Кемеровчанка Изабелла Бевз полностью перестала видеть десять лет назад. Утрата зрения сильно повлияла на жизнь девушки. Например, Изабелла не смогла исполнить свою мечту – стать переводчиком с испанского языка. Но, несмотря на это, она научилась в одиночку путешествовать, обзавелась друзьями из разных уголков России и скоро сыграет свадьбу. А еще она учит зрячих людей лучше понимать мир незрячих. О стереотипах, сложностях и возможностях современного мира для людей, лишенных способности видеть, Изабелла рассказала журналисту VSE42.Ru. Подробности в нашем материале.
Во время встречи мы решили с Изабеллой быть на равных. Раз не видит она, то и я закрою глаза плотной маской, а Изабелла поведет меня по Кемерову в качестве провожатого. Ведь город действительно становится новым, когда ты его больше не видишь, а только слышишь, обоняешь и осязаешь. У Изабеллы в руках длинная тонкая трость, которой она "ощупывает" дорогу, и которая помогает нам двигаться вперед.
Я спрашиваю Изабеллу, что она видит сейчас?
– Сложно сказать, я не вижу ни темноты, ни света. У меня в глазах серые контуры. И солнца я не вижу. Знаю, что оно есть, только когда солнце меня согревает, например, через окно аудитории. А на улице я могу понять, что день солнечный только летом. Зимой не могу, зимой же солнце не греет. Если еще год назад, когда в комнате включали лампочку, я могла хотя бы сказать, где она, то сейчас уже не могу, – отвечает Изабелла.
Тем, кто не видят с рождения, по словам моей собеседницы, ответить на этот вопрос еще сложнее, потому что для них "свет" и "тьма" это абстракция, ничего не значащие слова, никак не перекликающиеся с их личными переживаниями понятия.
– Зато сны я вижу, будто у меня есть зрение. Моя память воспроизводит зрительные образы в сновидениях. Например, мне часто снится, что я вожу машину, – улыбается девушка.
Проблемы со зрением у Изабелла были с рождения.
– Когда я была маленькой, жить еще было можно. С первой парты я видела классную доску, могла читать и писать, как все дети, – рассказывает наша героиня.
Но однажды случилось непоправимое: одноклассник стукнул ее портфелем по голове. В результате на правом глазу девочки произошла отслойка сетчатки, а на левом начала развиваться атрофия зрительного нерва, и Изабелла стала терять зрение.
– Мне сделали несколько операций, но врачи сразу предупредили, что зрение все равно будет ухудшаться. И в 2015 году, когда мне было 18 лет, я потеряла его совсем, – вспоминает Изабелла.
Она говорит, что на того мальчишку обиды давно не держит, да и в детстве особо не злилась на хулигана.
– Я не знаю, как сложилась бы моя жизнь, будь я зрячей. Но в своем незрячем состоянии, я встретила много хороших людей, и рада этому. Да, случается разное, бывает грустно. Я скучаю по закату, рассвету, голубому небу, зеленой траве, я никогда не увижу молнию – мне этого очень не хватает. Но современные технологии активно развивают, возможно, они когда-нибудь позволят мне видеть вновь, – делится переживаниями и надеждами девушка.
Мы продолжаем путь по улице. И хотя я крепко держусь за Изабеллу, которая своей тросточкой уверенно прокладывает нам путь, время от времени все равно поскальзываюсь из-за плотной повязки на глазах, не видя кочек на обледеневшем тротуаре.
Недавно Изабелле исполнилось 28 лет. Родилась она в маленьком городке Баштанка Николаевской области Украины. В 2021 году поступила на социально-психологический факультет Кемеровского госуниверситета и с тех пор самостоятельно живет в Кемерове. В этом году Изабелла оканчивает четвертый курс.
– В детстве я училась в одесской школе для незрячих и после ее окончания хотела изучать иностранные языки. Мечтала знать испанский, стать переводчиком. К сожалению, в одесском университете была возможность учить только немецкий. Поэтому за своей мечтой я отправилась в Киев и проучилась два года там, – продолжает рассказ Изабелла.
Однако по техническим причинам девушке пришлось уйти из университета.
– Дело в том, что мы, незрячие, работаем при помощи программ экранного доступа, которые, используя определенные алгоритмы, трансформируют в аудио-формат то, что написано на мониторе компьютера или на экране телефона. Попросту прочитывают вслух то, что человек не может увидеть. Но для этого необходимо, чтобы программное обеспечение, например Microsoft или мобильные приложения, были доступны для программ экранного доступа. А в киевском университете нужно было переводить тексты, которые были не доступны для программ, трансформирующих информацию в аудио-формат для незрячих людей. То есть ты открываешь приложение экранного доступа, а оно просто молчит. Может быть, сейчас что-то изменилось, но тогда я зашла в тупик, – вспоминает Изабелла.
Девушка поняла, что не сможет учиться в условиях, когда программы экранного доступа не работают, а человека, который бы ей помогал, рядом не было. Тьюторов университет или социальные службы не предоставляли, а нанять человека со стороны и оплачивать его услуги из крошечной пенсии по инвалидности для Изабеллы было нереальным.
Кроме этого, несмотря на потерю возможности видеть, она осталась визуалом – человеком, который большую часть информации воспринимает через зрение. Изучать материал таким людям проще, если они его прочтут глазами. Естественно, после полной потери зрения у Изабеллы произошла компенсация – какую-то часть информации она научилась получать через слух. Кстати, те люди, кто не видит с рождения, все аудиалы. Изабелла же не стала аудиалом настолько, насколько ей бы этого хотелось, поэтому возникла еще одна проблема.
– Поскольку по большей части я осталась визуалом, мне нужно было руками прочитывать лексику по шрифту Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящим людям – прим. ред.). С грамматикой проблем не было. А вот для изучения лексики мне нужен был дисплей Брайля, которыми киевский университет незрячих студентов не обеспечивал, – говорит наша героиня.
Поскольку мы еще не раз будем упоминать Брайлевский дисплей или дисплей Брайля, то в двух словах объясним читателям, что он из себя представляет. Это устройство вывода информации из персонального компьютера с целью ее тактильного восприятия незрячим пользователем. Дисплей Брайля предназначен для отображения текстовой информации в виде шеститочечных символов азбуки Брайля. Такие устройства делают возможным использование современных компьютеров незрячими и слабовидящими людьми. Брайлевские дисплеи подключаются к компьютеру с помощью USB – или Bluetooth-интерфейса.
– При помощи этого устройства я бы могла изучать иностранную лексику и много чего еще, но, к сожалению, купить его нереально. Средняя цена дисплея Брайля в России составляет порядка 250 000 рублей. Сейчас их начали выдавать ученикам школ. Но в школе Брайлевскими дисплеями дети практически не пользуются, потому что в школе есть книги со шрифтом Брайля, этого более, чем достаточно. Если что-то нужно, можно распечатать на Брайлевском принтере, что-то читают учителя. Дисплей нужен студентам, лингвистам, математикам, переводчикам, филологам, программистам. Мне, например, он был очень нужен. И без дисплея продолжать учебу в Киеве стало нереально. Я решила искать другой вуз и выбирать другую специальность, так и оказалась в Кемерове – объясняет Изабелла.
Мимо нас пробегает шумная стайка ребятишек, видимо, у первой смены закончились уроки, и дети спешат домой. Я по голосам пытаюсь определить возраст школьников – они явно не старше пятого класса. Поднимаю повязку. Угадала – начальная школа. Ребята с интересом оглядываются на нас с Изабеллой и бегут дальше, а мы продолжаем свой путь.
Мне интересно расспросить Изабеллу о том, как она добиралась из Украины в Кемерово, были ли у нее провожатые?
– В Россию я приехала одна. Сначала доехала до Киева на поезде, на который меня проводили родители. Там меня встретила подруга и посадила на автобус – он шел через границу. Здесь мне повезло с попутчиками: люди помогли пройти погранпост, заполнить документы и донести вещи, которых у меня было довольно много, ведь я уезжала надолго. На российской территории мы погрузились в другой автобус, на котором я приехала в Брянск, где меня снова встретила подруга. Она отвезла меня в Москву в аэропорт, и я обратилась в специальную службу, которая сопровождает незрячих людей. С помощью ее сотрудника я зарегистрировалась на рейс и села в самолет до Кемерова. А здесь за мной приехала куратор из КемГУ и помогла заселиться в общежитие, где я и живу по сей день, – рассказывает Изабелла.
Родители волновались, но все же отпустили дочь, несмотря на большое расстояние.
– У моих родителей не было выбора отпускать меня в Кемерово или нет. Конечно, они переживали. Но нужно смотреть правде в глаза. В Киеве я не смогла учиться, в городке, где живут мама и папа, нет учебных заведений, дающих высшее образование, максимум техникум и то только для зрячих. Я, конечно, могла бы жить под боком у родителей, но будем честны перед собой: мама с папой невечные, они не смогут всегда заботиться обо мне. Нужно самой думать о будущем, получать профессию, устраивать жизнь, – рассуждает Изабелла.
К тому же опыт жизни вдали друг от друга у них с родителями уже был. Ведь Белла училась в Одессе в школе для незрячих детей, а это порядка 300 километров от ее родного городка. Так что родители к моменту отъезда дочери в Россию привыкли, что она не живет отдельно.
– Да, было страшно, было плохо. Но, какой толк мне сидеть рядом с мамой и папой, если там ни учебы, ни развития, ни будущего, ничего. Чтобы зарабатывать деньги, нужно образование. Зрячих людей без образования на работу не берут, а незрячих тем более, – говорит Изабелла.
Путешествия на далекие расстояния – не самое сложное по мнению моей собеседницы. Например, к своему молодому человеку в Новосибирск она ездит регулярно. На городских автовокзалах в России есть служба, которая помогает незрячим людям с посадкой и высадкой из автобуса. В городе ее либо встречают друзья, либо она пользуется общественным транспортом, который отслеживает по специальному приложению Bus Time (пользователь ищет в списке автобус и слышит время, когда он будет на его остановке) для незрячих людей, а порой просто берет такси.
– Таксисты попадаются разные, как повезет: иногда приходится просить проводить меня от машины до тротуара, особенно это нужно зимой, когда с обочины дороги необходимо перебираться через сугробы. Кто-то спокойно это делает, а кто-то норовит лишние 100 рублей получить за то, что проведет меня несколько метров. Все зависит от того, на какого человека попадешь, – делится Изабелла.
Для передвижения по городу незрячие люди учатся ориентированию – осваивают технику хождения по городу с тростью. Но Беллу в школе этому не учили, и ей пришлось самой методом проб и ошибок приноравливаться к трости.
– Всю жизнь я хожу, как сама научилась. Первый раз мне удалось побывать на таких уроках в Кемерове в мае прошлого года, когда к нам приезжала инструктор по ориентированию. Она мне объяснила некоторые важные нюансы. Что-то было очень полезно, но какие-то приемы я уже не освою, хожу, как привыкла: называю это "моим индивидуальным стилем". Своего инструктора по ориентированию в Кемерове при обществе слепых, насколько мне известно, к сожалению, нет, – говорит девушка.
Двум незрячим на скользких тротуарах в результате оказывается не очень комфортно. Оживленно беседуя, мы уже не раз были на грани падения, поэтому решаем найти кафе поблизости. Теперь я понимаю, почему прогулки со зрячими людьми в рамках проекта "Видимые возможности" Изабелла предпочитает проводить в теплое время года. Это еще одна интересная страница в ее жизни.
– Когда я приехала в Кемерово, то хотела устроиться на работу, хотя бы в кол-центр. Но меня не брали, узнав, что я незрячая, – вспоминает Белла.
Тогда знакомая посоветовала ей обратиться в проект "Видимые возможности", который помогает людям с различными видами инвалидности: кому-то содействует в трудоустройстве, кого-то отправляет на обучающие курсы, консультирует в составлении резюме и т. д.
– Поскольку я учусь, то работать психологом пока не могу, и мне предложили стать гидом проекта "Кузбасс другими глазами". Незрячий блогер Владимир Васкевич организовывает подобные активности в Екатеринбурге. Основываясь на его наставлениях, я и начала этим заниматься, – рассказывает Изабелла.
"Кузбасс другими глазами" – это прогулка в полной темноте с незрячим гидом и уникальная возможность для видящего человека узнать родной город с новой стороны. Вам на глаза надевают светонепроницаемую повязку, такую же, как мне дала Изабелла, и вы отправляетесь в путешествие, используя все ваши органы чувств, кроме зрения.
Вы "осматриваете" достопримечательности – скульптуры и архитектурные объекты наощупь. Незрячий гид проводит для вас мастер-класс по ориентированию, рассказывает о том, как незрячие люди путешествуют и определяются с местоположением в разных городах и странах. Кроме этого, вы едете с ним на общественном транспорте в полной темноте, по желанию на ощупь обедаете в одном из заведений города, и это далеко не вся программа.
– Некоторые называют этот проект "экскурсией", что в корне неверно, потому что, когда мы идем по улице, я не рассказываю о достопримечательностях, истории и памятных местах города. Скорее это прогулка: мы гуляем, разговариваем, прислушиваясь к ощущениям. Зимой сложно организовывать такие путешествия: снег, оледеневшая дорога мешают. К тому же холодно гулять полтора-два часа, а мы все-таки несем ответственность за того, кого провожаем. Поэтому возобновим прогулки, когда потеплеет и подсохнет, – рассказывает Изабелла.
Наконец, мы в кафе – можно просто разговаривать и пить горячий кофе. Пока официант обслуживает нас, я спрашиваю Изабеллу, как в новой стране в незнакомом городе ей удалось найти знакомых, друзей и даже встретить любовь.
– В Кемерове какого-то централизованного комьюнити для незрячей молодежи нет. Есть библиотека для незрячих людей, есть дом культуры общества слепых, но там в основном собираются пожилые люди, которым не хватает общения. А молодежи все мероприятия, что там проводятся, не особо интересны, поэтому каждый самостоятельно формирует свой круг общения. У меня есть друзья в Новосибирске, по их отзывам знаю, что там с досугом для незрячих получше. К примеру, их общество слепых организует походы в театры, на экскурсии, – отмечает Изабелла.
Сама же наша героиня нашла свой основной круг общения в интернете, по большей части чисто случайно.
– Раньше я пользовалась сетевой платформой, где можно было играть в разные компьютерные игры, в том числе незрячим людям. Однажды на каникулах я зашла туда поиграть в "Мафию", в процессе мы общались с участниками и сдружились, а потом создали группу в мессенджере и начали болтать на самые разные темы. Так и сложился мой круг общения. Кто-то приходил в наш чат, кто-то уходил. Ребята были из разных городов России – из Москвы, Питера, Новосибирска, Кемерова и многих других. Так, собственно, я узнала о КемГУ и решила перебраться в Кузбасс, – говорит девушка.
Изабелла поясняет, что с товарищами ее объединяет не только отсутствие зрения. С кем-то она общается из-за схожих литературных или музыкальных вкусов, с кем-то их связывает интерес к компьютерным играм или учебе.
Несколько раз в процессе беседы Изабелла упоминает о своем молодом человеке и я, наконец, решаюсь спросить, как она в юности представляла себе отношения с мужчинами, и были ли у нее страхи и сомнения по поводу создания семьи?
– Особых сомнений у меня никогда не было. В Одессе у меня была хорошая социализация. В школе я встречалась с парнями, они тоже были незрячими. Плюс я наблюдала, как у других незрячих складываются отношения. У нас в школе были незрячие учителя со зрячими или незрячими супругами. Я видела, что никаких проблем с этим нет, наличие или отсутствие зрения не является препятствием к выстраиванию счастливых отношений, созданию семьи, – говорит Изабелла.
Со своим молодым человеком она познакомилась в том самом чате, где они с ребятами обсуждали компьютерные игры. Он живет в Новосибирске, учится на программиста. Ребята собираются поженится и завести детей – Изабелла очень хочет стать мамой.
– Создать пару сложно тем молодым людям, кто находится на домашнем обучении или ходит в школу для зрячих. В первом случае им сложно социализироваться, научиться общаться. Во втором случае незрячих ребят, как правило, травят, нередко они получают тяжелую психологическую травму, и тут уж не до личной жизни. Поскольку я училась в школе для незрячих, то с буллингом из-за отсутствия зрения не столкнулась, тут мне повезло. Там мы все были в одном положении, даже несмотря на то, что у некоторых ребят частичная возможность видеть сохранялась, – объясняет Изабелла.
При этом она уточнила, что незрячий человек не сможет общаться с глухим, потому что между ними коммуникация физически невозможна. А во всех остальных ситуациях, уверена Изабелла, дело не в зрении, а в любви, желании людей строить семью, способности договариваться друг с другом.
Еще одна тема, тесно связанная с социализацией и ролью комьюнити в жизни незрячих людей – это увлечения, хобби, профессиональные интересы. Здесь Изабелла щедро делится опытом общения с ребятами, которые полностью или частично утратили возможность видеть.
– Незрячим людям доступны самые разные хобби. Например, вязание спицами, крючком, плетение из бисера. Рукоделие не моя тема, но многие увлекаются, хотя работа эта очень тонкая. А я люблю собирать пазлы. В моем случае это долго, потому что сборка идет методом подбора кусочков – в пазлах все детали немного отличаются по форме. Я же не вижу изображение. Это очень кропотливая, но увлекательная работа, – говорит Изабелла.
А вот ее молодой человек занимается биатлоном.
– На лыжах незрячие биатлонисты едут при помощи лидера, который направляет их по маршруту при помощи рации. Что касается стрельбы, то мишени, винтовка и наушники спортсменов связаны между собой. Чтобы поразить цель, нужно ориентироваться на звук в наушниках. Когда биатлонист целится, чем выше звук, тем ближе он к центру мишени, – поясняет Изабелла.
Сама она спортом не занимается, но очень любит читать. Помимо учебной литературы, ей нравятся приключения и фанфики (сочинения по мотивам популярных литературных произведений, фильмов, компьютерных игр и т. д.) по Гарри Поттеру
– Еще очень люблю петь и хотела бы найти студию, где бы со мной согласились заниматься. К сожалению, большинство людей мыслят очень стереотипно, и часто отказывают, когда узнают, что я незрячая. В мечтах также научиться танцевать – попробовать себя в бальных и латиноамериканских танцах. Правда, здесь нужен не только преподаватель, но и партнер, потому что это парные танцы. Будем надеяться, что все получится, – смеется Белла.
С выбором профессии у незрячих, как мы уже убедились из истории нашей героини, дело обстоит сложнее. Изабелла мечтала заниматься испанским языком, но в результате ей пришлось изменить направление деятельности.
– Почему в Кемерове я не пошла учиться на переводчика, хоть и хотела? Потому что на психологии я в меньшей степени завишу от отсутствия дисплея Брайля. В случае незрячего студента-лингвиста, его наличие, к сожалению, принципиально. Сейчас он бы тоже был для меня не лишним, но на социально-психологическом факультете я приспособилась заниматься без него. Такие устройства выдают в Новосибирском госуниверситете, о чем я узнала уже после того, как поступила в КемГУ, где дисплеями Брайля, к несчастью, не обеспечивают. Тем не менее психология мне нравится, это очень интересная и перспективная специальность: уже четыре года я иду в этом направлении и на жалею, – говорит Изабелла.
Она отмечает, что у людей, которые могут видеть, о незрячих часто складывается стереотипное мнение. Например, по словам нашей героини, многие считают их беспомощными, несамостоятельными.
– Незрячие люди, как и зрячие очень разные. И нужно смотреть на каждого в отдельности, а не обобщать. Если говорить о самореализации, то я знаю очень умных, талантливых ребят, которые стремятся к профессиональному и личному росту, несмотря на невозможность видеть. Про своего парня я уже говорила: он программист, занимается спортом. У нас есть друг математик, он уже учится в аспирантуре. Среди незрячих я знаю практикующих юристов, массажистов, ребят, которые зарабатывают на жизнь музыкой, рукоделием. Все они замечательные, – рассуждает Изабелла.
Когда речь зашла о том, как к незрячим людям относятся зрячие, Изабелла вспомнила историю из своей жизни.
– Однажды я шла по городу с тростью, как всегда, и мне нужно было перейти дорогу. Вдруг подходит незнакомый мужчина, хватает меня за трость, приподнимает ее, и тащит. Я не понимаю, куда меня ведут: есть ли впереди бордюр, ступеньки. Это одна из самых распространенных ошибок людей, которые хотят помочь незрячему, а по факту только мешают ему, – объясняет Изабелла.
Другая ошибка, по ее словам, это когда незрячий пешеход стоит на перекрестке, подходит человек и переводит его не на ту сторону, даже не поинтересовавшись, куда ему было нужно.
– Мы, незрячие, часто сталкиваемся с тем, что людей не интересует, что нам надо, куда нам надо, нужна ли нам вообще помощь. Они делают, как им кажется, доброе дело, а на самом деле получается только хуже. Хорошо, если ты знаешь город и понял, что тебя привели не туда. А если место незнакомое, то просто теряешь ориентацию в пространстве, начинаешь идти в другом направлении и можешь заблудиться. Потом придется возвращаться, а эта потеря времени и сил, – делится негативным опытом наша героиня.
Как же правильно помочь незрячему человеку?
– Если вы хотите помочь, просто подойдите, коснитесь руки или плеча и спросите, нужна ли помощь? Этого вполне достаточно. Главное проявить интерес к нуждам человека и ничего не делать по личной инициативе, не принимать решения, не дождавшись ответа незрячего собеседника, – говорит Изабелла.
Люди, привыкшие каждое утро, открыв глаза, видеть вокруг огромное количество предметов, лица близких людей и собственное отражение в зеркале, часто не задумываются, что кто-то такой возможности полностью лишен и даже не представляют, как можно жить "без глаз". Оказывается можно, причем ярко и интересно, как, например, героиня этого материала Изабелла Бевз. И если тот, кто видит, попробует на пару часов погрузиться в жизнь незрячего человека, то мы уверены, он сможет пережить и понять то, что до сих пор ему было недоступно. А новый опыт – это всегда развитие, помогающее созидать и привносить в этот мир больше тепла, добра и света.