Безнаказанный спортсмен и его жертва

Молодой боксер на центральной улице города Тайга ударил парня и... стал героем, а пострадавший вынужден защищаться и бороться не только за жизнь, но и за свои права. В ситуации разбирался корреспондент VSE42.Ru.

«Ты че такой дерзкий, а?»

18-летний Косымбой Исмаилов вместе со своей девушкой шел по скверу, что напротив здания администрации г. Тайги. Это была его первая прогулка после операции на глазах. Зрение восстановилось еще не полностью, поэтому по рекомендации врачей он был вынужден носить солнцезащитные очки. Проходя мимо компании, расположившейся на лавочке, он услышал оклик: "Исмаилов!". "Я обернулся, подошел", – рассказывает парень. Некоторых из окликнувших его ребят Косым знал по школе. Среди незнакомых оказался известный в городе спортсмен, звезда тайгинского бокса 17-летний Андрей Гусанов (фамилия и имя изменены).

"Один из окликнувших меня еще со школы цепляет и провоцирует, – продолжает рассказ Косым Исмаилов. – И началось: "Ты жирный стал. Ты страшный". – "Да какая вам разница, как я выгляжу?" – "А че у тебя имя такое тупое?" – "Ну да, имя необычное, и что?" Другие начали предъявлять за то, что я грубо отвечаю, маму пару раз упомянули, начались маты. Потом мне предложили отойти".

Трое из этой компании вместе с Гусановым отвели Косыма в кусты. "Я оглянулся, – продолжает Косым, – и получил толчок в спину. Залетел в аллею и врезался в Андрея. Он мне кинул: "Ты че, широкий, что ли?". И началась потасовка. Андрей сбил мне очки: все поплыло, я упал и больше не видел, кто бил. Пинали в основном по бокам". Как позже пояснит следствию боксер, ребята в кустах просто "потолкались". "Проучив" таким образом "непочтительного наглеца", компания вернулась на лавочку. Косым встал, поднял очки, вытер кровь из носа и, пошатываясь, вышел из-за кустов. Возбужденный после драки, он вновь подошел к Андрею и попытался ответить обидчику, но получил серию профессиональных боксерских ударов в полную силу. После очередного юноша упал на асфальт, ударился головой и больше не встал. Звезда бокса, удовлетворенный произведенным эффектом, выругался матом, развернулся и победительно отошел от поверженной и обреченной на смерть жертвы.

Косыма оперировали кемеровские нейрохирурги, экстренно вызванные в Тайгу. Многочисленные переломы костей черепа, височная гематома, ушиб головного мозга с последующим отеком оставляли ему мало шансов. После операции юноша впал в кому. Но высшие силы и мастерство врачей сделали свое дело: он остался жив, кома продлилась недолго, постепенно восстановилась память и чудом удалось сохранить зрение. Последние полгода (а инцидент произошел 18 июля 2017 г.) для далеко не зажиточной семьи Исмаиловых превратились в бесконечную борьбу за полноценную жизнь и здоровье Косыма: две сложнейших операции, восстановительное лечение, болезненные процедуры и... никакой помощи. Даже моральной. Ни от самой "звезды", ни от тех, кто эту "звезду" зажег, ни от тех, к кому пострадавшие обратились за защитой.

Лариса Исмаилова с Сыном Косымом

Наградили...

После того как мама Косыма Лариса Николаевна написала заявление в правоохранительные органы, началось – нет, не следствие, а давление на Исмаиловых. Родители утверждают, что им в открытую говорят: заберите заявление, не тратьте время и нервы, вы же понимаете, что он спортсмен, выступает за город и область, уголовное дело здесь никому не нужно, за него вступятся, а рука руку моет.

Отмывают и отмазывают "звезду" несмотря на ее неблагонадежность. Репутация у Андрея в Тайге не кристальная. "Семья неблагополучная. Андрей стоял на учете в ПДН, – поясняет ситуацию Лариса. – Его старший брат занимался боксом у того же тренера, но в уличной потасовке получил травму от удара кирпичом и завязал со спортивной карьерой. Отцы у братьев разные, но оба отбывали срок в местах лишения свободы. Говорят, и Андрей был неоднократно замечен в уличных драках. В полиции мы об этом сообщали, все в курсе, но никто ничего не делает, потому что нет заявлений. А заявления не пишут – боятся: город у нас маленький".

Удивительно, но город о случившемся промолчал. В местной прессе не было сказано ни слова об этом инциденте. То ли потому, что для Тайги подобные случаи – привычная обыденность и проломленные боксерами черепа никого уже не интересуют, то ли кто-то писать об этом не советовал. Зато статьи с перечислением заслуг "звезды" выходят в местных изданиях одна за другой.

Попытки матери пострадавшего найти справедливость за пределами города никаких результатов пока тоже не принесли. В департаменте спорта и молодежной политики Кемеровской области сослались на то, что на момент обращения уголовное дело еще не было заведено. Информацию передали в отдел образования, те, в свою очередь, провели воспитательные и профилактические мероприятия в школах города, отчитались и на этом вопрос закрыли. А когда уголовное дело все-таки завели, "звезду"… наградили именной стипендией депутата тайгинского горсовета Максима Харина и включили в сборную России. И никого ничего не смутило.

Тренер Андрея сообщил нам, что уголовная статья никак не влияет на его спортивную карьеру: "Многие боксеры имеют судимости, в основном за драки, – спокойно отметил Анатолий Иванов. – Конечно, Андрея эта ситуация не красит как спортсмена. И я всегда говорю ребятам, что лучшая драка – это та, которая не состоялась. Я не поддерживаю применение силы вне ринга. Наказание он несет дисциплинарное. В десять часов он уже дома. В одиннадцать ложится спать, я это четко контролирую". Тренер считает, что Андрей осознал вину и даже испугался. Но пока, кроме его слов, об этом не говорит ровным счетом ничего. "Если мы сейчас выгоним его из бокса, мы потеряем мальчишку, – продолжает Анатолий Анатольевич. – А дальше он может повторить судьбу своего отца. Я этого не хочу, я 10 лет в него вложил". Тренера понять можно – он защищает свое детище, перспективного воспитанника.

Но пока тренер искренне верит в то, что его подопечный вынес урок из этой страшной истории, "звезда" на раскаявшегося совсем не похож. А зачем? Ведь все и так прекрасно. Недешевый адвокат, тренер и родители его защищают, правоохранители, городские депутаты и пресса лояльны. 19 декабря он получил именную стипендию, а 21-го эта информация уже появилась на страницах местной газеты. "В торжественной обстановке депутат Совета народных депутатов Тайгинского городского округа М. Ю. Харин вручил спортсмену Благодарственное письмо и денежную премию", – пишет пресс-секретарь городского главы на страницах газеты. И ничего, что цена гордости за "талантливого спортсмена" – здоровье и сломанная жизнь другого молодого тайгинца.

Устраивает ли депутата Харина и его избирателей осознание того, что по городу ходит боксер-стипендиат, с которым вечером лучше не встречаться, – мы узнать не смогли. В Совете народных депутатов ТГО сообщили, что рабочего телефона у Максима Юрьевича нет (о депутатских приемах никто, видимо, не слышал), как его найти – они не знают, разве что по сотовому. Однако наши звонки на сотовый тайгинского депутата остались без ответа. Похоже, парадно вручать стипендии народному избраннику привычнее и комфортнее, чем заниматься делом и отвечать на неудобные вопросы журналистов.

Почти сразу после получения именной стипендии "звезда" отправился в Баку на международные соревнования. На его странице в "Инстаграм" начали появляться довольные "себяшки", посты на фоне моря и видеозаписи боев. Почему подозреваемый, находящийся под следствием по уголовному делу, свободно пересек границу, остается только гадать. Как пояснил адвокат Николай Ворошилов, для человека, на которого заведено уголовное дело, должна быть избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. И покинуть пределы страны он мог либо незаконно, либо по разрешению следователя. "Насколько это разрешение было обосновано – для меня пока большой вопрос", – отметил Николай Алексеевич. Сама "звезда" от общения с нашим корреспондентом отказался.

Неосторожный удар!?

Злополучная драка произошла 18 июля, уголовное дело было заведено только 20 сентября после нескольких отказов и до сих пор не передано в суд. "С нами разговаривают довольно резко, – растерянно отмечает Лариса. – О последней очной ставке нам сообщили день в день, причем 7 января. На допросах со стороны Андрея присутствует он сам, его мама как официальный представитель несовершеннолетнего и адвокат. Моему сыну всего 18.

Но, даже находясь в больнице и потом уже дома на постельном режиме, на многочасовых допросах он был один".

В свете происходящего уже не кажется странным, что ни маме, от имени которой было написано заявление, ни дедушке, который по требованию следователей оформил нотариальную доверенность на представление интересов Косыма, но все равно был отправлен доказывать свое родство с внуком, присутствовать на допросах не разрешают. И опять же никого из правоохранителей не смущает откровенное нарушение ст. 55 УПК, по которой в качестве представителя стороны защиты "могут быть допущены один из близких родственников или иное лицо, о допуске которого ходатайствует гражданский ответчик". По данному факту написано заявление в прокуратуру. Ответа пока нет.

Особый интерес вызывает и внезапная переквалификация уголовного дела. "Изначально оно было возбуждено по ст.119 УК РФ "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, – уточнила Лариса Исмаилова. – Но потом статью поменяли на 118 – "Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности". Следствие ведет к тому, что травма моим сыном была получена при падении. А как же тот мощнейший удар, который был заснят на видео?" – недоумевает Лариса Исмаилова.

Видео действительно есть. Сняли его участники потасовки на сотовые телефоны. Видеозапись быстро распространилась по друзьям Андрея, а кто-то из них выложил ее в социальную сеть. Когда началась шумиха, видео отовсюду удалили. А та запись, которая сохранилась у следователя и тренера, начала таять на глазах. Сначала исчезла первая часть конфликта – и избиение тут же перестало быть групповым. Потом был обрезан момент выхода шатающегося Косыма из-за кустов – и нет больше подтверждения тому, что подростки не "толкались", а коллективно избивали более слабого. А последняя редакция начинается вообще с момента замаха Косыма на Гусанова – теперь пострадавший и вовсе становится зачинщиком и провокатором. От этого куска записи, вырванного из контекста, отталкиваются многие, и дознание в том числе: Косым начал первым. Только где логика: полуслепой парень, без очков, подходит к компании боксеров и первым начинает драку. Самоубийца или идиот?

"Все равно, кто первый начал, – пояснил нам адвокат Николай Ворошилов, – ответственность наступает по последствиям. В данном случае причинен тяжкий вред здоровью. И за него нужно отвечать. Но даже если допустить, что Косым сам внезапно бросился на Гусанова, со стороны спортсмена было явное превышение необходимой самообороны. Причем один умышленный удар средней тяжести в висок (его никак не квалифицирует дознание), а вторая травма относится уже к тяжкому вреду здоровья, но почему-то действия виновного квалифицируются как неосторожное причинение вреда здоровью, т.е. более легкой статьей, а о средней тяжести вреда здоровью вообще умалчивается. Смысл понятен, по этой статье вряд ли лишат свободы, но где же надзирающая прокуратура? Где защита личности со стороны государства? Ведь налицо жесткая демонстрация силы и собственного превосходства человека, обладающего приемами единоборства, плюс оставление человека в опасности".

Ситуация при всей, казалось бы, очевидности доходит до абсурда. Чуть не погибший от удара боксера парень вынужден доказывать, что не сам по недоумию или злому умыслу налетел на кулак и раскроил себе череп. "Никогда не думали, что нам как пострадавшим будет нужен адвокат, – сокрушается папа Косыма электромонтер Азамжон Исмаилов.

Защиту прав пострадавшего мальчика взял под личный контроль Почетный адвокат России Николай Ворошилов. "Во-первых, я планирую выявить открытые замечания и претензии по ходу дознания, – поясняет Николай Алексеевич, думаю, что их будет немало. Возможно, попросим передать дело следствию, а не дознанию, поскольку явно просматривается умышленное, а не неосторожное причинение вреда здоровью, назначить независимую комплексную экспертизу. Возможно, встанет вопрос о ходатайстве по передаче дела для проведения следствия независимым следователям, например из г. Кемерово. Далее я считаю нужным попытаться восстановить первую часть инцидента, о которой госорганы почему-то благополучно забыли. Юноша и там получил повреждения, пусть не тяжкие, но закрывать на них глаза нельзя. К тому же если это был групповой конфликт, меняется ответственность и квалификация действий виновных. У меня очень много вопросов к тайгинскому дознанию и прокуратуре. Избирательность закона – главная проблема сегодня. Как его повернешь, такой результат и получишь, и многие этим пользуются. Это порочная практика, с которой нужно бороться. Сложилось общественное мнение, что недобросовестные чиновники, правоохранители и даже суды служат системе и защищают зачастую интересы сильных мира сего. Обычный человек мало кого заботит. Тем более если заступиться за него некому. Но произвола в этом деле допустить нельзя".

Описанная нами ситуация ужасна по сути, но не нова. Честь мундиров разных мастей, круговая порука, ангажированность власти и бесправие маленького человека – реалии жизни. Однако финал этой истории пока остается открытым.

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle