ЖКХ и молчание тисульских чиновников

Неторопливость чиновников Тисульского района рискует если не попасть в книгу рекордов Гиннеса, так уж точно стать примером для их коллег по всей области. Или антипримером – как кому угодно. Если коротко, то еще как минимум с прошлого года бравые муниципальные служащие в авангарде, видимо, с главой муниципального округа не могут решить малюсенькую задачу. А в результате целый поселок рискует надежностью водоснабжения. Подробности читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.

Ничтожный договор

Кажется, уже давно общим местом стали бюрократические проволочки различного рода и хроническая повсеместная неспешность чиновников. Однако ситуация в Тисульском районе, а именно – в поселке Белогорск, даже опытного наблюдателя за чиновничьей волокитой может удивить. Кроме того, ситуация здесь усугубляется тем, что речь идет о важнейшем для сельчан вопросе водоснабжения. Кто может стать крайним, если этот вопрос все-таки не будет решен – вопрос риторический. Да только вот беда в том, что видимых для постороннего глаза подвижек в решении пока незаметно. Но перейдем к сути дела.

После того, как предыдущая контора, снабжавшая Белогорск водой, обанкротилась, за дело взялся частник – ООО "Белогорский водоканал" (БВК).

Впрочем, взяться-то взялся, да оказалось, ждет его множество подводных камней. И главный из них, который не позволяет работать в штатном режиме, – это неясная ситуация с собственностью.

Суть тут в следующем. Разумеется, чтобы обеспечить водоснабжение поселка, нужна соответствующая инфраструктура. Тот же водозабор, очистные сооружения и, наконец, сама труба. Сначала в деле появляется договор купли-продажи №26 от 12 мая 2020 года. Что уже странно, поскольку продавать подобные социально важные и структурообразующие объекты в принципе нельзя.

Само собой, позднее договор купли-продажи был признан ничтожным, а стороны вернулись в прежнее состояние. То есть водоснабжающее имущество обрело прежнего владельца в лице администрации Тисульского района. Точнее, комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ).

Тем не менее "Белогорский водоканал" остался в качестве эксплуатанта всего этого непростого, тревожного и далеко не нового хозяйства. По последней причине – приличной изношенности инфраструктуры и труб в частности – необходимо вкладывать в него значительные инвестиции, ремонтировать, менять на новое оборудование и так далее. Однако кто все это будет делать и за чей счет?

По логике получается, что содержать, ремонтировать и модернизировать должен собственник. В данной ситуации, судя по всему, муниципалитет. А ему зачем это нужно? Тем более что эксплуатирует, повторюсь, частное предприятие. Да и денег, наверняка, в тощей муниципальной казне лишних нет, чтобы миллионы тратить на удаленный поселок Белогорск и его водоснабжение.

Стабильность длиной в один месяц

В этой связи выглядит логичным, что, по имеющейся информации, в результате было принято решение передать всю коммунальную инфраструктуру, касающуюся водоснабжения поселка Белогорск, компании БВК в концессию. Однако прежде муниципальные чиновники должны сделать сущую малость – определиться с тем, что сколько стоит в части этого имущества с учетом актуального состояния. А уже после этого передать предприятию под управление. Иначе никак нельзя.

И, кстати, не только потому, что нельзя передать на непонятных условиях непонятное имущество, но и совершенно по другой, если так можно сказать, внешней причине. Дело в том, что "Белогорский водоканал", предоставляющий населению и другим потребителям коммунальную услугу, которая является регулируемой (стоимость которой определяет государство), должен сделать то, что называется "получить тариф". Говоря проще, подготовить пакет документов, исходя из которого Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (РЭК), являющаяся исполнительным органом государственной власти, должна принять решение о стоимости одного кубометра воды в конкретном поселке Кузбасса для потребителя.

Разумеется, чтоб БВК смог подготовить пакет документов, он должен составить что-то вроде калькуляции, исходя из которой регулятор сможет высчитать конкретный размер тарифа, который покроет расходы ресурсоснабжающей организации и заложит в него даже небольшую прибыль, чтобы коммерсантам был какой-то смысл работать.

Но, как подготовить документы, если нет правоустанавливающих документов на основные фонды, если так можно сказать. В каком состоянии находится оборудование водоканала, обеспечивающее поселок водой, сколько оно стоит, какую амортизацию надо закладывать. Все это невозможно посчитать без надлежащей информации о муниципальном оборудовании, на котором работают коммунальщики. Которую, в свою очередь, должен предоставить собственник, то есть муниципалитет. Но у него, судя по всему, такового нет. В полном объеме – наверняка.

А потому было найдено "соломоново решение": пока никакой концессии не оформлять, а ограничиться договорами безвозмездного пользования, которые, что особенно примечательно, заключаются на один месяц. То есть ежемесячно продляются. А значит, например, вполне можно вообразить, что в один далеко не прекрасный момент одна из сторон (например, "Белогорский водоканал") просто откажется продлять этот краткосрочный договор. И тут жителям Белогорска остается молиться, чтобы это не случилось, например, в один из зимних месяцев. И защиты от подобной ситуации, как видится, нет. Если договор заключен только на один месяц, то по истечении этого месяца возможно все.

Чтобы защитить людей, как раз и необходим долгосрочный договор концессии. Он, с одной стороны, даст жителям поселка гарантию, что их в один момент просто не оставят один на один с практически нерешаемой силами поселковых проблемой, а с другой – позволит рассчитывать на модернизацию сетей, которая будет заложена в условиях предоставления концессии.

Вот и получается, что скорейшая законная передача водоснабжающей инфраструктуры в интересах простых жителей поселка Белогорск, а значит, как, казалось бы, должно быть, – и властей района. И, кстати, "Белогорского водоканала", поскольку это позволит компании начать нормально работать, планировать бюджет на развитие оборудования и, что тоже важно, получить соответствующий тариф от РЭК.

Молчаливая власть

Казалось бы, должно быть так. И муниципальная власть в Тисуле во главе с Дмитрием Паниным просто неистово старается и спешит как можно скорее, чтобы провести соответствующие процедуры, подготовить правоустанавливающие документы на муниципальные объекты водоснабжениия передать его с чистой совестью и радостью избавления от непростой ноши в руки коммунальщиков. Чтобы сразу после этого уже собственники и руководители компании отвечали перед потребителями за качество и надежность водоснабжения.

Но в реальности все получается совсем не так. Даже если предположить, что момент заключения договора аренды (того самого, что продляется ежемесячно) как минимум относится к весне прошлого года, то легко понять, что вопрос о соответствующей передаче в концессию не решается уже почти полтора года.

Наверняка руководство компании "Белогорский водоканал" предпринимает шаги со своей стороны в адрес местных чиновников, но последние, похоже, впали в какой-то странный сон.

Странный потому, что, например, нет никакой реакции муниципалитета на попытку прояснить ситуацию другими заинтересованными сторонами. И вот только один пример отсутствия этой реакции.

В силу того, что для работы водоснабжения поселка Белогорск необходимо электричество, так или иначе – пусть даже опосредованно – в ней отчасти задействован гарантирующий поставщик "Кузбассэнергосбыт". Несмотря на то, что проблемы взаимодействия между "Белогорским водоканалом" и тисульскими чиновниками электроэнергетиков не касаются, тем не менее беспокойство невольное они вызывают. Достаточно того, что предшественник БВК стал банкротом и с большим трудом рассчитался по долгам перед поставщиком электрической энергии. И повторения подобной ситуации в "Кузбассэнергосбыте" в будущем, разумеется, не хотят.

А потому вполне логично, что представители гарантирующего поставщика попытались для себя прояснить, что происходит в Белогорске. Для этого они обратились сразу в несколько инстанций власти в Тисульском районе: к главе муниципального образования, председателю КУМИ и председателю местного совета народных депутатов. А потом еще раз обратились.

Угадайте, что произошло в обоих случаях? …Ничего. Как рассказали журналисту сайта в "Кузбассэнергосбыте", ни на одно обращение к тисульским властям не было получено ни одного (!) ответа.

И это при том, что в данной непростой, как минимум, ситуации задеваются интересы и простых людей, и самой власти, и тех же ресурсоснабжающих организаций.

Вот и получается, что принципиально важный вопрос для поселка не решается. То ли лень возиться с докучным белогорским водозабором, то ли денег на проведение оценки имущества, необходимого для подготовки правоустанавливающих документов, не хватает. Почему конкретно – поди догадайся, ведь власти района молчат.

Фото: пресс-служба Кузбассэнегосбыт
Комментарии для сайта Cackle