвигателями, – пояснил Максим Гончаренко.

Так что кемеровские трамваи оказывали серьезную помощь военному производству.

Но не только завод КЭМЗ располагался на разных площадях. Точно так же в нескольких частях города были цехи завода "Карболит" – крупнейшего в Советском Союзе предприятия по производству пластических масс. Кемеровским "Карболитом" стал орехово-зуевский завод пластмасс, который был в декабре 1941 года эвакуирован в Кузбасс. Из пластмассы изготавливали корпусы аккумуляторов для подводных лодок, танков, автомобилей и т.п.

Кемеровский коксохимический завод давал сырье для металлургической промышленности, на которой базировалась оборона страны. Кемеровский механический завод обеспечивал фронт минами для минометов, а кроме этого выпускал детали для прицелов и т.д.

В войну предприятия работали круглые сутки, в несколько смен. И основной функцией трамвая, конечно, оставалась доставка людей на работу и с работы.

Женское дело

Распространено мнение, что именно в военные годы массово водить трамваи стали женщины. Ведь мужчины ушли на фронт. Но эта традиция родилась несколько раньше. А война лишь ее закрепила.

Работать на трамваях женщины стали в 1930-е годы, когда в Советском Союзе началась индустриализация, и сельские жители хлынули в города. И если мужчины были востребованы на предприятиях тяжелой промышленности, то женщины шли работать водителями трамваев. Это была уважаемая и хорошо оплачиваемая работа.

– Кемеровский трамвайный парк был построен азотно-туковым заводом и являлся его подразделением. Таким образом, сотрудники трамвайного парка считались рабочими азотно-тукового завода. Они получали достойную зарплату, имели возможность поселиться в общежитии, а потом получить комнату. Завод давал рабочим все социальные гарантии. То есть это был мощный социальный лифт. И работа в трамвайном депо считалась в некотором роде престижной, – поясняет Максим Гончаренко.

Женщины охотно шли на эту работу наравне с мужчинами. А когда началась война, 80% мужчин, трудившихся в трамвайном парке, ушли воевать. Естественно, что их место заняли женщины. Семьи лишались кормильцев, и женщинам приходилось содержать детей и родных. Работа в трамвайном парке давала право на получение рабочей карточки, которую в магазине можно было отоварить по фиксированной цене. На рынке цены были намного выше.

Вот так окончательно закрепилась традиция женщин-водителей трамваев. И поэтому сегодня мужчина, управляющий этим видом транспорта, скорее редкость, чем обычное явление.

Зимой в годы войны после смены вагоновожатые и кондукторы выходили на расчистку путей, а летом занимались ремонтом.

Всю войну кемеровские трамвайные поезда были единственным видом общественного транспорта. Работали они бесперебойно, да еще, усилиями кондукторов, успевали выполнять финансовый план. По городу ходило три трамвайных поезда, по три вагона каждый.

Трамвайные вагоны в то время не отапливались. Поэтому завод выдавал водителям валенки и овчинные тулупы. А вот кондукторам приходилось самостоятельно обеспечивать себя теплой одеждой. Это были тяжелые годы.

В первой половине 1945 года завод КЭМЗ приступил к возведению нового депо для трамвайного парка. В начале 1947 года его ввели в эксплуатацию. Заметно расширившись, это депо по сей день работает на прежнем месте. А в 1949 году на смену "военным" трамваям пришли 20 трамвайных вагонов следующего поколения. Девять трамваев серии "Х" отправились работать в Прокопьевск, где служили горожанам верой и правдой до конца 60-х годов ХХ века.

А 28 июня 2016 года в Кемерове был торжественно открыт памятник первому трамваю, тот самый, что сегодня стоит на остановке "КЭМЗ".

Он представляет собой отреставрированную копию трамвайного вагона серии "Х". Специалисты-электротранспортники воссоздали его по чертежам. И теперь он скромно стоит в центре города, вспоминая о том времени, когда под веселый стук колес возил кемеровчан, и, конечно, о тяжелых годах Великой Отечественной войны.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle