Жизнь простого экстремиста: репост, суд, срок

Российские депутаты недавно декриминализировали "экстремистскую" статью 282 УК РФ. Именно по ней судили, например, за репосты и лайки в соцсетях. Официальная позиция государственных мужей сводится к тому, что таким образом произошло смягчение законодательства. Так ли это на самом деле, как сегодня живут "реальные" экстремисты в Кузбассе, кто их выявляет и как не попасть в их ряды тем, кто активен в социальных сетях, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Лицом к лицу с кузбасским экстремистом

Кемеровчанин Иван числится в перечне действующих террористов и экстремистов, размещенном на сайте Росфинмониторинга. Именно его мы попросили рассказать, как он оказался в "экстремистском" списке и как складывается его жизнь после вынесения приговора.

В конце 2018 года Иван был осужден за пост во "ВКонтакте" по двум уголовным статьям: по той самой 282.1 – "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" и 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности".

– В один прекрасный день меня пригласили на беседу в центр "Э" (антиэкстремистское подразделение МВД – прим. автора). Текст поста, который я разместил во "ВКонтакте" силовики отдали на экспертизу, которая сделала выводы о том, что там есть призывы к активным действиям касаемо лиц кавказской национальности. Завели уголовное дело. В итоге суд вынес решение об обязательных работах с удержанием 10% от ежемесячного дохода в счет государства. Дали один год и три месяца, – рассказывает Иван.

В довесок к полученной судимости Иван получил бесплатный бонус в виде запрета на совершение любых банковских операций. Все его счета были заблокированы. Уже несколько месяцев мужчина не может делать и получать денежные переводы, оплачивать покупки банковской картой. Деньги, которые на момент блокировки были на счету, банк также не имеет права выдать Ивану наличными.

– Насколько мне известно, в списке этом еще остаешься на какое-то время после истечения срока. Нужно писать письменное заявление, чтобы оттуда исключили. И то, говорят, это не стопроцентный вариант, – поясняет Иван.

Как рассказал наш собеседник, через какое-то время после вынесения приговора к нему домой пришел сотрудник ГУФСИН с вопросом, почему тот не делает назначенные ему судом выплаты.

– Я пытался объясниться. Говорил, что ждал, пока меня вызовут и объяснят, как действовать дальше, дадут какие-то инструкции. Но этот человек кричал, напугал мою мать. Сказал, что если я еще раз такую ошибку допущу, то сяду надолго. Я просил не кричать. А ему без разницы. Кричит и все. Потребовал, чтобы официальная зарплата была не меньше десяти тысяч рублей, иначе оформит меня дворником, и буду я жить на 3-4 тысячи в месяц, оставшиеся после уплаты всех взносов. Я не собирался уходить от ответственности. Просто думал, что мне в правоохранительных органах все разъяснят. Сейчас более или менее наладились отношения с этим инспектором. Отчисления делаю ежемесячно, – поясняет Иван.

Мужчина благодарен работодателю, который согласился выдавать ему зарплату наличными и делает все отчисления, в том числе и судебные, через бухгалтерию. Ведь большинству предпринимателей удобнее перечислять деньги сотрудникам на карту.

– Если бы не было официального трудоустройства, пришлось бы искать работу. А со статьей вероятность того, что тебя куда-то возьмут, очень мала. Говорят, что если не сможешь платить, то придется сидеть примерно половину присужденного срока, – рассказывает Иван.

Правда, в связи с частичной декриминализацией статьи 282.1 УК РФ Ивану уже позвонили из ГУФСИН и попросили, чтобы тот написал ходатайство на приведение приговора в соответствие с действующим законодательством.

– Надеюсь, что мне часть срока уберут по 282-й статье и придется меньше отрабатывать. Но 280-я строже, она останется, – говорит Иван.

На вопрос о том, как отреагировали знакомые и друзья, когда узнали, что его осудили как экстремиста, по словам Ивана, все повторяли одно и то же: "Лучше бы они занялись настоящими террористами и действительно важными делами".

Кто они, бойцы невидимого фронта?

Помимо полиции и главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел РФ (Центра "Э"), то есть силовиков, поисками экстремистов на просторах интернета занимается так называемая "Кибердружина". Это межрегиональное молодежное общественное движение, созданное Лигой безопасного интернета в 2011 году. Сама Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет полномочный представитель президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев.

Как сказано на сайте Лиги, "Кибердружина" объединяет более 20 тысяч добровольцев со всей России и стран СНГ, борющихся с преступлениями в виртуальной среде. Примечательно, что вклад Кузбасса в дело борьбы, объявленной Лигой, по данным областного департамента молодежной политики и спорта, стремится к нулю: "На данный момент количество кибердружинников составляет 18 человек".

Собственно этот департамент и курирует работу "Кибердружины" в Кемеровской области. Как стало ясно из официального ответа департамента, "Кибердружина" объединяет молодежь из числа по большей части студентов Кемеровского госуниверситета и "других образовательных организаций". Видимо, не найдя себя в каком-нибудь другом полезном для общества деле, студенты решили приносить пользу доносительством в правоохранительные органы (в лучшем, видимо, на их взгляд, понимании этого слова) на потенциальных экстремистов.

По крайней мере, из ответа можно сделать вывод, что ребята делают полезную работу: "Бойцы-кибердружинники осуществляют мониторинг интернет-пространства (социальных сетей, сайтов) на предмет размещения противоправного контента по следующим направлениям: "Терроризм и экстремизм", "Радикальный исламизм", "Национализм" и др. Кибердружинники активно взаимодействуют с полицией. Это подтверждают и представители ГУ МВД РФ по Кемеровской области, отвечая на запрос редакции: "Большую помощь в развитии движения кузбасской "Кибердружины" оказывает Общественный совет при ГУ МВД России по Кемеровской области… Он оказывает помощь в обучении новых участников "Кибердружины" и проводит консультативную работу как с волонтерами, так и с закрепленными за ними кураторами ГУ МВД России по Кемеровской области".

И все же по переписке в рамках официальных запросов качество работы кузбасских "Кибердружинников" оценить довольно сложно. Даже цифры о количестве изученного контента за второе полугодие 2018 года (614 интернет-ресурсов), по сути, ни о чем не говорят. Впрочем, косвенно о деятельности кибервойск можно говорить по работе группы кузбасской кибердружины КИБЕРДРУЖИНА42 в соцсети "ВКонтакте". К слову, на нее подписаны всего 96 человек. То есть несложно сделать вывод о том, насколько популярна эта группа.

Собственных постов непосредственно по теме опасного контента администраторы группы не делают, равно как и не дают советов о том, как, например, избежать опасных репостов, лайков и комментариев и не попасть в ряды экстремистов. Администраторы группы ограничиваются репостами сообщений СМИ о разного вида мошенничествах, пропавших людях и т.п., что в общем-то никак не связано с темами экстремизма и терроризма.

Кроме этого, департамент молодежной политики в своем ответе дал ссылку на сайт http://www.kiberdruzhina.ru/, на котором "любой ответственный социально активный гражданин может присоединиться к этой деятельности, заявив о противоправном контенте в сети Интернет". Правда, оказалось, что сайт… не работает.

Перейдя по указанной ссылке, можно узнать, что "Срок регистрации домена KIBERDRUZHINA.RU закончился" и его необходимо продлить. Вероятно, он не очень востребован среди желающих просигнализировать об опасном контенте либо его создатели забыли вовремя заплатить за использование доменного имени.

Еще один небезынтересный момент. Как выяснилось, единого кибердружинного ядра в Кузбассе нет. И выяснилось это почти случайно. Так, представители департамента молодежной политики и спорта назвали годом создания сводной "Кибердружины" Кемеровской области 2018-й.

В то же время в ответе главного управления МВД РФ по Кемеровской области в адрес редакции VSE42.Ru говорится, что "…в Кемеровской области уже не первый год развивается движение волонтеров "Кибердружина". Слова полицейских подтверждает и публикация от 29 марта 2017 года на сайте одного из СМИ, которая так и называется "В Кузбассе появилась Кибердружина".

Несложный анализ этих двух фактов навел на мысль, что в Кузбассе как минимум две кибердружины. Эти соображения подтвердили в пресс-службе ГУ МВД России по Кемеровской области..

Итак, есть кибердружина, что фигурирует в отчетах департамента молодежной политики. Вторая – исключительно полицейская. Точнее, организованная при полиции. Независимо от структуры обладминистрации. Соответственно, даты создания у них тоже никак не связаны. И кстати, в полицейской кибердружине, опять же по данным пресс-службы ведомства, более 30 человек.

И вновь обратимся к официальному ответу молодежного департамента. Из него можно сделать вывод, что перспективы у интернет-активистов в Кузбассе есть. "В ближайшее время планируется начать набор в ряды Кибердружины", – утверждают представители департамента.

К тому же в конце прошлого года стало известно о подготовке партией "Единая Россия" законопроекта о кибердружинах, который закрепит статус людей, оказывающих посильную помощь силовикам в поиске распространителей запрещенной информации в Сети. Пока он не внесен на рассмотрение в Государственную думу, а находится в процессе разработки. Соавторы законопроекта Адальби Шхагошев и Олег Быков сообщали СМИ, что благодаря закону правоохранительные органы будут реагировать на обращения более эффективно, к тому же он стимулирует активность граждан.

Пока закон не принят. Но судя по тому, что в информационном поле регулярно появляется информация о делах, заведенных на экстремистов за репосты и лайки в соцсетях, перспективы у него есть.

Иллюзия смягчения?

Одним словом, "Кибердружина" и силовики работают, с опасным контентом в интернете борются, экстремистов выявляют. А что же делать законопослушным гражданам, которые любят постить, репостить, ставить лайки и оставлять комментарии в социальных сетях? Как им, того не желая, случайно не оказаться "на карандаше" у бойцов-кибердружинников и избежать административной и уголовной ответственности по "экстремистским" статьям? Как случайно не нарушить закон?

С этим вопросом мы обратились в прокуратуру Кемеровской области – главную надзорную структуру, осуществляющую контроль, в том числе и за следствием, обеспечивающую его законность. И вот что думают по этому поводу главные законники Кузбасса: "Чтобы случайно не стать экстремистом, нужно быть бдительным. Не следует "репостить", ставить "лайки" или обсуждать информационные материалы, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе, против власти государства".

Правда, эта цитата из официального ответа корреспонденту сайта VSE42.Ru, по большому счету, носит достаточно общий характер. Сколько-то более конкретное толкования, определение того, что именно не делать, чтобы не попасть "под экстремизм", видимо, вовсе трудно сказать. Во многом, возможно, из-за формулировок в самом законе. Хотя, разумеется, очень бы хотелось получить четкие инструкции из серии "туда не ходи, снег башка попадет, совсем мертвый будешь!"

А вот упоминание прокуратурой федерального списка экстремистских материалов было действительно полезным. Он размещен на сайте Министерства юстиции Российской Федерации. И все, что в нем перечислено, нельзя размещать в интернете – "…газеты, песни, листовки, книги, видеоролики и целые кинофильмы", так как они уже признаны судом экстремистскими материалами. Здесь все понятно.

Все остальное, что не входит в этот список, может быть признано опасным, но уже только после того как окажется в репосте или отмечено лайком и замечено бойцом-кибердружинником. Предположить же заранее, что вы размещаете запрещенный контент, если его нет в Федеральном списке экстремистских материалов, невозможно.

Получается, что россиянин, не желающий попасть под суд за экстремизм, должен жить по принципу "бойся всего!".

В этой связи логично будет предположить, что толкование статей закона и оценка действий потенциального преступника отдается исключительно на откуп следователей, которые вполне могут руководствоваться не только буквой закона, но и собственными соображениями, вкусом и задачами, поставленными перед ними начальством. А также судей, которые, кроме закона, опираются в том числе и на свое мнение. То есть если следователь, а потом судья решат, что вы экстремист – так тому и быть.

Еще один очень важный момент, о котором нужно сказать подробнее в контексте поднятой темы, – частичная декриминализация статьи 282 УК РФ. Теперь за первое нарушение по части 1 статьи 282 предполагается административное наказание, ограничивающееся денежным штрафом, обязательными работами или арестом на срок до 15 суток. Если аналогичное преступление совершается в течение года еще раз, то уже переходит в разряд уголовного. На первый взгляд, смягчение законодательства здесь очевидно. На самом деле не все так однозначно.

Дело в том, что уголовный процесс является состязательным по умолчанию. В нем участвуют две стороны: обвинение и защита. В административном же процессе решение вынести проще. А значит, получить первую административную "судимость" также гораздо проще. Соответственно, выйти на аналогичное правонарушение вторично и, как следствие, получить судимость довольно просто. То есть, по сути, для любителей попостить, покомментировать и полайкать принципиально ничего не изменилось.

Поэтому единственный совет, который можно дать тем, кто не хочет случайно стать экстремистом – ничего не репостить, ничего не комментировать и ничего не лайкать. А еще надежнее будет просто удалить свои страницы из социальных сетей.

(Имя героя изменено)

Фото: VSE42.Ru
Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle