Ряд добровольно-принудительных отставок вплоть до высшего уровня региональной власти потряс Кузбасс
Пока рядовые кузбассовцы гадают, "а почему вдруг так кучно", посвященные в происходящее утверждают, что "это "жжж" неспроста". А поскольку официальная информация не дает исчерпывающих ответов о происходящем во властном закулисье, корреспондент VSE42.Ru попытался выяснить, что же происходит на самом деле в регионе в последнее время.
Сначала о том, что на поверхности. Первый заместитель губернатора Максим Макин добровольно ушел в отставку. С одной оговоркой – временно. По причине того, что в компании "Теплоэнерго", где он некогда работал, проходят проверки. На пресс-конференции по поводу своей отставки Максим Макин сообщил, что в его адрес звучало много анонимных обвинений. В том числе "в захвате шахты "Грамотеинская". Врагов у Макина, по его же словам, хватает. Недовольных деятельностью комиссии по финмониторингу, которую возглавлял Максим Александрович, немало.
Но все эти обвинения, по словам теперь уже отстраненного замгубернатора, полное вранье. Однако ж следственные действия (какие именно – чиновник не уточнил) должны пройти. И вот чтобы отвести огонь от того же "Теплоэнерго" со стороны потенциальных недоброжелателей и не дать возможности им упрекнуть чиновника в давлении на проверяющих, Макин решил временно отойти от дел. Пока не выяснится чистая правда, которая вернет честное имя бывшему теперь уже первому заму.
Что и говорить, добровольная отставка, да еще и на время, да еще со сбором пресс-конференции – такое явление для медийного пространства Кузбасса впервые.
И хоть один раз, как говорится, ничего страшного, если бы не одно "но". Буквально перед обращением к СМИ первого после губернатора чиновника стало известно еще об одной отставке – мэра Прокопьевска Валерия Гаранина. И если Максим Макин был вторым после Амана Тулеева по карьерной лестнице, то Валерий Гаранин – по сроку пребывания у власти. Тулеев возглавил регион в 1997 году, а Гаранин стал мэром Прокопьевска всего на два года позже. Так что его в полной мере можно назвать политическим тяжеловесом среди глав городов Кемеровской области.
И вот теперь этот тяжеловес ушел со сцены. Причем ушел как-то странно. Первая информация об отставке Гаранина появилась в пятницу 23 сентября. Однако в тот день никто из официальных лиц не согласился официально подтвердить этот факт. Соответствующее сообщение пресс-службы обладминистрации появилось только в понедельник. По сути, на четвертый день после появления неофициальных версий. Но поневоле такое долгое молчание вызывает вопросы. А тут еще не менее странные информвбросы, что Валерий Гаранин не просто так ушел, а им якобы "заинтересовался Следственный комитет России, для чего экс-мэра даже доставили в Москву".
Опять же никаких официальных подтверждений. Конечно, на правду это не похоже: чего это вдруг уважаемому человеку ни с того ни с сего попадать в поле внимания следственных органов? Тем более тайно, непублично. Тем более что в случаях, когда чиновники попадают под следствие, шуму случается много. Но версии подобные звучат, а подтвердятся они или будут опровергнуты – как всегда, покажет время. На сегодня формулировка ухода Гаранина – по состоянию здоровья.
А вот, кстати, еще одна, наоборот, шумная история, случившаяся недавно, – задержание главы Шерегеша Виктора Дорогунцова якобы на взятке в 350 тысяч рублей. Деньги по версии следствия предложил главе его давний знакомый бизнесмен в обмен на помощь в заключении договоров аренды не скольких земельных участков на новых собственников.
И снова одни вопросы. Например, с чего бы вдруг старому знакомому "сдавать" своего, как получается, покровителя, помогающего вести бизнес? К тому же, как выяснилось, сам факт предполагаемой взятки состоялся еще в апреле 2016 года, то есть задержание случилось почти полгода спустя. Чем обусловлена такая задержка во времени? Как-то невольно создается впечатление, что кто-то чего-то ждал, чтобы выдать в нужный момент.
Но на этом волна отставок-отстранений не закончилась. Тут же выяснилось, что в Новокузнецком районе выявлены аж прошлогодние нарушения, в результате чего губернатор потребовал материалы проверки действий главы Новокузнецкого района Евгения Манузина направить в правоохранительные органы.
Выяснилось, что летом прошлого года в поселке Подстрелка Новокузнецкого района был введен режим ЧС, что позволило чиновникам заключить муниципальный подряд на ремонт сельских электросетей без проведения торгов. В результате чего якобы была завышена стоимость работ.
Согласитесь, трое глав муниципалитетов и первый замгубернатора за неделю с небольшим – это как-то чересчур. Поневоле возникают мысли, что все это неспроста.
Особенно это "неспроста" приходит на ум в отношении Максима Макина. Ведь именно он, например, брал на себя оперативное управление при нашумевшем обрушении дома на проспекте Кузнецкий в Кемерове. То есть, как видится, был наделен достаточно большим объемом полномочий на высшем региональном уровне.
И местные политаналитики упорно ищут определенные подтексты в действиях Макина. Среди наиболее распространенных точек зрения: временная отставка позволит Максиму Александровичу очиститься от всех наветов недоброжелателей, после того как следственные органы закончат проверку и официально подтвердят непричастность одного из высших должностных лиц региона к фактам, которые были озвучены анонимными обличителями. После этого Максим Макин вернется во власть обновленным и недоступным для грязной клеветы.
Вопрос только в том, зачем, если все пройдет гладко, чиновник с "очищенной кармой" снова въедет в свой рабочий кабинет? Да и зачем понадобилась такая внезапная "химчистка" именно сейчас?
Политаналитики говорят, что кузбасскую власть ждут потрясения. Хотя, объективно говоря, никаких конкретных предпосылок для этого в регионе со стороны не заметно. Аман Тулеев работает в прежнем режиме, запланированные мероприятия, судя по всему, проходят в установленные сроки. При этом губернатор активно присутствует в медийном пространстве. Да и, в конце концов, череда коррупционных событий с главами муниципалитетов косвенно подтверждает силу региональной власти. Что касается взаимодействия ее с федеральным уровнем, то в условиях выстроенной вертикали предполагать что-то значительно сложнее.
Так что остается ждать. Если каким-то событиям суждено произойти, они произойдут… рано или поздно.
А тем временем стало известно еще о двух знаковых событиях в кулуарах власти региона. Так, в среду пресс-служба областной администрации официально сообщила об отставке главы Беловского района Александра Щукина. Однако, по словам источника в региональной власти, эта отставка состоялась существенно раньше. Сейчас "на районе" остался первый зам Щукина Владимир Астафьев.
Вторым, возможно, не менее знаковым событием развития регионального политзакулисья стало назначение, ставшее достоянием гласности также в среду: исполнять обязанности первого заместителя губернатора теперь будет замгубернатора по угольной промышленности Александр Данильченко.
Это достаточно неожиданно, поскольку в момент отставки Максима Макина с должности первого зама проходила информация, что на эту должность никто не будет назначен, а его обязанности распределятся между двумя замгубернаторами.
И вот прошло чуть больше недели, как на месте Макина – хоть пока и и.о., – уже новый человек. Более того, место Данильченко тоже не осталось пустым. На должность "главного по углю" в качестве исполняющего обязанности назначен Евгений Хлебунов, работавший на посту начальника областного департамента угольной промышленности.
Материал подготовлен на основе публикации в "МК в Кузбассе"