Грядущее повышение пенсионного возраста мало кого оставило равнодушным. Оно и понятно, ведь изменения в законодательстве затрагивают и тех, кто уже одной ногой на заслуженном отдыхе, и тех, кому до пенсии еще далеко. Что произойдет с пенсиями кузбассовцев в следующем году и кого перемены все же обойдут стороной, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Для начала напомним, что вызвавшие много шума поправки в законодательство увеличили на пять лет возраст, по достижению которого россияне могут выйти на пенсию. Таким образом, женщины смогут оставить работу в 60 лет (а не 55, как сейчас), а мужчины – в 65 (вместо текущих 60). Столь резкие перемены немалая часть населения встретила в штыки. Особенно люди, собирающиеся на заслуженный отдых в ближайшее время и явно не горящие желанием поработать еще пятилетку.
Чтобы сбить градус социальной напряженности, власти утвердили переходный период. Он продлится с 2019 по 2028 года и вместит в себя постепенный рост возраста выхода на пенсию. Больше всех в этом плане повезло мужчинам и женщинам, родившимся в 1959-1960-х и 1964-1965-х годах соответственно. На пенсию они уйдут аж на полгода раньше нового пенсионного возраста.
Наиболее красноречиво о масштабах грядущей пенсионной реформы говорят региональные цифры. Так, по данным отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области, ежегодно в Кузбассе назначается порядка 48 тысяч пенсий. И вступающие в силу уже в 2019 году изменения не затронут лишь чуть больше четверти кузбасских пенсионеров. То есть около 13 000 человек, почти половина из которых (шесть тысяч человек) – люди, получающие пенсию по инвалидности или потере кормильца. Еще семь тысяч человек, для которых в следующем году ничего не изменится, – это те, кто входит в так называемые списки 1 и 2 (шахтеры, металлурги, химики и так далее) и малые списки, а также получает пенсии по льготным основаниям. К последним относятся многодетные матери и родители детей-инвалидов.
– В то же время, законопроект коснется 35 тысяч (73%) будущих пенсионеров региона. Из них 29 000 человек – претендующие на пенсию на общих основаниях, 5 000 – претендующие на социальную пенсию по старости и 1 000 – претендующие на пенсию независимо от возраста. Это медики, педагоги и творческие работники. Требования по выслуге лет для них не меняется, но время выхода на пенсию увеличивается, – рассказала заместитель управляющего ОПФР по Кемеровской области Ольга Фалалеева.
Помимо кнута в виде повышения пенсионного возраста, изменения в законодательстве предполагают небольшие "пряники" для определенных групп населения. Например, неработающих пенсионеров в селах, которые прожили и трудились в деревнях немало лет. Начиная с 1 января 2019 года им полагается надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии в размере 25%.
– Это распространяется только на пенсионеров, проживающих в селе и имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. В настоящее время в Кузбассе выявлено 4 600 таких людей, – подчеркнула Ольга Фалалеева.
Но и эта, очевидно, принимаемая из благих побуждений мера поддержки не обошлась без подводных камней. Так, солидный стаж в 30 лет включает в себя работу именно в сельском хозяйстве. Выходит, прожившая всю жизнь в деревне продавщица местного продуктового магазинчика "пролетит мимо кассы". В отличие от своей соседки через дорогу, трудившейся все эти годы условной дояркой. Перефразируя Оруэлла, все сельские пенсионеры равны, но некоторые равнее других.
Или взять проживание в селе – еще одно обязательное условие для получения надбавки. Нередко перебравшиеся в город повзрослевшие дети забирают к себе постаревших родителей, отдавших деревне лучшие годы своей жизни и трудовой активности. Получается, что такая логичная с точки зрения морали забота о своих стариках обернется им боком и автоматически исключит из соискателей надбавки к пенсии.
Еще одной новинкой следующего года станет появление такой группы лиц, как "предпенсионеры". К ним относятся люди, которым остается пять лет до выхода на пенсию по старости. Подтверждением этого статуса с 1 января 2019 года займется отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области.
По своей сути статус "предпенсионер" напоминает сахарную косточку, заботливо брошенную людям в обмен на еще пять лет верной службы. Посудите сами: "предпенсионеры" еще до выхода на пенсию получат федеральные и региональные льготы. К первым относятся налоговые послабления в области земли и недвижимости, а ко вторым – льготы по бесплатному проезду в общественном транспорте, оплате ЖКХ, капремонте и газификации домов, покупке лекарств и так далее.
По оценкам Ольги Фалалеевой, в 2019 году "предпенсионерами" станут около 23 тысяч кузбассовцев. И можно предположить, что по мере того, как будет разворачиваться маховик пенсионной реформы, в последующие годы их число будет увеличиваться.
И раз уж речь зашла о будущих пенсионерах, стоит упомянуть их накопления, которые, как известно, люди могут переводить в государственный или негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
– За 11 месяцев этого года из государственного пенсионного фонда в НПФ ушло 945 человек. Это больше, чем было в прошлом году. Но еще больше оказалось тех, кто решил вернуться из НПФ в государственный фонд – 2 626 человек. И, наконец, еще 3 210 человек бегают из одного НПФ в другой, – рассказал заместитель управляющего ОПФР по Кемеровской области Тарас Башкиров.
Стоит отметить, что в случае досрочного перевода накоплений из одного НПФ в другой "бегунки" теряют ожидаемый доход. Несмотря на многочисленные предупреждения, это происходит достаточно часто.