Что происходит с ценами, или Как "кузбасские ЛЭП" выживают на три копейки?

Повышение тарифов на электроэнергию всегда активно обсуждается в обществе. Что вполне объяснимо: это неминуемо добавляет расходов к ежемесячным платежам за квартиру или дом. Очередное повышение состоялось 1 июля 2022 года. КорреспондентVSE42.Ru попытался разобраться в том, насколько оправдан ежегодный рост энерготарифов.

Инфляция: нас не догонят?

Идеальная ситуация, в которой каждый из нас наверняка хотел бы жить: получать все, что хочешь, но ничего при этом не платить. Увы, в реальности это невозможно. А потому спорить с тем, необходимо ли повышать энерготарифы или это "все придумал Черчиль", как видится, особого смысла нет.

Так уж устроена наша жизнь. Растут цены на продукты, на недвижимость, на топливо. В конце концов, у кого-то даже зарплата растет. Так что увеличение энерготарифов в этой ситуации – штука вполне закономерная. Есть инфляция – есть рост цен. На все.

Так что стоит, скорее всего, говорить не о том, правильно или неправильно, что растут тарифы. Тут главное – понять, насколько оправданно объявленное увеличение конечной стоимости электроэнергии. В этом и стоит разобраться.

Итак, что нам, жителям России в целом и Кемеровской области в частности предписал регулятор в плане новой цены электроэнергии? Напомню, что до повышения рядовые кузбассовцы (категория потребителей "население") платили за один киловатт/час 2 рубля 64 копейки. С 1 июля стоимость выросла до 2 рублей 77 копеек.

То есть по факту рост составит 13 копеек. Много это или мало? Если говорить в процентном соотношении – менее 5 процентов. Кстати, это наиболее наглядный способ показать темпы роста. Особенно если их сравнить с темпами инфляции в стране. Последнее, кстати, часто спорная величина. Так, власти считают инфляцию одним образом, и у чиновников получается куда более благоприятная картина, чем у простых россиян, которые судят об инфляции по ценам в магазинах. Но, тем не менее, обратимся для начала к официальным данным.

Как сообщил Минэкономразвития, на начало июня текущего года инфляция в России составила 17,02 процента. То есть заявленный рост энерготарифов более чем в три раза ниже даже официальных показателей инфляции. Что уж говорить о реальном положении дел в экономике.

Ни для кого не секрет, что в конце февраля – марте 2022 года ситуация с ценами была крайне непростой. Рост цен на ту же бытовую технику порой составлял десятки процентов, порой – менялся кратно. Парфюмерия, продукты и прочие товарные группы – примерно та же ситуация. Если не повсеместно, то достаточно часто.

К счастью, сейчас ситуация в экономике внешне выправилась. Однако, разумеется, цены не вернулись на прежний уровень, хотя немного и "отыграли" вниз. В любом случае можно уверенно заявить, что в данной ситуации энерготарифы, оставшиеся вплоть до даты традиционной коррекции стабильными, стали одним из тех якорей, которые позволили стабилизировать ситуацию в экономике – как всей страны в целом, так и в Кемеровской области в частности.

Счет – на копейки

Но вернемся к объявленному увеличению стоимости киловатт/часа. Итак, с 1 июля все мы будем платить "плюс 13 копеек". А так называемые прочие потребители (например, юридические лица) – даже чуть больше. Плюс 19 копеек. Или 3,96 рубля вместо 3,77 рубля.

На мой взгляд, говоря об увеличении энерготарифов, чаще важно понять не то, насколько они выросли в целом, а на что конкретно пойдут наши "кровные". В первую очередь стоит отметить, что энерготариф включает в себя несколько компонентов. Да, для конечного потребителя – это единая сумма, но для участников энергетического рынка – вовсе нет.

Дело в том, что в окончательную цену электроэнергии включены расходы по нескольким параметрам. Например, часть тарифа получает генерация (ТЭЦ, ГРЭС, АЭС, ГЭС). Еще часть тарифа получают сбытовики. Разумеется, включены в тариф и расходы электросетевых организаций, которые в режиме нон-стоп поддерживают весьма сложное сетевое хозяйство. Если совсем просто, то в последнем случае речь идет о сотнях тысяч, а то и миллионах километров проводов, опутывающих нашу страну. Именно благодаря этому каждый из нас может просто вставить электрическую вилку в электрическую розетку и… "почувствовать вкус жизни".

Пожалуй, работа электросетевых компаний в разговоре об энерготарифах является достаточно показательной. Так что попробую оценить заложенный рост стоимости киловатт/часа для конечного потребителя на примере кузбасского филиала крупнейшего сетевика страны Россети – "Кузбассэнерго-РЭС".

Сколько же сетевики получат в качестве компенсации за годовую инфляцию после повышения энерготарифа? Как оказалось, сетевая доля в общем росте цены на электроэнергию – всего три копейки. Тут впору задаться вопросом: а что же можно сделать на эти три копейки? Тем более когда реальный рост на многие товары, актуальные для сетевиков, даже в прошлом году достигал десятков процентов.

Оборудование, металл, дерево, железобетон – все это росло, как говорится, опережающими темпами. А энерготариф, напомню, стоял на месте. Последнее повышение было в прошлом году также в июле. И с тех пор – "ни копейкой больше".

При этом, думаю, ни для кого не секрет, что электрические сети – это крайне хлопотное и дорогостоящее хозяйство. Как я уже сказал, протяженные линии электропередачи, подстанции и так далее. Оборудование необходимо менять, провода – тоже. Опоры – разумеется. А еще надо содержать в надлежащем состоянии так называемую санитарную зону рядом с ЛЭП, чтобы во время сильного ветра случайное дерево не упало на провод и не оборвало его, оставив без электроснабжения поселок, а то и целый город. Короче, расходы, расходы, расходы...

Объемы сохранят?

Да, расходы у сетевиков приличные. Тут не поспоришь. Только на проведение ремонтов в прошлом году Кузбассэнерго-РЭС потратило 645 миллионов рублей. Заметьте, не на развитие (чтобы, например, обеспечить новых потребителей электроэнергией), а только на ремонт. То есть на то, чтобы уже существующие сети справлялись с нагрузкой и стабильно обеспечивали кузбассовцев энергией. Для этого кузбасские энергетики в 2022 году отремонтировали 1 800 километров воздушных линий электропередач и заменили 5 тысяч опор ЛЭП.

Что же даст увеличение электросетевой надбавки в общем энерготарифе всего на три копейки? Куда планируется потратить эти деньги?

Сначала стоит отдельно остановиться на том, из чего состоит доля сетевой составляющей в тарифе. Во-первых, и это основная часть расходов – содержание сетей. С каждого киловатт/часа на это уходит 21 копейка. Еще 11 копеек энергетики направляют на новое строительство и модернизацию. На проведение ремонтов из тарифа выделяется четыре копейки. И, наконец, еще одна статья расходов электросетевой компании – это льготное технологическое подключение, позволяющее подать электричество новым потребителям. В последнем случае речь идет как раз о такой льготной категории потребителей, как население. То есть простые люди, рядовые жители, например, Кемеровской области.

Согласно озвученным Россети Сибирь данным, в планах энергетиков техническое перевооружение одной из старейших в Кузбассе подстанций – "Беловская" напряжением 110 тысяч вольт. Стоимость проекта по частичной замене оборудования – свыше 40 миллионов рублей. Около 110 миллионов рублей планируется направить на увеличение мощности подстанции "Ново-Чертинская" напряжением 110 киловольт в Белове. Более 250 миллионов рублей будет вложено в реконструкцию участков линий 35 киловольт и протяженностью более 16 км. Все это необходимо для развития железнодорожной инфраструктуры, для увеличения пропускной способности в рамках реализации федерального проекта БАМ-2. Этот проект, к слову, в нынешней ситуации становится еще более актуальным.

На модернизацию оборудования подстанции "Мирная" напряжением 110 киловольт в Кемерове будет вложено 50 миллионов рублей. Модернизация энергообъекта увеличит надежность электроснабжения спортивных и инфраструктурных объектов, а также жилых районов столицы Кузбасса.

Всего на проекты по новому строительству и реконструкции сетевой инфраструктуры будет направлено 2 миллиарда 25 миллионов рублей.

Как отмечают в компани, несмотря на опережающие темпы инфляции в сравнении с увеличением энерготарифов, энергетики сохранят объемы инвесткампании и текущих ремонтов не только в денежном выражении, но и в натуральном.

Вот и получается, что те самые "три копейки", которые потребители региона будут доплачивать с 1 июля за работу электросетевой организации, – это гарантия для большинства жителей Кемеровской области надежности энергоснабжения. Будь то городская квартира, сельский дом или крупное промышленное предприятие.

Фото: Россети/VSE42.RU
Комментарии для сайта Cackle