Бизнес в сфере коммерческих перевозок делает ставку на IT-технологии. Эксперты уверены, что в борьбе за лидерство на этом рынке победу одержит тот, кто первым перейдет на цифровые рельсы. Свои высокотехнологичные решения для рынка грузоперевозок и логистики уже предложили поставщики нефтепродуктов.
Так, компания "Газпром нефть" презентовала новые решения для корпоративных клиентов в сфере грузоперевозок и логистики, объединенные на платформе ОПТИ 24. Это сервисная карта для безналичной оплаты топлива, онлайн-система управления бизнесом, ряд полезных IT-сервисов и специализированная сеть АЗС для коммерческого транспорта. Онлайн-система позволяет управлять топливными картами через личный кабинет на сайте для корпоративных клиентов "Газпром нефти" или мобильное приложение. В интерфейсе системы буквально в одно касание можно заблокировать карту, установить лимит по ней, просмотреть данные по транзакциям и информацию о договоре. "В традиционной модели клиент физически приезжал в офис продаж, заполнял договор, с ним возвращался в свой офис, отправлялся в банк, платил аванс, ждал пока курьер привезет карту, и только после этого ехал на АЗС и заправлялся", – поясняет начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж "Газпром нефти" Алексей Бобров. В целевой же модели клиент дистанционно заключает договор, загружает виртуальную карту в мобильном приложении, осуществляет покупки на АЗС с использованием виртуальной карты, а затем выгружает отчеты по своим транзакциям удаленно с помощью интерфейса API, который уже содержится в системе.
Директор по региональным продажам "Газпром нефти" Александр Крылов называет ОПТИ 24 новой экосистемой рынка грузоперевозок: "Мы строим новый платформенный бизнес, где не наличие ресурса, а информационные технологии определяют успешность бизнеса. Удобные и понятные цифровые решения являются основой современной коммуникации и коммерческих отношений".
В 2007 году "Газпром нефть" ввела для корпоративных клиентов талоны на топливо, после чего начался постепенный переход на "цифру". Отправной точкой для этого стала система топливных карт. На конец 2015 года клиентам было выдано более 600 тыс. пластиковых карт, которые принимались на 2,3 тыс. заправочных станций "Газпромнефть" и партнеров. Тогда стала очевидна необходимость поиска новых бизнес-моделей. В "Газпром нефти" решили развивать онлайн-процессинг, а также сеть специализированных станций для коммерческого транспорта. В прошлом году в компании открыли первую автоматизированную АЗС под брендом ОПТИ 24 в Смоленской области.
"У нас есть инфраструктура, в ближайшее время появится виртуальная карта, также мы наполняем все это новыми цифровыми сервисами для клиентов, куда входят мобильное приложение, сайт, цифровые продукты и платформенные решения для развития бизнеса", – рассказывает Алексей Бобров.
В компании понимают, что для успешной продажи продукта необходимо помогать клиентам развивать их бизнес. "Нам интересны любые решения и коллаборации, в том числе, с транспортными компаниями. Сейчас, например, мы работаем над целым рядом телематических продуктов и маршрутных сервисов, позволяющих построить оптимальный маршрут из точки А в точку Б с учетом стоимости топлива", – говорит представитель "Газпром нефти". Платформа ОПТИ 24 даст доступ к сервисам, которые могут потребоваться в дороге, в частности, ряду платежных сервисов. А это значит, сервисной картой можно будет оплатить не только топливо, но и счета за "Платон" или штрафы ГИБДД, а также многое другое.
"Мы рассчитываем, что дополнительное удобство, к примеру, возможность пользоваться специальными отчетами, которые можно настроить под себя, перевесит возможность экономии 50 копеек на литр. Дополнительную экономию могут получить крупные перевозчики и агрегаторы, у которых на субподряде зачастую работают небольшие транспортные компании. В таком случае сложно выдавать и изымать пластиковые карты постоянно, потому что это несет в себе определенные издержки, электронную же карту можно эмитировать на короткий срок и на определенном маршруте", – уверен начальник департамента клиентских решений компании.
Цифровая платформа "Газпром нефти" стала своевременным решением для рынка коммерческих перевозок. Ключевые игроки рынка также внедряют IT-технологии для оптимизации своих бизнес-процессов. Фарид Мадани, генеральный директор ГК "Деловые Линии", крупнейшего логистического оператора России, рассказывает, что группа компаний полностью исключила взаиморасчеты за наличные средства и управляет топливными картами "Газпром нефти" в онлайн-режиме. Это позволило автоматизировать ряд внутренних процессов и сократило временные затраты сотрудников. В "Деловых Линиях" ориентируются на поставщиков, которые могут предложить цифровые решения, интегрируемые в собственные системы оператора.
"Технологии уже в такой степени определяют развитие отрасли коммерческих перевозок, что многие компании думают не о том, насколько они транспортные, а насколько они IT-компании. Основной вопрос – как скоординировать возможности с управленческими решениями, так как есть сложившиеся алгоритмы, есть данные, и они требуют интеграции. В целом задача "цифры" в том, чтобы с учетом наличия данных, стартапов, а также очагов инноваций внутри компании объединить все элементы в эффективный и понятный рабочий процесс", – считает старший партнер McKinsey & Company Ермолай Солженицын. Определяющим трендом, по его оценкам, в ближайшие годы станет интеграция IT-систем по всей цепочке: между теми, кто заказывает, кто перевозит и теми, кто производит.
Другой эксперт, директор Центра цифровой трансформации, руководитель проектной работы Московской школы управления "Сколково" Николай Верховский полагает, что технологии помогут добиться бизнес цели – "бесшовно", быстро и безопасно доставить груз от точки до точки. С одной стороны, технологии позволяют обеспечить прослеживаемость: что происходит с грузом, куда он двигается и как контролировать это движение, с другой – гибкость, перестроение маршрута и его оптимизацию в зависимости от задач клиента. Те, кто эти возможности могут дать за счет платформы, будут вигрывать, делится ожиданиями Николай Верховский.