Шерегеш: без воды, бизнеса и летнего туризма

В ноябре в Шерегеше откроется новый горнолыжный сезон. Но в центре внимания курорт оказался уже сейчас. Правда, повод нерадостный. Местные предприниматели рискуют потерять бизнес, а туристы остались без питьевой воды.

Почему это произошло, и какое будущее ждет горную жемчужину Кузбасса, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Благими намерениями…

Сегодня Шерегеш – один из самых популярных (наряду с сочинской "Розой Хутор") горнолыжных курортов России. Областные власти уже не первый год сообщают о миллионном потоке туристов. Бывают среди них и VIP-персоны – например, премьер Дмитрий Медведев, который посетил Шерегеш в апреле прошлого года.

Также горная жемчужина Кузбасса (как часто именуют Шерегеш) славится фестивалем Grelka Fest. Во время него проходит массовый спуск в бикини, численностью которого Шерегеш ежегодно соревнуется с тем же курортом на Красной Поляне. В этом году был поставлен рекорд – в спуске в купальных костюмах участвовали 1498 человек.

В общем, со стороны кажется, что все в Шерегеше хорошо. Кто-то даже стал называть его "нашими Альпами", хотя до европейского собрата кузбасскому курорту еще расти и расти. Для этого нужно развиваться, делать качественный шаг вперед. А это невозможно без значительных инвестиций.

И чтобы сделать Шерегеш более привлекательным для инвесторов, в декабре 2016 года облсовет народных депутатов принял закон "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления Шерегешского городского поселения и органами государственной власти Кемеровской области". Суть его сводится к тому, что теперь решение ключевых вопросов о строительстве на курорте (например, подготовка документов по планировке территории и выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов) взяла на себя региональная власть в лице Главного управления архитектуры и градостроительства Кемеровской области. А вопросы относительно генплана Шерегеша (его подготовка, утверждение и внесение изменений) и правил землепользования и застройки городского поселения теперь решает коллегия обладминистрации.

По словам представителей малого и среднего бизнеса, работающих в Шерегеше не первый год, принятый закон лишь закрепил складывающийся годами порядок, по которому собравшийся строиться на горе предприниматель все равно должен был "ехать на поклон" к областным властям.

Неравный спор соседей

Закон о перераспределении полномочий в строительстве в Шерегеше приняли девять месяцев назад. Но ожидаемого прибавления в инвестициях за это время он не принес. Деньги рекой в курорт не потекли, крупных бизнес-игроков на горе не появилось. Зато бьют в набат местные предприниматели – те, которые развивали свое дело еще до того, как Шерегеш стал известен на всю Россию. По мнению бизнесменов, сейчас создаются юридические основания для изгнания их с горы.

Пока речь идет только об участке земли, который находится на выкате в нижней части горнолыжных трасс. Там расположены гостиницы, центр проката и ремонта горнолыжного снаряжения. По словам их владельцев, опасность они почувствовали еще в прошлом году, когда о новом генплане Шерегеша заговорили всерьез.

Тогда глава Таштагольского района Владимир Макута и бывший замгубернатора Дмитрий Исламов получили письмо от первого заместителя гендиректора ООО "Каскад Юг" Анны Ударцевой. В нем она просила при подготовке нового генплана Шерегеша отнести вышеназванный участок земли к подзоне Р7. Это подзона рекреационного назначения для размещения и устройства лыжных трасс. По сути, предлагалось "зачистить пятачок" от застройки. Причем на законных основаниях – ведь после изменения назначения участка находящиеся на нем постройки станут нелегальными.

Одним из таких "нелегалов" рискует стать предприниматель Вячеслав Чернов, занимающийся прокатом и ремонтом горнолыжного оборудования.

– Я работаю здесь уже 15 лет. Более того – являюсь собственником земли, а не арендатором. Все сделал своими руками. А теперь у меня хотят все забрать, – рассказал Вячеслав Чернов.

Казалось бы, почему власти должны прислушиваться к письму, в котором один расположенный на горе бизнес фактически призывает уничтожить соседа? Дело в масштабах и тяжеловесности фигур: Чернов и находящиеся рядом с ним предприниматели – представители малого и среднего бизнеса. А их сосед – в данном случае семейство компаний, использующих в названиях слово "Каскад", аффилированных или напрямую принадлежащих президенту совета директоров "Кузбасской топливной компании" Игорю Прокудину. Который является "якорным инвестором" Шерегеша и, как ранее сообщалось в местных СМИ, планирует вложить в развитие курорта миллиард рублей. Правда, при соблюдении определенных условий, среди которых – перенос находящихся на выкате с трасс гостиниц, кафе и прочего бизнеса.

К чести Владимира Макуты, даже под таким давлением и угрозой потери крупного инвестора он вступился за мелкий и средний бизнес. Поэтому назначение земли осталось прежним.

Помощь «свыше»

Но радовались шерегешские предприниматели недолго. Вскоре последовало перераспределение полномочий в пользу областных властей. Рвение последних не кажется совпадением, если вспомнить "административное" прошлое Прокудина, который в 90-х был весьма влиятельным областным чиновником – первым замгубернатора.

– Прокудину нужна наша земля, но выкупать ее по нормальной цене он не захотел. И спор хозяйствующих субъектов превратился в рейдерский захват с привлечением административного ресурса. Все, что сейчас делается, заточено на одного человека – Прокудина. Нас сейчас ликвидируют, а потом он построит здесь свои объекты. А нам в качестве компенсации дадут землю где-нибудь в глухой тайге, – рассказал на условиях анонимности один из местных предпринимателей.

По его словам, несколько раз на встречу с местными бизнесменами приезжали "люди из администрации". Они обещали, что новый генплан и ПЗЗ Шерегеша их никак не затронет. И, казалось бы, слово сдержали – вместо подзоны Р-7 участок земли попал в подзону Р-5-1. Которая так и называется – "подзона рекреационного назначения для размещения курортных центров, с включением объектов общественно-деловой, социальной и транспортной инфраструктур". А значит, строения там не запрещены.

Но и здесь для местных предпринимателей не все так гладко. Дело в том, что в ПЗЗ на земельные участки и объекты устанавливается целый ряд ограничений. Например, площадь участка должна быть не меньше 330 квадратных метров, а здание должно занимать не больше 60% от площади участка. Разумеется, многие объекты инфраструктуры, которые строились задолго до принятия ПЗЗ, этим требованиям не соответствуют. А значит, первая же направленная недоброжелателями проверка признает их незаконными. С предсказуемыми последствиями в виде сноса.

– Раньше наш бизнес развивался на конкурентных, но добропорядочных отношениях. Сейчас все по-другому. Местный бизнес не слушают, не дают развиваться. Уже три года как действует мораторий на строительство новых и реконструкцию имеющихся объектов. А я хочу развиваться, вкладывать деньги в свое дело. В это же время Прокудин делает парковку и начинает строить канатку вместо бугелей, – сетует Вячеслав Чернов.

Тем не менее, конкуренции с Прокудиным предприниматели не боятся. Они хотят, чтобы она была честной. Потому что есть тот же толком не освоенный сектор Е, куда может приложить свою руку олигарх. Вместо того чтобы "выдавливать" мелкий бизнес с клочка земли на секторе А…

«Мертвый» сезон

Но главные недостатки Шерегеша по сравнению с другими известными курортами проявляются летом. В гостиницах царит "мертвый" сезон – ведь в это время года делать тут просто нечего. Разве что вкусно поесть в ресторанах или поплескаться в бассейне. Но ведь не за этим же ехать в горы?

Кстати о горе. На подъемниках можно попасть на вершину Зеленой, но что дальше? Есть единственный пешеходный маршрут к опять-таки единственной местной достопримечательности – Поклонному Кресту на горе Курган. Но осилить его сможет далеко не каждый. И дело не в уровне физической подготовке – просто дорога превращается в месиво грязи. Преодолеть которое можно разве что в сапогах, да и то с трудом.

Но и это еще не все. Даже пробравшись по этой грязи, натыкаешься на заполненную водой траншею, которая больше смахивает на речку. Но, как говорят местные жители, это вовсе не природный водоем. А последствия работы бульдозеров, занятых, по слухам, на одной из строек Прокудина.

– Люди поднимаются на гору ради того, чтобы пройти на Крест. А тут такое! В зоне пешеходных маршрутов работает тяжелая техника. О каком развитии летнего туризма можно говорить? Мало того, что не создают здесь ничего. Так еще и уничтожают то, что возникло естественный путем, – сокрушается Вячеслав Чернов.

Еще один пример варварства в Шерегеше – строительство новой канатной дороги. Она проходит над несколькими земельными участками и, по словам их владельцев, не была с ними согласована. Зато стройка, по их мнению, "была согласована кулуарно с областью". Видимо, поэтому все закрывают глаза на очевидные нарушения. Например, что трос проходит над одной из гостиниц (что категорически запрещено и в случае ЧП может привести к значительным человеческим жертвам). Или что в пресловутый год экологии строители нанесли непоправимый вред природе, вырубив большой участок леса и фактически уничтожив живой ручей.

Водная катастрофа

И раз уж речь зашла о воде. Звучит дико, но питьевой воды в Шерегеше официально нет. Еще в ноябре прошлого года Роспотребнадзор признал воду в ручье Горный непригодной для питья или хозяйственно-бытового водоснабжения. Получается, что миллиону туристов в новом сезоне будет попросту нечего пить. Конечно, до смерти от жажды дело не дойдет – гостиницы наверняка закупят бутилированную воду. А стоимость ее, надо полагать, раскидают по другим позициям в чеке для посетителей. Вопрос в другом – почему горнолыжный курорт российского уровня докатился до такого состояния?

– Причиной стали массовые стройки в водоохранной зоне. Все шло к этому лет 10. Мы писали письма во все инстанции, приглашали разные проверки, но все впустую. Никто не хочет заниматься этой проблемой, брать на себя ответственность. Легче же нас сделать крайними, мол, запустили все и довели до такого, – рассказал директор ООО "Коммунальные сети горы Зеленой" Николай Блудилин.

По его мнению, есть несколько способов выйти их сложившейся тяжелой ситуации. Глобальный – это найти источники водоснабжения с защищенными контурами. Которым, грубо говоря, никакая стройка не будет помехой. Или же пробурить несколько скважин. Еще один вариант – протянуть ветку с водохранилища 4-й ключ – кажется Николаю сомнительным.

– В этом случае возникнет вопрос, а не остается ли без воды поселок. Он и сейчас не шибко-то обеспечен водой. Критичная ситуация была в 2012 году, когда выдавали воду по часам, – отметил Блудилин.

За последние годы у "главного по воде" скопилась большая коллекция писем в различные инстанции. Например, в Роспотребнадзор, прокуратуру, главе Таштагольского района Владимиру Макуте. В них отчетливо прослеживается мысль, что качество воды ухудшилось из-за строительства в первом поясе зон санитарной охраны водоисточника. Которое ведет, в том числе, предприятие "Каскад".

Корреспондент VSE42.Ru обратился к кузбасскому олигарху с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию по нескольким вопросам – генплану Шерегеша, ущербу экологии на горе и загрязнению воды из-за строительства. Но, к сожалению, на момент публикации статьи ни сам Прокудин, ни его пресс-служба на запрос не ответили.

Фото: VSE42.Ru
Автор:
Комментарии для сайта Cackle