Путь в никуда

"Дом для бомжей" работает в Кемерове много лет. Здесь находят приют те, кто когда-то оказался на улице. Какие проблемы решают в Центре социальной адаптации населения города Кемерово, и почему не все бездомные могут получить помощь государства, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Больных СПИДом не принимаем

Служба работы с бездомными появилась в Кемерове 25 лет назад. Так называемые лихие девяностые стали тяжелым временем для большинства россиян. Одним оно подарило новые возможности, других погрузило в кризис и безденежье. Именно тогда на улицах городов стало появляться особенно много людей без определенного места жительства. Попыткой решения этой проблемы стало создание кемеровскими властями в 1992 году дома временного ночного пребывания. Это было одно из первых учреждений в России, которое занималось бездомными. Позже именно по его образцу открывалось большинство подобных центров в стране.

– Мы были одними из первых, кто стал заниматься бездомными. Тот формат социальной реабилитации людей, который был выработан в 90-е, постоянно улучшался. За время своего существования учреждение претерпело ряд изменений. Сейчас мы не только раз в сутки предоставляем чашку горячего супа и крышу над головой. Мы внедрили идею социально-трудовой реабилитации, чтобы помогать людям с улицы возвращаться к нормальной жизни, – рассказывает директор муниципального бюджетного учреждения "Центр социальной адаптации населения города Кемерово" Юрий Шевчук.

По его словам в среднем за год через Центр проходит две тысячи человек. Но в последнее время обращений в Центр стало меньше. В частности это связано с открытием в Кемерове некоммерческих организаций (НКО), принимающих к себе людей, оставшихся без крова. Например, в Центре социальной адаптации категорически запрещено употреблять алкоголь и наркотические препараты. В НКО могут быть более терпимы к постояльцам.

– Если мы будем давать послабления людям, живущим в нашем Центре, то нарушится сам принцип реабилитации, принцип здоровой адаптации человека в социуме. К тому же это связано с безопасностью. Мы также не принимаем людей с открытыми формами туберкулеза и тех, кто болен финальной стадией ВИЧ – СПИДом. Но помочь им можем, направив на лечение в профильные медицинские учреждения. При этом ВИЧ-инфицированные люди у нас живут. Здесь ограничений нет, – поясняет Юрий Шевчук.

Несмотря на то, что, по словам Юрия Шевчука, количество постояльцев в Центре социальной адаптации населения города Кемерово за последнее время сократилось, тем не менее финансирование учреждения с 2012 года выросло почти на 4,5 млн рублей (с 11,4 млн до 15,8 млн рублей). Правда, в 2015 году финансирование было сокращено почти на миллион (14 млн 436 тыс. рублей). Юрий Шевчук объясняет это тем, что в 2015 году в Центре жило меньше бездомных. Но в последующие два года бюджет вырос до прежнего уровня и составил более 15 млн рублей. При этом не все бомжи находятся в Центре бесплатно. Некоторые платят за свое проживание.

На произвол судьбы

В Кузбассе существуют некоммерческие центры, которые представляют собой своеобразные коммуны из бездомных. Селятся они в съемных квартирах по 5-6 человек. Самостоятельно ведут хозяйство. Следят за порядком и дисциплиной. Находятся на полном самообеспечении. Работают. Обычно это разовые заработки или сезонные работы в сельской местности, за которые платят продуктами. Такие центры не контролируются государством и не получают от него никакой поддержки.

По словам куратора одной их таких "коммун" в Кемерове, Ярослава, сюда принимают всех нуждающихся. Денег за постой не берут. Помогают товарищам избавляться от наркотической и алкогольной зависимости. Мужчина говорит, что для этого им не нужны медикаменты и психологи. Достаточно личного примера и трудовой терапии. Иногда отправляют людей в другие города, чтобы избавить от пагубного влияния старых дружков. Чтобы человек мог начать жизнь с чистого листа. Ярослав заверил, что ни пить, ни употреблять наркотики у них нельзя.

Мужчина говорит и о том, что современные синтетические наркотики представляют собой большую проблему. Вылечить от такой зависимости человека крайне сложно.

Ярослав рассказал, что у них есть личная договоренность с больницами, которые делают его товарищам бесплатную флюорографию, не спрашивая документы и не задавая лишних вопросов, понимая, откуда пришли эти люди. Координаторы центров помогают с оформлением документов. Через знакомых устраивают на работу.

– Тех, кто уходит из центра и начинает вести нормальную жизнь (женятся, заводят детей) очень мало, всего 3-4%, – говорит Ярослав.

Судьба тех, кто покидает такие центры, обычно неизвестна. Но есть люди, которые возвращаются. И им не отказывают. Срок их пребывания в центре никто не ограничивает. Многие живут здесь годами, ходят на работу. Просто у них нет достаточного заработка, чтобы снять отдельное жилье.

В такие центры приходят люди, которые не нужны никому – ни родственникам, ни государству.

Новые мошенники

Возможно, количество людей, которые приходят за помощью в центр социальной адаптации населения города Кемерово к Юрию Шевчуку, и сократилось, но это совсем не говорит о том, что их стало меньше в целом. Часть бездомных взяли на себя НКО. Кому-то отказывает и сам Центр – и они остаются на улице. Другая же часть – те, кто не принимает помощь государственных или негосударственных учреждений, и предпочитает зарабатывать банальным попрошайничеством, обогащая, так называемую, "мафию нищих".

К примеру, выездная бригада экстренной социальной помощи Центра адаптации выезжает по звонкам кемеровчан, заметивших в подъезде или на улице людей в лохмотьях. С ними работает психолог, фельдшер, полиция. Иногда бомжей приходится уговаривать принять помощь. Кто-то соглашается поехать в Центр, но есть категория людей, которые отказываются и остаются на улице. Значит, быть бездомными им, скорее всего, выгодно.

Как рассказал Юрий Шевчук, сейчас набирает популярность новый вид мошенничества: инвалида одевают в военную форму, которая свободно продается в специализированных магазинах. Под видом ветеранов афганской или чеченской войны этих людей отправляют просить подаяние. Чаще всего они просят деньги у стоящих на светофоре водителей автомобилей или стоят возле торговых центров.

– Это мошенники. Деньги они берут не себе, а отдают покровителю. Сам инвалид за свою "работу" имеет в лучшем случае тарелку супа, – говорит Юрий Шевчук.

А, порой, случаются прямо-таки детективные истории. Так, несколько лет назад на улицах Кемерова начали замечать безногого мужчину, который просил милостыню. Выяснилось, что в наш город он приехал из Тюмени. Сотрудники Центра социальной адаптации не раз предлагали ему помощь, но тот отказывался.

– Однажды он приехал ко мне и попросил спрятать его. Рассказал, что его девушку взяли в заложники представители "мафии нищих", а его заставляют попрошайничать. Просил отправить его домой. Мы нашли деньги, купили ему билет, помогли с документами. Через Юргу отправили на родину в Тюмень. Потом он звонил уже из дома, благодарил, – рассказывает Юрий Шевчук.

Вот так попытка заработать привела человека в кабалу к мафиозным покровителям.

Отель для бомжей

Люди становятся бездомными по-разному. К этому приводят и социально-экономические причины, и войны, и всевозможные жизненные ситуации. Пьянство, наркомания, тюремное заключение, конфликты с родственниками, психические заболевания, неблагополучные семьи, действия мошенников – все это основания, по которым люди попадают на улицу.

– У каждого случаются трудные периоды в жизни, но кто-то опускается на самое дно. Мы делаем попытку вытащить этих людей. Даем приют, восстанавливаем документы, оказываем психологическую поддержку. Помочь человеку найти место в обществе бывает сложно. Ведь многие проблемы закладываются еще в детстве, в процессе воспитания. Когда негативные привычки формируются годами, бывает сложно вытащить человека именно психологически. Иногда требуется много времени, чтобы запустить программу нормальной жизни. Но это возможно, – говорит Юрий Шевчук.

В настоящее время кемеровский Центр социальной адаптации может единовременно принять 120 человек. И свободные места есть практически всегда. В Центре есть отделение срочной помощи, которое занимается первичным приемом. Задача его специалистов поговорить с человеком, отмыть, оказать первую доврачебную медицинскую помощь. Если необходимо серьезное лечение, направить в одно из медицинских учреждений города.

Для людей, которым сложно передвигаться, в Центре предназначено отделение социального ухода. Оно рассчитано на 15 мест. Здесь в основном находятся лежачие пациенты.

Тем, кто мобилен и способен самостоятельно себя обслуживать, предоставляются места в социальном общежитии. Оно рассчитано на 60 коек. Сутки пребывания здесь будут стоить постояльцу 45 рублей.

После того, как человеку будет предоставлен весь спектр услуг (восстановлены документы, оформлена инвалидность, назначена пенсия), он может переселиться в более комфортные условия социальной гостиницы за 130 рублей в сутки. Здесь могут жить и подопечные отделения социально-трудовой реабилитации, где им помогают с поиском работы. Это те, кто трудоустроился, но пока не имеет возможности снять квартиру. Когда доход стабилизируется, люди уезжают. Начинают самостоятельную жизнь.

Средства, полученные от постояльцев, частично идут на зарплату персонала (60%) Центра, частично на оплату коммунальных услуг (40%).

По внутреннему положению, обратившийся в Центр социальной реабилитации трудоспособный человек, может находиться здесь до шести месяцев. Но этих сроков бывает недостаточно для решения всех вопросов, особенно если дело касается восстановления гражданства и документов. Это длительный процесс, который может занять 2-3 года, особенно если речь идет об иностранных гражданах. Тогда по личному заявлению гражданина на имя руководителя учреждения, этот срок продляется на столько, на сколько необходимо.

Правда есть люди, которые приходят в Центр, и, перекантовавшись несколько дней, снова возвращаются на улицу.

А вообще, как говорит директор Центра Юрий Шевчук, сколько людей, столько и жизненных ситуаций. С каждым человеком нужно работать индивидуально. Бездомные – это одна из сторон любого общества. И ее невозможно обойти стороной. Часто именно психологическая помощь становится решающей в возвращении человека к нормальной жизни.

– У каждого есть определенный статус в обществе. И его формирование зависит от многих факторов – интеллектуальных способностей, физических данных, семьи. Одному в этой жизни повезло, другой добился успехов упорством и трудом, а кто-то остался на обочине – не повезло, расслабился, повлияла негативная обстановка в семье или остался круглой сиротой. И если человек оказался на улице, отворачиваться от него нельзя. Помогаем же мы бездомным кошкам и собакам. А это человек, – говорит Юрий Шевчук.

Несмотря на работу кемеровского центра адаптации населения, проблема бездомных остается. Как оказалось не все категории людей, оставшихся без жилья, могут воспользоваться поддержкой государства. И судьба тех, кому некуда идти, тех, кто не знает, куда обратиться за помощью или по какой-то причине не может этого сделать, остается неясной.

Фото: VSE42.Ru, images.google
Автор:
Комментарии для сайта Cackle