У каждого есть свои поводы для гордости, порой кажущиеся незначительными, но такие важные для одного конкретного человека. Вот, скажем, гордились бы вы тем, что у вас есть карманный календарик? Наверное, нет. А если бы у вас было десять календариков? Думаю, тоже. А что, если бы у вас было почти 70.000 карманных календариков из 50 стран мира? Другой разговор.
Обладатель такой внушительной коллекции – кемеровчанин Виктор Иванович Васильченко – рассказал корреспондентам VSЁ42 об увлечении всей своей жизни, Ленине, дизайнерах, идеальном календарике и прочих нюансах своего хобби.
Предрасположенность к коллекционированию у меня была с детства. Я родился в 1954-м, и, когда был маленьким, патриотические настроения в стране как раз были на подъёме: чего только стоил полёт Гагарина в космос, ну а уж про популярность Владимира Ильича Ленина и говорить нечего. Так что моим первым объектом коллекционирования стал именно он. А вернее, значки с изображением вождя мирового пролетариата.
В то время среди мальчишек были популярны собирательства любого рода: и марки, и значки, и этикетки, и открытки, и календарики – всё что угодно. Вдобавок это было ещё и дёшево. К примеру, сотня спичечных этикеток продавалась за пятнадцать копеек, календарики – по копейке за штуку, значки были чуть подороже.
И, конечно, пацанами мы играли во дворе в разные азартные игры, но денег-то настоящих ни у кого не было. На что играть? На значки, старые монетки и прочие мелочи. И вот как только ко мне в руки попадал значок с Лениным, которого у меня не было, больше его никто не видел.
Вот на этой стене раньше висел ковёр, и каждый новый Ленин неизменно оказывался на нём и в другие руки уже не попадал. Так продолжалось до моего восемнадцатилетия, когда меня забрали в армию. К тому моменту на этом ковре висели 120 значков с Владимиром Ильичём. Возвращаюсь из армии – ни одного Ленина нет. Как я ни пытался выяснить у родственников, куда пропали значки, сделать этого так и не удалось. Ну и ладно, махнул рукой, успокоился. Это был 1974 год.
В январе 1975-го я устроился в пожарную охрану, и как-то раз приходит ко мне капитан и говорит: "Я начал коллекционировать календарики". А мне, к слову, от предшественника достался стол, на котором под стеклом лежали около двух десятков календариков. И тут меня словно осенило. Я ему говорю: "Ничего тебе не дам, я сам коллекционирую". И с этого момента я уже сорок лет собираю карманные календари.
Календарики в коллекции идут по темам в алфавитном порядке: авиа, авто, аттракционы, бани, власть и так далее. Мне удобно так работать, однако вот эту систему я выработал не так давно. Раньше всё было по-другому.
Количество календариков периодически убывало. Первое время собирал всё подряд, потом решил, что их стало слишком много. Начал вставлять их в обычные папки, которых у меня набралось 48 штук – по количеству тем. "Много", – подумал я и сократил до двадцати. Затем до десяти. В итоге дело дошло до того, что остался лишь очень узкий круг тем: животные, спорт, пожарные, Санкт-Петербург, охота и рыбалка. Остальные календари я продавал, менял. И какое-то долгое время собирал только вот эти темы. Так продолжалось да 2005 года, когда мне по состоянию здоровья очень понадобились деньги. А собирал я в то время не только календарики, но и монеты, значки, открытки. Всё это пришлось продавать. Всё, кроме календариков, – всё-таки это первая "болячка", если можно так выразиться, пожизненная.
И вот, когда не осталось ни монет, ни открыток, мне стало скучно. Тогда я и начал собирать всё подряд и как раз разработал систему классификации: по годам и по темам в алфавитном порядке. Кроме того, я начал вести специальную таблицу, в которой учитываю общее количество календариков, а также количество в каждой группе: сколько вертикальных, горизонтальных, неформатных и стереоэкземпляров каждого года.
Единственный критерий, по которому календарики отбираются в коллекцию, – это есть у меня такой или нет. Так что в коллекцию может попасть всё что угодно.
А вообще, у каждого коллекционера – своя система. Я вот ещё свои календарики фотографирую – лицевую и обратную стороны. Так много материала накопилось, что жёсткий диск компьютера уже не вмещает.
Ещё в 2012 году у меня не было и 30.000 календарей, а сейчас их больше 69.000. Такой прогресс вызван тем, что в 2012 году я перестал работать, в связи с ухудшившимся состоянием здоровья, и стал всю свою энергию тратить на собирательство. Начал переписываться с другими коллекционерами, искать, да просто ходить по городу, заходить в офисы и просить "пожертвовать" мне календарики. В офисах, как правило, можно заполучить рекламные календари, что очень ценно, ведь их нигде не купишь, а иметь очень хочется. Года через два я планирую довести свою коллекцию до 100.000 календариков.
Не могу выделить какие-то самые любимые или редкие календари. Экземпляры 60-70-х годов – все редкие. Я уже не говорю про первую половину XX века. Самый старый мой календарик – 1957 года.
Более старые календари стоят очень дорого. В интернете можно найти много всего, но владельцы просят за них огромные деньги. Ну не стоит ни одна бумажка, к примеру, 1.000 рублей. А столько хотят за календарик 1958 года. Есть те, кто готов платить такие деньги, но я к ним не отношусь. Не отношусь я и к тем, кто гоняется за каким-то определённым экземпляром.
Из семейного бюджета на своё увлечение я сейчас ничего не трачу. Наоборот, семейный бюджет порой пополняется за счёт продажи календариков.
А вообще, жена давно бы выбросила весь этот хлам. Детям это тоже абсолютно не интересно. Одно время удалось заинтересовать внука: он в детстве собирал календарики с машинками, я ему помогал, и ему действительно было это интересно. Но продолжалось это три-четыре года, а потом настал такой возраст, когда появились совершенно другие интересы, какие уж тут календарики.
Уже потом, когда парень или девушка нагуляются, создадут семью и их затянет в этот быт, они случайно натыкаются на какие-то остатки своей юношеской коллекции, и она вызывает у них новый интерес, они снова начинают собирать, потому что у них появляется время. Я знаю несколько таких примеров.
Это только со стороны может показаться, что все календарики – одинаковые. Вот, взгляните, например, на вот эти. Они – переливные. В работе с такими календарями есть одна особенность: они плотные – и в лист их не вставишь. Так что, пока не появились вот такие новые альбомы, я их и не собирал, а просто выменивал на что-то другое.
Хотя необычных календарей у меня было много, даже металлический и алюминиевый были. Обидно ли мне, что столько материала ушло в другие руки? Расскажу вам такую историю. Был у меня один чешский календарик 1959 года. Я его поменял или продал, не помню уже. Так вот, спустя год он вернулся ко мне. Погулял по Кемерову и вернулся. Мы же общаемся между коллекционерами, меняемся, поэтому иногда, казалось бы, уже утраченные экземпляры возвращаются к тебе.
Но бывает и так, что календарики оседают в коллекциях, и тогда уже получить его можно лишь после смерти коллекционера. Да, звучит грустно, но, как правило, после его смерти коллекцию начинают распродавать, потому что родственникам этого ничего не нужно. И тогда много очень интересных календарей снова начинают ходить по городу и попадать в разные руки.
Свою коллекцию я оценить не могу по одной простой причине: капиталовложений в неё идёт раза в три больше, чем может подумать обычный человек. Вот посмотрите: сегодня календарик стоит два-три рубля. Покупаешь серию из ста календарей – уже двести рублей. Но ведь их же нужно ещё куда-то вставить. Покупаешь папку, которая вмещает всего 1.000 штук. А стоит она 90 рублей. К тому же, в папку нужны бумага и мультифоры.
В общем, если бы я не продавал что-то из своей коллекции, я бы просто не выжил. Система тут простая и прозрачная: купил за один рубль, продаю за два. Купил за пять рублей, продаю за шесть. Все мои партнёры это знают, и мы отлично ведём дела.
Но если всё-таки говорить о стоимости коллекции, то могу привести пример одной моей знакомой. Она тоже коллекционировала календари, но, к сожалению, ушла из жизни четыре года тому назад. Так вот, её дочь до сих пор распродаёт остатки коллекции, а основную её часть, которая составляла 45.000 экземпляров, она продала за 70.000 рублей. Приехали москвичи, отдали деньги, погрузили календари в машину и увезли. Вот и всё.
У нас в городе действует Клуб коллекционеров, который собирается каждое воскресенье в Областной библиотеке имени Фёдорова. Об этом мало кто знает, но там собираются все наши фракции, если позволите: значки, монеты, открытки, календарики.
Кстати, коллекционеров календарей там всего двое, включая меня. В городе-то их наверняка много, но в Клуб они предпочитают не ходить, так что о них мы узнаём не так часто.
Календарями сейчас интересуются одни старички, молодёжи очень мало. В наше время всё это начиналось со школы, потому что календарики продавались в каждом ларьке и стоили очень дёшево. Я вообще считаю: лучший возраст для того, чтобы начать заниматься коллекционированием, – это 10-12 лет. К этому моменту ребёнок уже научился считать и писать, постиг определённые навыки.
А сколько полезных качеств развивает коллекционирование? Это и память, и усидчивость, и аккуратность, и пунктуальность, и педантичность. И, конечно, это даёт новые знания. К примеру, я английский знаю плохо, но когда я начинаю перебирать свою коллекцию, а иностранных календариков в ней очень много, я запоминаю определённые слова. Через некоторое время я научился определять тему иностранного календарика, даже если на нём нет картинки, и неплохо подтянул английский и испанский языки.
Я очень люблю календари с животными, любые. И я вот что заметил. Например, выпустили серию бесплатных календариков и решили их раздать – положили где-нибудь в торговом центре несколько стопок: в одной – кошки, в другой – собачки, в третьей – белочки, в четвёртой – лошадки, в пятой – экзотические попугайчики. Как вы думаете, какие календарики разойдутся быстрее всего? Котята и щеночки? Нет! Их заберут в последнюю очередь, а быстрее всего сметут экзотических животных, а также всяких ёжиков.
Или вот такой пример: в одной стопке – рекламные календари, в другой – с мультяшными героями, в третьей – с природой, в четвёртой – с животными. Что быстрее всего уйдёт? Животные? Снова не угадали! Первым делом разойдётся природа. Почему так происходит? Не знаю! Но я занимаюсь коллекционированием не первый год и давно заметил такую тенденцию.
Прохожу я как-то раз мимо Швейной фабрики. А в этом районе, как вы знаете, много различных фирм и магазинчиков располагается. Так вот, есть там туристическое агентство. Встал я на остановке неподалёку от него, жду автобус и наблюдаю такую картину: выходит из этого агентства состоятельный мужчина со своей мадам, и отправляются они к своей дорогой машине – сразу видно, что VIP-клиенты.
В руке у мужчины я замечаю билеты на авиарейс. И вот, перед тем как сесть в машину, он убирает билеты в карман и резким движением выбрасывает какую-то бумажку, затем они садятся в машину и уезжают. Мне стало интересно, что же это такой важный человек вот так легко выбросил в снег. Подхожу, смотрю, а там картинкой вверх лежит календарик с самолётиком.
Я его, разумеется, подобрал, после чего пошёл в это агентство, подошёл к девушкам, которые там работают, и говорю: "Девушки, дайте, пожалуйста, календарики ваши фирменные: я – коллекционер, хотел бы коллекцию свою пополнить". А они мне отвечают, мол, нельзя нам календари просто так раздавать, это всё только для VIP-клиентов.
Знаете, меня это в тот момент так взбесило. Достаю я этот выброшенный календарик, весь грязный, мокрый, показываю им и говорю: "Вот он, ваш VIP-клиент, что с календариком сделал! Это не клиентам надо, это нужно выйти на улицу и раздавать, чтобы из двадцати человек, которым вы их раздали, у вас хотя бы один новый клиент появился! А клиентам, которые у вас уже есть, на эти календарики наплевать!".
И такая ситуация не только в этом конкретном агентстве, но и в других, а также в банках и прочих организациях.
Посмотрите: это немецкий календарик. И я могу сказать, что это самая правильная форма календариков, которая только возможна, – формат банковской карточки. Наши же выпускают кто во что горазд: бывает, сделают целую открытку – и не понимаешь, в какой же карман она должна поместиться.
Подобно немцам, календарики такого формата делают по всей Европе, просто потому, что он очень удобен: его легко положить в портмоне или всё в тот же карман. А у нас вот не могут никак к этому прийти. И виноваты в этом дизайнеры. Пусть они на меня не обижаются, но отношусь я к ним не очень хорошо. Вы только посмотрите, какие они про себя любимых делают календарики: на них же ничего не понятно! Вот так они рекламируют свои услуги: дизайн, полиграфию и так далее.
Календарь должен быть яркий, броский, понятный, чтобы его не выбросить хотелось, а в карман положить. Сколько их валяется по дорогам…
У меня есть календарики из 49 стран, и это только то, что мне на данный момент удалось зафиксировать. А города и вовсе не сосчитаешь. Могу сказать, что в других населённых пунктах кузбасские календарики очень ценятся. Всё потому, что у нас их выпускается очень много, особенно рекламных. В этом аспекте из сибирских регионов с нами могут сравниться лишь Красноярский край и Иркутская область.
Когда много материала, это очень хорошо. Потому что я могу отправлять своим коллегам за пределы Кузбасса, скажем, по двадцать штук календариков каждого вида, получать от них что-то взамен, а они, в свою очередь, могут рассылать их своим партнёрам. Тем самым каждый из нас пополняет свою коллекцию.