Право на татуировку

Около 50 процентов россиян в возрасте до 30 лет имеют тату – такова неофициальная статистика. На дворе XXI век, мы часто говорим о свободе, толерантности и широте взглядов… И все же, казалось бы, такое безобидное явление, как татуировка, до сих пор вызывает противоречивые отклики. Какое место в жизни современных кемеровчан занимает искусство изображения несмываемых рисунков на коже, выяснял корреспондент сайта VSE42.Ru.

Поколение «татуированных директоров»

Россияне прониклись романтикой художественной татуировки. Казалось бы, люди, которые покрывают свое тело замысловатыми рисунками, не должны вызывать особых эмоций в обществе, где изменение внешности, порой более радикальное, чем тату, стало нормой. Пластические операции, татуаж бровей, губ, восполнение объемов мягких тканей лица (всем известные губы "уточки") сегодня на пике популярности. А если и вызывают какую-то реакцию, то чаще ироничную. Но…

Существует ряд профессий, где не приветствуется наличие татуировок на открытых участках тела. Правда, такое ограничение формально нигде не отражено. И если опираться на нормы права, то увольнение из-за татуировок можно приравнять к дискриминации, а значит, подобное будет считаться прямым нарушением прав и свобод гражданина России. И, тем не менее, практика увольнений или отказов в приеме на работу из-за тату существует.

Директор одной из кемеровских школ на условиях анонимности поделилась своим мнением с сайтом VSE42.Ru:

– Я считаю, что работник образования не имеет права "украшать" себя татуировками. При рассмотрении кандидатуры на должность учителя, я не стану говорить об этом напрямую, но повод отказать найду.

Значительная часть населения России имеет на теле татуировки. Причем их наличие не зависит от социального статуса и уровня образования человека. Татуировку можно найти, как у рядового менеджера, так и у человека имеющего ученую степень. Очевидно, что с ростом популярности тату-культуры через несколько лет количество таких людей возрастет. И следующее поколение выпускников педагогических вузов будет массово щеголять яркими татуировками. Кто же через несколько лет будет учить детей читать и считать, раз в педагогической среде татуировки признаны злом? Видимо, придется ждать, когда вырастет поколение татуированных директоров.

Наличие татуировок не приветствуется и в модельном бизнесе, а особенно на конкурсах красоты. Например, по словам руководителя кемеровского модельного агентства Екатерины Фельдман, на конкурсе "Мисс Россия" есть полный запрет на татуировки для участниц. На подиум модели в татуировках попадают редко. В кастингах более выигрышную позицию занимают девушки с "чистым телом".

– Тату ограничивает модель. Если внешность девочки нравится стилистам, но рисунки на ее теле не стыкуются с образом, то претендентка получит отказ, – объясняет Екатерина Фельдман.

Кемеровская модель Дарья Панфилова набила первую татуировку в 15 лет. Сейчас ей 22. Она продолжает покрывать тело несмываемыми рисунками и говорит, что ни разу об этом не пожалела. А вот, что она думает о критике в свой адрес:

– Не могу сказать, что люди к этому относятся осуждающе. Большинство реагирует вполне адекватно. Негатив обычно идет от людей "совка", от тех, кто до сих пор мыслит категориями того времени.

Для Даши татуировки – это искусство. Она делает их потому, что ей это нравится. И девушка не требует, чтобы кто-то разделял ее вкусы. Правда, из-за большого количества тату Дарью не берут на работу за границей:

– О том, что из-за тату у меня нет шансов стать профессиональной моделью за границей, сообщила скаут одного из российских модельных агентств. Честно говоря, я не удивилась. Это российский менталитет. Достаточно посмотреть на русских моделей. Они все однотипны. Индивидуальность у нас не приветствуется. На самом деле на европейских подиумах девочки с татуировками работают совершенно спокойно.

Нательная живопись

Если лично вы не слишком сведущи в теме татуировок, то лучший способ составить представление о ней – познакомиться с профессиональным тату-мастером. Один из них – Вячеслав Нечупиенко, который уже почти 10 лет "бьет" татуировки. В профессию он пришел осознанно. Вячеслав рисовал всю жизнь. И татуировки стали той сферой, в которой он смог в полной мере реализовать свой потенциал художника.

Наш разговор начинается с экскурса в историю. Современные машинки для нанесения татуировок придумали всего 100 лет назад. За это время их устройство не претерпело каких-либо принципиальных изменений. Меняется дизайн, но суть остается та же. Есть роторные машинки и машинки, работающие на основе принципа электромагнитной индукции. В последние годы наибольшей популярностью пользуются роторные.

В то же время сохранился ручной метод нанесения на тело несмываемых рисунков. Сегодня это так называемая "домашняя татуировка", когда люди пытаются делать тату, затрачивая минимум средств. Технический арсенал такого мастера ограничивается иглой и набором пигментов (красок). Вячеслав скептически относится к подобному творчеству:

– У меня к этому профессиональное отношение. Лучше работать машинкой. Во-первых, она позволяет работать быстро. Во-вторых, точно. Игла двигается по четкой траектории, заданной устройством. Машинка делает вероятность ошибки минимальной. Если говорить о технике "хэндпоук" (когда для работы используется только игла и руки) или японской технике "тебори" (использующей от 3 до 35 игл, закрепленных в бамбуковой ручке), то работать в них рискованно. Сложные элементы выполнить рукой практически невозможно. Пожалуй, только японские мастера старой школы способны выдавать то же качество, что машинкой. Но это асы, посвятившие ремеслу всю жизнь. Да и зачем изобретать велосипед и возвращаться к истокам, когда уже все давно придумано и проверено временем?

К процессу создания татуировки Вячеслав подходит серьезно. В нем, кстати, участвует не только мастер, но и сам клиент. Интересно, что многие клиенты "отсеиваются" на этапе предварительных консультаций. Обычно это люди, которые "не знают, чего хотят". Вячеславу нравится работать с теми, кто осмысленно решил набить тату. Если у клиента есть идея, но он не может привязать ее к конкретным образам, мастер подбирает варианты или предлагает сделать то, что у него особенно хорошо получается.

Мастеров, которые делают по-настоящему качественные татуировки, в Кемерове не так много, уверен наш собеседник. Говорить о наличии конкуренции среди тату-мастеров в нашем городе сложно. Пять лет назад, по словам Вячеслава, было всего два-три таких человека. Сегодня хороших мастеров немного больше. Но все же, основная масса – это те, кто пришли в профессию только потому, что татуировщиком быть модно. Людям кажется, что тату-салоны и их обитатели овеяны неким флером таинственности. Образ тату-мастера – это образ человека необычного, живущего иной жизнью, чем все остальные люди, это образ гуру, владеющего какой-то тайной, отстраненно смотрящего на мир сквозь призму особой жизненной философии. Такое мнение привело в профессию массу случайных людей, которым, по словам Вячеслава, лучше бы не заниматься тату вовсе.

Принципиально новых трендов в татуировке за последние годы не появилось. Периодически популярными становятся те или иные темы. По-настоящему профессиональные мастера развиваются, оттачивая навыки, усложняя задачи – экспериментируют с графикой, выполняют сложные работы в реалистичном стиле. Сегодня популярны так называемые "биомех" и "органика". Это объемные изображения механизмов или органических природных образований (кора дерева, кораллы, щупальца, кости), выглядящие продолжением "живой плоти". Такие татуировки без преувеличения можно назвать произведениями искусства.

– Хорошие мастера конкурируют за счет улучшения качества работ. Кроме этого профессиональный татуировщик должен развивать свой индивидуальный стиль. Если нет стиля, то ничего особенного в этом мастере нет, – говорит Вячеслав Нечупиенко.

Для профана, человека, который не знает, как оценить качество татуировки, основным критерием выбора мастера служит только стоимость нанесения тату. Чаще всего люди не видят разницы в качестве и удивляются достаточно высокой цене. Однако делать тату "по дешевке" не стоит. Скорее всего, результат разочарует. Скупой платит дважды. Здесь это правило работает безотказно.

– Основная сложность сейчас связана с тем, что у большинства людей отсутствует хороший вкус. Это касается не только татуировки, но и музыки, фильмов, многого другого. Люди не хотят ни в чем разбираться. Отношение ко всему очень поверхностное. Поэтому и обращаются к кому попало, а потом расстраиваются, тратят немалые деньги, чтобы исправить работы горе-мастеров. А ведь татуировка должна быть не только качественной, но и безопасной для здоровья, – объясняет Вячеслав.

6,5 тысяч за сеанс

Несмотря на то, что татуировки уверенно вошли в моду и поток клиентов тату-салонов стабилен, нельзя сказать, что за последние пять лет он заметно вырос. По мнению специалистов, это связано с непростой экономической ситуацией в стране. Ведь если человек и мечтает о татуировке, она не является предметом первой необходимости. А услуги хороших татуировщиков – удовольствие не из дешевых – от пяти тысяч рублей и больше за один сеанс, который длится три-четыре часа. За это время можно наколоть лишь относительно небольшой рисунок.

Если говорить о гендерном составе посетителей тату-салонов, то, оказывается, женщины делают татуировки намного чаще. Девушки смелее, самостоятельнее в принятии подобных решений. Они меньше подвержены влиянию консервативного общественного мнения. Мужчины часто боятся отказа в приеме на работу. Сетуют, что наличие больших татуировок, вызывает гнев начальства.

И, тем не менее, все больше кузбассовцев "бьют татухи". Причем возраст тату-почитателей колеблется от 20 до 40 лет. Изредка приходят те, кому меньше 18 лет, но только с разрешения родителей. Бывают и клиенты, кому за 60 лет, однако таких единицы.

…Многие модные веяния на заре своего рождения подвергались резкой критике. Нешуточные баталии разгорелись в обществе, когда женщины решили позаимствовать из мужского гардероба брюки и начали коротко стричь волосы. Сейчас об этом почти никто не вспоминает. Еще один яркий пример – купальник "бикини", впервые шокировавший публику своей откровенностью в 1946 году. Сегодня же, чтобы найти женщину, ни разу не надевавшую бикини, придется потрудиться.

Во многом ситуацию с татуировками и бизнесом тату осложняет отсутствие нормативных актов, определяющих такое явление, как татуировка и регламентирующих работу тату-салонов. В российском реестре трудовых профессий нет такой специальности, как "мастер татуировки". Отсюда возникают сложности с лицензированием. Но раз художественная татуировка стала массовым явлением среди россиян, возможно, пришло время ввести ее в правовое поле. Такая инициатива могла бы стать еще одним шагом на пути воспитания в нашем обществе уважения чужого мнения и терпимости в целом.

Фото: images.google
Комментарии для сайта Cackle