Слово "кризис" уже набило оскомину, но что поделать, если это явление так прочно вошло в нашу жизнь и столь нехило на неё влияет. В тяжёлые времена людям приходится всё чаще задумываться о дополнительных источниках дохода и пускать в ход все свои таланты для того, чтобы подзаработать немного денег. Одни "ударяются" в hand-made и буквально делают деньги своими "золотыми" и растущими откуда надо руками, другие осваивают новые виды деятельности или получают дополнительное образование, ну а третьи спешат пройти курсы по обучению искусству визажа, параллельно раздумывая: а принесут ли им навыки визажиста желанную прибыль или полученные знания останутся подспорьем для ежедневного макияжа для себя любимой или лучшей подруги?
Корреспонденты VSE42.Ru поговорили с опытными кемеровскими визажистами и выяснили, может ли стать искусство визажа дополнительным источником доходов или, напротив, это отнимет у вас последние копейки, не принеся ничего взамен. Все подробности – в нашем материале.
Кемеровский визажист Ольга Брага работает по профессии уже четвёртый год. Для девушки "визажизнь", как она сама называет своё любимое дело, давно стала основной работой и единственным источником дохода. Ольга отмечает: искусство визажа может и будет приносить прибыль, но, во-первых, далеко не сразу, а во-вторых, только если вы хорошо вложитесь в это дело и сделаете его своей основной деятельностью. Ведь всё, что куплено, довольно быстро используется, заканчивается, нужно постоянно обновлять и пополнять набор косметики, а для начинающего визажиста без наработанной базы клиентов – это всегда сложно и очень затратно.
– Не то чтобы я отговариваю: не учитесь на визажистов, окупаться это не будет, – замечает Ольга Брага. – Просто, если честно, у некоторых девушек иллюзорные представления о визаже: многим кажется, что в этом нет ничего сложного: подумаешь, кисточками помахал (кстати, профессиональные кисти тоже денег стоят и, порой, немаленьких), да и всё. На самом же деле, это большой и непростой труд, это настоящая профессия, которой нужно учиться. Но, если вы чувствуете, что это может быть делом всей вашей жизни – попробовать, конечно, стоит.
Итак, если вы твёрдо решили попробовать себя в роли профессионального визажиста, более того – планируете на этом деле подзаработать, вы должны понимать, что вам нужно для успешной реализации своих задумок. В общем-то, всё просто: необходимо пройти обучение (и для практических навыков, и для "корочки", которую будете демонстрировать потенциальным клиентам), приобрести хотя бы минимальный набор инструментов (кисти, спонжи, пинцеты, щипцы для загибания ресниц и много другое) и, конечно, косметики, и, собственно, грамотно о себе заявить и обзавестись довольными клиентами. Ну а теперь обо всём по порядку.
Обучение
Стоимость обучения визажу сегодня может быть очень разной. Профессиональный курс у Ольги Брага стоит 15.000 рублей (десять занятий по три часа).
– Всегда в разговоре с желающими обучиться делаю акцент, что это экспресс-курс, и его может быть недостаточно, чтобы начать работать, а вот понять, ваша эта профессия или нет – вполне можно. Я даю самые основы и считаю, что обучаться визажисту нужно постоянно, – отмечает Ольга.
Курс "Макияж для себя" Оля называет своим любимым, так как все знания, полученные на уроках, девушки точно будут использовать в повседневной жизни. Стоимость такого курса: 5.000 рублей (четыре занятия по два-два с половиной часа).
– Для меня это – работа, а не хобби, поэтому сама учусь постоянно, начала с экспресс-курса у нас в городе (пока была в декрете), в итоге, выйдя из декрета, укрепилась в своём намерении стать визажистом. Понимала, что знаний для работы не хватает (после экспресс-курса), и поехала учиться в Школу "Make up Atelier" (город Новосибирск), курс был десять полных дней с утра и до вечера, после этого постоянно повышаю квалификацию у разных визажистов, в основном, московских, езжу на мастер-классы. Считаю, что остановиться в нашей профессии с обучением невозможно. На это, естественно, нужны деньги, – рассказывает Ольга.
Визажист Юлия Лапина уверена: кратковременные курсы, где готовят визажистов большими группами, не особо эффективны и, более того, способствуют тому, что профессия визажиста теряет свою серьёзность, и мастером по макияжу сейчас себя может назвать каждая третья девушка, просто прошедшая обучение и получившая "корочку". Средняя стоимость хорошего базового обучения визажу на сегодня составляет, по словам Юлии, порядка 15.000-20.000 рублей.
– Раньше я преподавала курсы визажа в центре обучения, была даже мысль обучать от себя самостоятельно визажу, но вскоре эту идею я оставила, – говорит Юлия. – Просто поняла, что за короткое время обучить человека всем тонкостям этого искусства очень сложно. Визажист – на самом деле, очень серьёзная профессия, потому что главная цель – скорректировать недостатки и подчеркнуть достоинства внешности. А это умеют далеко не все, ведь нужно видеть и понимать, где, что и как ты корректируешь и корректируешь ли вообще. Зачастую курсы недолгосрочные, а по своему опыту могу сказать, что для того чтобы идеально научиться "видеть" потребуется не один год практики. Также на рынке услуги визажистов не так востребованы, как, например, маникюр или стрижка. Кто-то, в конце концов, и сам себя накрасить может. Из-за этого получается ситуация, что визажистов больше с каждым днём, а количество клиентов на них не особо увеличивается. Это приводит к высокой конкуренции и неудовлетворённости самих профессионалов, нереализованности их умений и желаний.
Юлия начала обучаться в 2008 году, но уверенность в своём умении почувствовала только года через три-четыре, когда стала "видеть" цветовые нюансы, что, где и как нужно корректировать. При этом у визажиста, конечно, была постоянная практика на разных девушках и женщинах.
– Но могу сказать, что после базового курса в моей голове была одна лишь теория, – замечает Юлия. – Всё приходит только с практикой. Для меня визаж – это работа, не постоянная, но при этом любимая, от которой я получаю удовольствие и полное удовлетворение.
Косметика
Стоимость косметики, конечно, очень разная и варьируется от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч. Ольга Брага работает и обучает, в основном, на профессиональной косметике марок Atelier (Франция) и Paese (Польша). Средний ценник на тон – 1.500 рублей, тени от 500 (за рефил) до 3.000-4.000 рублей (за палитру), помады-блески от 500 рублей, пудры-хайлайтеры-корректоры от 800 рублей, тушь около 1.000. Естественно, косметики нужно много и самой разной. У каждого профессионального мастера по макияжу есть свой кейс визажиста; его, конечно, можно собирать и постепенно, но тогда нормально работать будет тяжеловато – тут чем раньше у вас появится этот кейс, тем лучше. Сначала, как правило, покупается самый минимальный набор, базовые и основные цвета. В прошлом году, по словам Ольги, он стоил минимум 50.000 рублей (профессиональная косметика), сейчас дороже: выросли евро и доллар.
Юлия Лапина также отмечает, что цены на косметику стремительно растут: влияют курсы доллара и евро, ведь закупаются товары заграницей. Цены на профессиональную косметику примерно в два-три раза выше стоимости обычной декоративной косметики. Тени (несколько оттенков в одном футляре), тон, пудра примерно 2.500-3.000 за штуку, тушь порядка 1.500-2.000, карандаши 1.000-1.500 рублей. Речь о профессиональных средствах, косметика масс-маркет обойдётся в разы дешевле.
Клиентская база
Пожалуй, самая важная составляющая успешного и прибыльного увлечения искусством визажа – наличие постоянных, довольных и готовых обращаться к вам вновь и вновь клиентов. Как же создать и сохранить свою клиентскую базу?
– Тут дело в том, что визаж – это услуга не постоянная, как, например, маникюр или окраска волос, – рассуждает визажист Юлия Лапина. – Очень сложно сохранять эту базу, потому что она всегда меняется и "плавает". В основном, поток на макияж – это невесты, а они же каждый раз меняются. Также часто девушки заказывают броские или необычные варианты мейк-апа на фотосессии.
Но, естественно, никто не отменял "сарафанное радио". Ну, и то, на чём визажист может сделать постоянную клиентскую базу – брови.
– Это сейчас тренд, и все барышни толпами ходят за красивыми бровями, – улыбается Юля. – Тут уже всё зависит от качества работы мастера, ну и, конечно, стоимости его услуг – именно эти два фактора и могут способствовать какому-то постоянному потоку клиентов.
Макияж, безусловно, удовольствие недешёвое и делается, по сути, на один день (в отличие от маникюра и стрижки-покраски волос). Именно поэтому, по словам визажистов, иметь постоянную клиентскую базу для них не всегда так просто. Мастеру не выгодно занижать цену за свою работу, ведь ему нужно окупить потраченные материалы, оплатить аренду, если он работает в офисе и ещё и получить какой-то доход. Вот и получается, что нужно и клиента привлечь приемлемой ценой и хорошим качеством услуг и прибыль получить.
Окупаемость
Как отмечают опытные визажисты, окупаться увлечение (при условии подработки визажом в своё свободное время) будет в том случае, если вы станете использовать косметику средней ценовой категории: не всю профессиональную, а лишь частично, оставляя только самые труднозаменяемые продукты. Например, тени берём профессиональные (отличное качество за счёт высокой пигментации в тенях), а вот помады и тушь вполне можно категории "масс-маркет" или полупрофессиональные.
– Также должно соблюдаться условие стоимости визажа, – подчёркивает Юлия Лапина. – Стоимость должна при этом быть примерно как одно или два средства косметики. Чтобы в случае необходимости покрыть хотя бы один продукт, который закончился. Например, берём за дневной макияж 700-1.000 рублей, как раз хватает на приобретение одной туши для ресниц.
Конечно, нужно запастись терпением: возможно, сначала придётся работать себе в убыток, и только спустя месяцы опыта, ошибок и проб вы, если будете стараться, начнёте зарабатывать на своём умении делать из обычных девушек глянцевых красоток с выразительными чертами лица.