Уходящий год оказался каким угодно, но только не скучным. Причем практически во всех сферах жизни. В 2016 году, например, жители Кузбасса в целом выбрали муниципальных глав и депутатов Госдумы; в регион пришли новые торговые сети, а власти региона начали организованную борьбу с коллекторами. Увы, случились и трагические события. В том числе обрушения домов в Междуреченске и Кемерове, серьезные ДТП, громкие отставки в высших эшелонах госвласти. Напомнить о наиболее резонансных событиях решил корреспондент VSE42.Ru.
На фоне многочисленных выборов – глав некоторых муниципалитетов, местных депутатов и даже депутатов Государственной Думы России – как видится, особняком стоят выборы кемеровского мэра. Во многом благодаря персоне нового градоначальника. Им стал весьма известный в регионе человек Илья Середюк. Бывший глава Кемеровского района, экс-замгубернатора и вот, наконец, глава областного центра.
Однако еще до того, как стать руководителем Кемеровского района, строил чиновничью карьеру Илья Середюк еще один весьма важный период – он работал заместителем легендарного кемеровского мэра Владимира Михайлова. Так что "хождение" Середюка на городские выборы подавляющим большинством кемеровчан было, видимо, воспринято положительно. Кандидата неизбежно ассоциировали с Михайловым, при котором Кемерово заметно расцвел – не взирая на объективные причины этого расцвета.
Поэтому возможное появление Ильи Середюка изначально воспринималось положительно. Тем более, что его предшественник, сменивший Владимира Михайлова на посту кемеровского главы – Валерий Ермаков – ближе к завершению своего "царствования" вызывал все больше критики со стороны горожан. Насколько она была объективна – вопрос открытый. Но факт остается фактом.
В результате пришедший на смену Ермакову молодой, энергичный и харизматичный Илья Середюк победил на выборах не только с результатом 78,57 процента, но и с существенным бонусом в виде значительного кредита доверия кемеровчан. Который даже необычайно снежная зима и, как следствие, неизбежные проблемы с очисткой городских улиц от снега пока еще не исчерпали.
Справедливости ради стоит отметить, что и сам Середюк старается поддерживать имидж мэра, которого всерьез волнуют проблемы рядовых жителей города. Как Илья Владимирович будет справляться с таким беспокойным хозяйством, как город Кемерово (да еще при все нарастающей нехватке бюджетных денег), – покажет время.
И еще немного о выборах. В очередном созыве Госдумы Кузбасс представлен необычно большим количеством "своих" кандидатов. Всего их девять. При этом абсолютное большинство – семь человек – от партии "Единая Россия". Что, в принципе, предсказуемо. Среди нардепов оказались и те, что уже работали в Думе в предыдущем созыве (Татьяна Алексеева, Павел Федяев), и новые лица (экс-замгубернатора Дмитрий Исламов, экс-спикер облсовета Евгений Косяненко, генеральный директор ОАО "Кузнецкие ферросплавы" Александр Максимов, шахтер Владимир Мельник, бывший пресс-секретарь губернатора Антон Горелкин а также депутат-сенатор с самым большим законотворческим стажем Александр Фокин. Кроме того, в Госдуму попал и представитель партии "Справедливая Россия" Николай Рыжак, который проводил предвыборную кампанию в Кузбассе.
Это позволяет надеяться, что столь серьезное представительство только добавит политических очков региону в целом и позволит на федеральном уровне лоббировать интересы кузбассовцев.
17 марта, спустя почти шесть лет, наконец началось рассмотрение в суде уголовного дела по факту одной из самых трагичных аварий на шахте "Распадская".
Напомним, что 9 мая 2010 года на предприятии в результате двух взрывов погиб 91 человек – шахтеры и горноспасатели. Еще 133 шахтера получили травмы.
Перед судом предстали восемь человек. В том числе технический директор ЗАО "Распадская угольная компания" Анатолий Рыжов, директор ОАО "Распадская" Игорь Волков, главный инженер ОАО "Распадская" Андрей Дружинин, командир Новокузнецкого отдельного военизированного горноспасательного отряда Александр Апальков и еще три сотрудника предприятия обвиняются по ч.3 ст.217 УК РФ (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Восьмым подсудимым стал инспектор Междуреченского территориального отдела горного надзора Ростехнадзора Федор Веремеенко. Однако уже осенью по ходатайству его защитника уголовное преследование в отношении Веремеенко было прекращено в связи с истечением срока давности.
VSE42.Ru уже озвучивал версию, что и в отношении остальных подсудимых адвокаты могут попытаться применить аналогичную тактику поведения в суде, ведь вменяемое преступление может быть расценено судом и как средней тяжести, и как тяжкое. В зависимости от этого исчисляется срок давности. Так, в первом случае, он уже истек и судить бывших работников "Распадской" уже будет нельзя.
Однако пока точка в этом деле не поставлена. Судебное разбирательство, судя по всему, продолжится в 2017 году.
Как говорится, ни разу такого не было, и вот опять. До сих пор Кузбасс как-то обходили случаи с крушениями домов, будь то жилые здания или торговые центры. Но не в 2016 году. Причем сразу – и то, и другое.
Сначала жилой дом в Междуреченске. 31 мая обрушился один из подъездов 64-квартирного дома на улице Весенней. В результате ЧП погибли два человека, еще трое получили травмы. Тот факт, что удалось избежать большего количества жертв – скорее всего, просто счастливая случайность. Обрушение произошло в тот момент, когда большинства жильцов не было дома.
Практически сразу следствие озвучило основную версию произошедшего. Якобы в магазине на первом этаже здания велись несогласованные строительные работы, в результате которых нарушилась прочность несущих конструкций. В результате под арест попали собственник нежилого помещения и трое его работников.
Уже 1 июля от обрушившегося дома не осталось и следа – остатки здания просто снесли. Взамен пообещав построить на этом же месте точно такой же, но только новый. Однако уже осенью, в сентябре, от этих планов власти отказались. По неофициальным данным, планировалось привлечь к строительству нового дома деньги угольных предприятий, поскольку в нем проживали их работники. И если не покрыть таким образом все затраты на строительство, то, по крайней мере, сделать это частично. Но, то ли с угольщиками договориться не удалось, то ли сами жильцы решили не возвращаться на прежнее место – это точно неизвестно, – однако от первоначальных планов решено было отказаться. С другой стороны, власти не отказались от помощи в приобретении нового жилья пострадавшим. Более того, насколько известно, часть из них уже въехала в квартиры, а часть – собирается.
Еще не утихли страсти после крушения жилого дома в Междуреченске, как новое ЧП: в кемеровском торговом центре "Славянский" обрушилась кровля. К счастью, никто не погиб, но четыре человека все-таки попали в больницу.
Почти сутки шли аварийно-спасательные работы. А после того как специалисты оценили последствия обрушения, здание было признано аварийным и не подлежащим дальнейшей эксплуатации. Несмотря на такие выводы специалистов, собственник здания, насколько известно, решил восстановить ТЦ, однако городские власти всерьез воспротивились этому решению. В результате спор продолжился в суде.
Разумеется, после сразу двух аналогичных ЧП появились разговоры о том, что строения – и жилые, и нежилые – в Кемеровской области неизбежно ветшают, а значит, вероятность новых обрушений становится все больше. Так ли это или оба происшествия являются чистой случайностью, например, следствием банального человеческого фактора, сказать однозначно пока трудно.
Для ответа на этот вопрос было даже принято решение о создании комиссий по всем городам Кузбасса, которые должны были проверить состояние чуть ли не всех жилых домов, где есть нежилые помещения на первых этажах. Однако о конкретных результатах работы этих комиссий почему-то не сообщалось. Один из мэров, правда, обмолвился, что подобная деятельность стоит достаточно дорого, а денег в бюджете и без того не хватает.
Одним из самых резонансных ДТП, которое унесло четыре жизни, стала авария с участием экс-начальника областной ГИБДД Юрия Мовшина.
Его внедорожник столкнулся с легковым автомобилем в Кемеровском районе 23 апреля, водитель легковушки выжил, а вот четыре его пассажирки скончались: две погибли на месте, еще две – умерли в больнице.
Как предполагается, внедорожник Мовшина "догнал" второй автомобиль, когда его водитель пытался повернуть налево. Вскоре появились различные данные, в том числе, что второй водитель был лишен прав в 2015 году за нетрезвую езду. Зато сам Мовшин в подобных вольностях замечен не был. Прав за пьянку не лишался, а медосвидетельствование показало, что и во время ДТП он тоже был трезв. Оно и понятно – бывший высокопоставленный полицейский.
Правда, было в его прошлом еще одна автоавария, в которой также, как и в этой, погиб человек. Один человек. На тот момент еще действующий начальник областного управления ГИБДД не стал фигурантом уголовного дела, поскольку оно в принципе не было возбуждено: следственные органы не выявили вины Мовшина.
В отличие от первого смертельного ДТП на этот раз отставной полицейский привлек к своей защите московского адвоката Сергея Жорина. Стоит ли связывать дальнейшие события с этим фактом – сказать трудно, – однако следствие по аварии длится до сих пор. Дело в том, что московский адвокат Мовшина затребовал проведение дополнительных технических экспертиз, которые в настоящее время проводятся в Москве. Сколько еще понадобится времени на их окончание – точно неизвестно. Судя по всему, пока не будет окончательного решения экспертов, уголовное дело по ДТП в суд не уйдет.
Стоит отметить, что, не дожидаясь окончания следствия и приговора суда, областные власти лишили Юрия Мовшина областных наград. В том числе звания "Почетный гражданин Кемеровской области", а также медалей "За особый вклад в развитие Кемеровской области" II и III степени и юбилейной медали "60 лет Кемеровской области".
Вопреки пресловутому экономическому кризису (а, быть может, благодаря ему) в Кемеровской области появились – один за другим – территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР). Это Юрга и Анжеро-Судженск. Суть ТОРов крайней проста: ее резиденты получают существенные налоговые льготы, а значит, могут развивать свой бизнес куда более эффективно, чем в любой другой российской территории.
Что касается Юрги, то тут у властей – помимо ожиданий новых инвесторов, которых, например, глава Юрги Сергей Попов, как сообщалось, планирует аж на 5,4 миллиарда рублей, – есть куда более серьезные планы. Юрга должна стать логистическим центром Сибири. И это не фантазия из серии "Нью-Васюки – шахматная столица мира". Планам чиновников есть вполне веское обоснование. Дело в том, что этот небольшой кузбасский городок занимает крайне выгодное географическое положение, находясь примерно на одном расстоянии сразу от трех крупных городов: Кемерова, Новосибирска и Томска.
При этом через город проходит железная дорога и крупная автомобильная развязка. Так что логистический центр – это логично.
Что касается ТОР в Анжеро-Судженске, то здесь все чуть более туманно. С одной стороны, город тоже стоит на ЗСЖД. Но чисто географически его положение заметно уступает юргинской ТОР. В том числе и из-за отсутствия хорошей автомобильной дороги и большей удаленности вглубь кузбасской территории самого города.
С другой стороны, буквально в декабре уже были озвучены первые планы по развитию местного бизнеса. Одним из первых резидентов ТОР Анжеро-Судженск станет новое мукомольное производство, которое призвано не только сократить количество привозной муки в регионе, но и начать крупномасштабные поставки муки за пределы Кемеровской области и даже страны – в Китай.
Правда, на поверку новое производство оказалось не таким уж и новым. Оно создается на базе обанкротившегося элеватора. А из нового здесь появится импортная фасовочная линия, которая сможет фасовать муку в тару до 15 килограммов, якобы востребованную в том самом Китае.
С другой стороны, однозначно положительной стороной запуска мукомольного производства является тот факт, что его собственники планируют закупать зерно у местных сельхозпроизводителей. Так что хотя бы крестьяне получили гарантию, что их зерно не сгниет в амбарах.
Что в этом году удивило, так это погода. Точнее, зима. Она, во-первых, началась необычайно рано. И оказалась необычайно снежной. Так, устойчивый снежный покров установился в регионе уже в первых числах октября, что на 20 дней раньше обычного. Более того, в том же начале октября температура была ниже нормы на 3-4 градуса. В результате октябрь 2016 года стал самым снежным, начиная с 1976 года.
Ноябрь продолжил эстафету аномальной погоды. И снежность повышенная сохранилась, а температура и вовсе опустилась в среднем ниже климатической нормы на 5 градусов.
Неслучайно на недавней пресс-конференции глава Кемерова Илья Середюк посетовал на огромное количество снега. Так, по его словам, если обычно "гребень" с проспекта Ленина (который дорожники собирают с проезжей части в ее центре, а потом вывозят за город) первый раз убирали в начале декабря, то в настоящее время – уже в конце октября. А к декабрю эта процедура была проделана уже трижды.
Дошло до того, что городские власти, во-первых, ощутили острую нехватку дорожной техники. Более того, уже "отыграли" аукционы на покупку новой. Первые машины в счет 180-ти специализированных автомобилей должны поступить уже в январе 2017 года. Запланированное обновление автопарка обойдется городскому бюджету в 100 миллионов рублей.
Общее состояние экономики России, тем более в таких сырьевых регионах, как Кузбасс, ожидаемо привело к тому, что активно кредитовавшееся население и даже бизнес оказались в числе просроченных должников. Кто-то ударился в бега, кто-то – просто перестал платить, поняв, что не в силах выполнять взятые на себя перед банками или микрофинансовыми организациями обязательства.
И все равно кузбассовцы продолжают брать кредиты. Например, потребительские. Так, по данным отделения по Кемеровской области Центрального банка России, за три квартала 2016 года кузбассовцы взяли потребительских кредитов на 67 миллиардов рублей, что на 12 миллиардов больше, чем за аналогичный период 2015 года.
В связи с появлением "безнадежных" должников активизировались специалисты по выбиванию долгов – коллекторы. А после громких историй по всей стране, когда коллекторы (кстати, в основном экс-силовики) то кого-нибудь подожгут, то напугают до икоты, то слова похабные на дверях напишут – в Кузбассе было решено и вовсе запретить этих "специалистов" как явление.
Даже областной закон региональный парламент принял. Правда, уже вскоре прокуратура оспорила его, заставив законодателей отменить этот закон. Но проблема в целом оказалась действительно очень острой. Настолько, что уже на федеральном уровне решено (нет, не запретить) ограничить деятельность коллекторов. В том числе, запретив им на формальном уровне тревожить должников, например, ночью – после 22:00 и до 8:00. Также нельзя встречаться с должниками чаще двух раз в неделю. Кроме того, коллекторские агентства теперь не могут взимать долги по ЖКХ.
С другой стороны, бросать в окна камни или писать оскорбительные слова в подъезде должника запретить просто невозможно, ведь установить авторство в подобных ситуациях сложно. Хотя все всем понятно.
Ну и, наконец, самый громкий скандал года – это, бесспорно, задержание высших чиновников регионального уровня и руководителя региональной правоохранительной структуры по подозрению в вымогательстве 1 миллиарда рублей.
Речь идет о задержании новосибирскими следователями Следственного комитета России исполнявшего обязанности первого заместителя губернатора Александра Данильченко, заместителя губернатора Алексея Иванова, а также главу СКР по Кемеровской области Сергея Калинкина.
Случай в истории Кузбасса беспрецедентный. По крайней мере в новейшей истории. По предварительной информации, все трое плюс заместитель руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Кемеровской области Сергей Крюков, старший следователь этого же отдела Артемий Шевелев, начальник департамента административных органов администрации Кемеровской области Елена Троицкая, известный кузбасский бизнесмен Александр Щукин и его доверенное лицо Геннадий Вернигора – все они были задержаны по подозрению в вымогательстве акций угольного "Разреза "Инской".
В результате из тех, кто привлек наибольшее внимание – Калинкин, Иванов, Данильченко – только руководитель регионального управления СКР оказался на время следствия под арестом. Областные чиновники помещены под домашний арест.
Стоит отметить, что сам по себе факт, когда фигурантами в уголовном деле становятся представители столь высокого регионального уровня весьма нетипичен. А потому и интерес широкой общественности к нему весьма высок. Остается надеяться, что какая-то ясность в этом деле появится уже в 2017 году.
И еще. Такому неожиданному переполоху в чиновничьей среде предшествовало (по крайней мере, хронологически) тоже весьма неординарное событие: формально добровольная отставка с должности первого замгубернатора Максима Макина. Якобы из-за нападок со стороны некоторых СМИ на него и на компанию "Теплоэнерго", где он раньше работал. На пресс-конференции по поводу своей отставки Макин высказался в том духе, что хочет уйти, чтобы на "Теплоэнерго" перестали попусту нападать и мешать ей работать. Однако, несмотря на отставку, вскоре прокуратура возбудила уголовное дело по факту "завышения тарифов региональной энергетической комиссией для компании "Теплоэнерго".
Свершилось! "Макдональдс" теперь и в Кузбассе – в Кемерове и в Новокузнецке. Теперь те самые булки с теми самыми котлетами могут съесть и жители нашего региона.
Да только – для тех, кто не пробовал прежде – вдруг выяснилось, что продукция "Макдональдс" – по сути, тот же общепит, тот же фастфуд, что какие-нибудь давно уже привычные "подорожники" или "смайсы". Не то чтобы плохо или невкусно. Вовсе нет. Просто еда на определенного потребителя. И уж, конечно, не та, которой стоит питаться ежедневно. Наверняка найдутся те, кто поспорит с таким утверждением. Но дело даже не в этом.
По большому счету, заход в Сибирь "Макдональдс" – это хорошо. Эта большая, даже огромная сеть кафе. Это четко выстроенная система общепита. Это, в конце концов, четко отлаженная технология. Корреспондент VSE42.Ru лично в этом убедился, собственноручно приготовив "БигМак" на презентации для журналистов, которая состоялась за день до официального открытия нового кемеровского кафе.
Кстати, франшиза на сибирские "макдаки" (помимо Новокузнецка и Кемерова подобные кафе открываются и в других региональных центрах Сибири – Новосибирске, Томске, Барнауле и даже небольшом городке Бердске) принадлежит известному новокузнецкому предпринимателю Александру Говору, совладельцу компании "Нефтехимсервис", являющейся инвестором строительства Яйского нефтеперерабатывающего завода.
С другой стороны, как минимум еще одно фастфуд-кафе мировой сети давно уже появилось в том же Кемерове – это KFC, специализирующееся на блюдах из куриного мяса. Плюс всевозможные пиццерийные, "сушийные" и так далее. Короче, магия от пресловутого клоуна Роналда Макдоналда уже не та, что была, например, в начале 90-х, когда каждый провинциал, попавший даже на день в Москву, спешил выполнить туристическую программу, куда обязательно входили Красная площадь, мавзолей и кафе "Макдональдс".
2016 год, как видите, получился разным. Было в нем что-то позитивное, но были и трагические события. Одним словом, как всегда: жизнь подкидывает сюрпризы. И, конечно же, хочется, чтобы они были приятными. С Новым Годом!