На ПМЭФ-2025 обсудили, как сделать обучение цифровой грамотности эффективным и увлекательным

На Молодежном дне Петербургского международного экономического форума в кафе 360 Авито состоялась дискуссия "Привлечь, удержать, обучить. Новые форматы обучения цифровой грамотности", в которой приняли участие представители Авито, Билайн, анимационной компании "Ярко", Альянса по защите детей в цифровой среде и "Движение Первых".

Обсуждение затронуло актуальные методы поддержания цифровой гигиены, способы привлечения пользователей, а также значимость интерактивных методов в обучении безопасным практикам онлайн-взаимодействия.

Актуальность цифровой грамотности

С приветственным словом выступила Татьяна Матвеева, начальник Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи.

"Больше половины родителей дают детям регулярно пользоваться гаджетами уже с 3–6 лет. А поколение, которое больше всего времени проводит в гаджетах, – молодежь 18-25 лет – показало самые низкие результаты в "Цифровом диктанте" 2024 г. Кроме того, дети зачастую не делятся с родителями проблемами в цифровой среде. По данным "Лаборатории Касперского", 17% детей столкнулись с попытками онлайн-знакомства со стороны незнакомых взрослых, но среди родителей о таких случаях со своими детьми знали только 10%. Поэтому в сфере цифровой безопасности очень важны доверительные отношения и диалог с ребенком," – говорит Татьяна Матвеева.

Эксперты о подходах к обучению

Наталья Юматова, директор по доверию и безопасности Авито, рассказала о том, как компания делает платформу безопаснее через образование:

"Безопасность пользователей – наш приоритет, только за последние 5 лет Авито инвестировал 15 млрд рублей в антифрод-системы и образовательные программы – и это уже приносит плоды: количество жалоб на небезопасное поведение снизилось в 100 раз за последние 4 года. Поэтому мы продолжаем активно развивать наши образовательные проекты. И, как показала практика, ставка на юную аудиторию приносит свои плоды во всех сегментах пользователей Авито: дети становятся проводниками знаний, они делятся тем, что узнали, с родителями и старшими родственниками", – Наталья Юматова. 

Дмитрий Гуляев, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), молодежный цифровой омбудсмен, рассказал, что, ощутимый результат может быть достигнут при использовании трехзвенной модели:

  • вовлечение самих детей и молодёжи; 
  • участие бизнеса и технологических компаний; 
  • определение стратегических векторных направлений со стороны государства

Елизавета Белякова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде, акцентировала внимание на необходимости работы с будущими родителями и педагогами для повышения уровня цифровой грамотности. Она также напомнила, что на Госуслугах появился раздел для информирования родителей об основных правилах безопасности детей в интернете.

Алексей Паньшин, руководитель пресс-службы Билайна, подчеркнул, что взрослое поколение также подвержено обману в интернете, поэтому образовательные инициативы должны охватывать все возрастные группы.

"Мы внедряем игровые и мультимедийные форматы (например, город Scam City в Minecraft, подкасты и мультсериалы со Смешариками) для обучения детей и взрослых правилам цифровой безопасности", – говорит Алексей Паньшин.

Подводя итоги, участники отметили ключевое значение развития образовательных методик и совершенствование педагогических подходов, чтобы школьники хотели быть вовлечены в информационное образование более активно. Для достижения результатов необходимо настраивать диалог между пользователями цифровой среды разных возрастов.

Фото: Авито
Комментарии для сайта Cackle