Обманщики или благотворители: не спешите отдавать деньги!

Благотворительность и обман – к сожалению, это стороны одной медали. Нередко сбор средств, представленный как помощь нуждающимся, оказывается лишь прикрытием для опустошения карманов сердобольных граждан. Буквально за прошедшую неделю журналист VSE42.Ru дважды стал свидетелем сомнительного с точки зрения законности "отъема денег" у населения. Подробности в нашем материале.

Деньги есть – денег нет

Небольшой офис "Почты России" в Кемерове на улице Сибиряков-Гвардейцев, 132. Именно сюда несколько дней назад пришла по своим делам наша читательница Елена. Пока женщина стояла в очереди, ее внимание привлекла небольшая пластиковая коробка на стойке, за которой сидят сотрудники почтового отделения. В боксе, по словам Елены, лежали деньги, а на нем была приклеена бумажка с текстом:

"Благотворительная акция "Дерево добра".
Оформите подписку в адрес детского дома или дома престарелых своего района.

• Возьмите у оператора перечень изданий, участвующих в акции, и квитанцию.
• Выберете адрес детского дома или дома престарелых.
• Заполните квитанцию и передайте ее оператору.

Благодаря вам дети и пожилые люди будут бесплатно получать любимые газеты и журналы".

На первый взгляд в этом объявлении нет ничего странного. Мало того, сама по себе инициатива замечательная. Почему бы, если у вас есть возможность, не сделать подарок людям, которые не могут оплатить подписку самостоятельно. Подобные акции устраивает не только почта, но, например, некоторые музеи, куда можно купить билет нуждающемуся человеку.

И, тем не менее, если внимательнее присмотреться к боксу с призывом к оформлению благотворительной подписки, то можно разглядеть очевидный подвох. Недаром у нашей читательницы Елены возникло ощущение, "как будто просто на чай себе собирают".

– Бокс открыт. То есть, кто угодно может запустить в него руку и взять деньги. Так быть явно не должно. Я знаю, что боксы для сбора благотворительных пожертвований оформляются в соответствии с целым списком правил. К тому же участвовать в акции "Дерево добра" можно через сайт "Почты России" цивилизованным способом, а не класть деньги в открытую коробку, откуда они могут "уйти" в неизвестном направлении. Но "Почта России" зачем-то разместила эту странную коробку в отделении. Кто проконтролирует, куда в итоге ушли из нее пожертвования, неясно, – рассказала Елена.

Обратите внимание, объявление на боксе не призывает опускать в него наличные. В нем говорится о возможности оформить благотворительную подписку по всем правилам почты, а именно, через кассу, заполнив квитанцию. Чтобы прояснить все вопросы, связанные с этим странным сбором, журналист VSE42.Ru сам отправился в отделение "Почты России" №4 на улице Сибиряков-Гвардейцев, 132.

Благотворительная самодеятельность?

Действительно, на стойке стоял бокс, о котором рассказала Елена, с вышеупомянутой надписью. В коробке лежали деньги: несколько бумажных купюр и монеты. Пластиковая крышка прикрывала входное отверстие только наполовину. На вопрос журналиста, как поучаствовать в акции, сотрудница почты любезно пояснила:

– Вы либо жертвуете сколько не жалко в коробочку, мы нужную сумму набираем, выписываем журнал, отправляем на второе полугодие в детский дом. Либо вы сами выбираете и подписываете на полную сумму…Это внутренняя наша инициатива, что мы собираем на подписку детям. Это неофициальное мероприятие, акция. Это под честное слово, – сказала работница "Почты России".

Объяснение исчерпывающее. Вот только оно совсем не укладывается в постановление правительства РФ от 1 октября 2020 №1584 "Об утверждении требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и извлечения имущества, собранного с их помощью". Приведем только пару пунктов из этого документа, подтверждающих, что сотрудники "Почты России" серьезно нарушили требования:

"4. Ящик для сбора пожертвований должен быть оснащен: прорезью для опускания денежных средств и (или) отверстием для опускания иного имущества; отверстием для вскрытия и извлечения денежных средств и (или) иного имущества, опечатанным бумажной лентой с подписью и печатью организации или опломбированным номерной пломбой.

5. Ящику для сбора пожертвований должен быть присвоен инвентарный номер, и сам ящик должен быть оснащен следующей информацией: сведения об организации, которая собирает пожертвования (наименование, почтовый адрес, ИНН, номер счета); наименование программы или иного документа, в соответствии с которым будет проводиться сбор пожертвований; доменное имя и (или) сетевой адрес официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии); контактные данные, по которым благотворитель может получить информацию".

Здесь указано только то, что касается непосредственно ящика для сбора пожертвований в почтовом отделении, который попал на глаза Елене. Этого, впрочем, достаточно, чтобы понять, что нарушение налицо. Никакого инвентарного номера, ленты с печатью организации или пломбы, да и всего остального на боксе в офисе Почты не было. Кстати, с более подробной информацией в том числе об установке, использовании и опорожнении ящиков для сбора средств можно ознакомиться в Федеральном законе от 11 августа 1995 №135-ФЗ (ред. от 08 декабря 2020) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".

К слову все наши подозрения по поводу незаконности установки в почтовом отделении №4 ящика для сбора пожертвований подтвердил и официальный комментарий самой "Почты России" сайту VSE42.Ru:

– Сбор средств в таком формате недопустим, это личная инициатива сотрудников конкретного отделения. Коробку уже убрали, а персоналу напомнили о необходимости согласовывать подобные активности. Все благотворительные проекты в компании регламентированы, их этапы строго контролируются. Принять участие в традиционной акции "Дерево добра", оформив подписку в адрес любого социального учреждения, можно несколькими способами: в почтовом отделении; на сайте Почты; на дому – через почтальона. После любой транзакции клиент получает чек, – сообщила пресс-служба компании.

Хорошо, что ситуация разрешилась благодаря бдительности нашей читательницы. А если бы не Елена, кто тогда смог бы гарантировать неприкосновенность пожертвованных кемеровчанами денег? Сотрудники почтового отделения? Впрочем, все, кто регулярно сталкивается с работой "Почты России", понимают, что этот вопрос относится скорее к разряду риторических.

И еще одно. Если безоговорочно поверить официальному ответу "Почты России", то получается так, что ее сотрудники на местах, то есть в отделениях, наделены правом самостоятельно принимать финансовые решения. Например, организовать сбор для детей-сирот или пожилых жителей в треугольный ящик, прямоугольный, деревянный, металлический, с крышкой, без крышки. Короче, как душе угодно. Если это так, то, судя по всему, никакого контроля за тем, как проводят акцию в конкретном почтовом отделении, "главный офис" не осуществляет. Или не хочет этого делать. Что, разумеется, крайне странно. Ведь, кажется, его основная функция в том и состоит: все контролировать, выдавать методические рекомендации и требовать исполнять показатели – чтобы рядовым почтальонам "скучно не было". Но, если так, то как раз здесь с этой задачей офис и не справился. А сказать, что "сбор средств в таком формате недопустим", когда этот факт вскрыли журналисты нашего сайта – проще всего. Интересно, что еще в работе "Почты России" в Кемеровской области является "недопустимым", но пока неизвестным широкой общественности?

Дети-аферисты?

Вторая как минимум странная благотворительная история не заставила себя долго ждать. С приходом теплых дней возле крупных магазинов в центре Кемерова опять стали появляться подростки с большими пластиковыми боксами, в которые они собирают деньги якобы на реабилитацию больным детям. С одним из таких "сборщиков пожертвований" пообщался журналист нашего сайта.

Бокс, с которым подросток стоял, на первый взгляд был оформлен тщательно. Здесь и данные ребенка, и информация о благотворительной организации, собирающей пожертвования, и ее сайт, и QR-код, и реквизиты для помощи. Кроме того, у волонтера, на вид лет 14-15, была папка с документами: свидетельством о рождении ребенка, копией паспорта его мамы, договором, заключенным между фондом и матерью больного малыша.

Подросток с боксом оказался максимально общительным. Так, на вопрос журналиста, из какого региона ребенок, на реабилитацию которого собирают средства, волонтер уверенно ответил: "Из Кемерова".

Но журналист все-таки попросил взглянуть на документы в папке. Оказалось, что ребенок и его мама не из Кемерова, а из поселка, расположенного в Республике Хакасия. Впрочем, на недоуменный вопрос журналиста о таком очевидном несоответствии волонтер лишь пожал плечами. Ничего, бывает, кто не ошибается. Зато волонтер разрешил сфотографировать документы из своей папочки.

Далее журналист спросил, можно ли перечислить деньги на реабилитацию ребенка через сайт фонда? На что волонтер уверенно ответил:

– У нас временно QR-код не работает. У нас отдельные номера. У каждого волонтера есть карта. Вы на них переводите деньги, а мы переводим человеку в офисе. А он переводит в фонд, – сказал волонтер.

Согласитесь, странная ситуация. Хочешь перевести деньги конкретному больному человеку, а переводишь их на карту незнакомому мальчишке, встреченному на улице, чтобы тот перевел их какому-то "дяденьке", которого вы никогда в глаза не видели, чтобы он перевел их в фонд, который, в свою очередь, передаст их больному ребенку. Слишком сложная схема, чтобы она не оказалась неприкрытым мошенничеством.

Впрочем, на этом с юным волонтером журналист попрощался и отправился в бизнес-центр, где в полупустом кабинете с двумя письменными столами и полным отсутствием какой-либо оргтехники и канцелярских принадлежностей его встретили два вежливых молодых человека. Один из них представился "старшим гражданским активистом".

На вопрос журналиста о том, почему волонтеры на улице возле торгового центра предлагают перевести благотворительные средства им на карту по номеру телефона, старший гражданский активист ответил:

– Можно перевести по QR-коду. Он работает. Можно через сайт. Можно по реквизитам. По номеру телефона переводить нельзя, – объяснил юноша, таким образом опровергнув слова "уличного волонтера".

Но в том-то и дело, что пообщаться "со взрослым" смог журналист, потративший на поиски организаторов "конвейера благотворительности" в Кемерове время. А простой кузбассовец, скорее всего, просто переведет деньги на карту мальчика-сборщика.

И еще один наверняка важный момент в этой благотворительной истории. Как рассказали соседи "старшего гражданского активиста" по этажу, заехал он в арендованный кабинет в бизнес-центре менее двух месяцев назад.

Автор статьи, тем не менее, проверил и названный активистом сайт фонда. Он оказался вполне рабочим. Выяснилось, кстати, что сам фонд расположен в Красноярске.

Старший гражданский активист рассказал, что деньги на реабилитацию мальчика собирают не первый раз. Раньше этим занимались другие фонды. А теперь очередной фонд ищет средства уже на второй курс реабилитации. Из руководства организации, по словам молодого человека, в Кемерове никого нет: "Президент находится в Красноярске". В качестве отчетной документации старший гражданский активист показал журналисту справку из банка, которая подтверждает перевод денег в период с 22 апреля 2021 года по 28 ноября 2021 года матери больного ребенка.

Кроме этого журналист VSE42.Ru выяснил у активиста, что фонд собирает помощь детям из разных регионов, но, например, из Кемерово у них под опекой никого нет. Пока журналист общался с активистом, в кабинет заглянул подросток. Оказалось, что он пришел на собеседование на должность волонтера, и его попросили подождать снаружи.

А еще активист пояснил, что "уличные" волонтеры получают 200-300 рублей в день на проезд и питание, в то время как парнишка возле торгового центра говорил журналисту, что за работу ему ничего не платят.

И вот что еще рассказали соседи по бизнес-центру:

– Ходят совсем ребятишки, школьники: мальчики, девочки. Вечером возвращаются все замученные, голодные. Где гарантия, что их сборы пойдут на помощь ребенку? Я им говорю: "Кто там главный, заберут ваши деньги, а вы гуляйте". Видела сама, как они в пробках подбегают к машинам с этими коробками, просят. Стыдно. Где-то я по телевизору слышала про такие фирмы. Я считаю, что это обман. Есть фонды, где деньги перечисляются на счета, а не так, что дети бегают с коробками и собирают. И кто сколько собрал, кто сколько сдал – никакого учета. Я этих ребятишек спрашивала, не останавливала их милиция. Они говорят: "Нет, слава богу", – рассказала женщина.

Вместо послесловия стоит сказать, что, разумеется, благотворительность – это хорошо. Это очень хорошо и нужно. Это важная часть жизни современного общества, в том числе и в России. Но и в таком благородном деле необходим четкий порядок и соблюдение правил. В противном случае каждый из нас рискует быть обманутым в лучших побуждениях и отдать свои деньги мошенникам. И ладно, если нашей помощью "от чистого сердца" просто воспользуются бессовестные люди. Гораздо хуже то, что деньги, переданные на благотворительность, так и не дойдут до тех, кому они предназначались, кому они действительно необходимы.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle