Инвалидность – это не только физические страдания и жизнь на нищенскую пенсию. Это еще и то, что нередко ускользает от глаз обывателя. Инвалидность – это сила и сексапильность, красота, чувственность и многое другое. Жительницы Кузбасса с ограниченными возможностями рассказали журналисту VSE42.Ru о том, почему тяжелый недуг – не повод отказывать себе в ярких эмоциональных и физических переживаниях, а также о том, как женщины с особенностями относятся к отношениям с мужчинами и рождению детей.
Арина Тихонова живет в Новокузнецке и передвигается на инвалидной коляске уже 21 год. Девушка попала в автокатастрофу, когда ей было 18. Сложный перелом позвоночника привел к инвалидности. Не помогли ни операции, ни множество курсов реабилитации, ни изнуряющие домашние тренировки. Красавице, хохотушке, душе компании и всеобщей любимице Арине пришлось смириться со своим новым статусом инвалида-колясочника. Но это произошло не сразу. Девушка долго надеялась, что в один прекрасный день встанет и пойдет.
– Осознание, что я никогда не смогу ходить, пришло не сразу: не через полгода и даже не через год после травмы. Это случилось года через два или три. Поэтому мыслей о том, что моя интимная жизнь теперь будет не такой, как у всех, не такой, как до аварии, сначала не возникало. Я была сосредоточена на здоровье. О любви тоже особо не размышляла. Я жила с родителями и о том, чтобы иметь какие-то отношения, долгое время после травмы не думала, – вспоминает Арина.
И все же, когда девушка ездила в реабилитационные центры, она попадала в окружение молодых людей и мужчин-врачей. Арина говорит, что в юности ей нравилось привлекать внимание парней. Но близко подпустить кого-то из них после травмы она боялась.
– Поцелуйчики, объятия – да. Но, когда появлялся намек на интимную близость, особенно с колясочником, мне становилось страшно, – говорит Арина.
Хотя был случай, когда девушку уже после травмы на свидание пригласил здоровый мужчина. Но оно оказалось крайне неудачным. Арина выпила пару бокалов, а поскольку в Кузбассе большинство заведений общепита не оборудовано специальными туалетами для инвалидов, девушка не смогла справить нужду и просто терпела.
– После ресторана ухажер меня повез на гору полюбоваться закатом. Он начал меня обнимать и надавил на мочевой пузырь. Но, так как накануне у меня не было возможности сходить в туалет, я обмочилась в его машине. Вы бы видели, у парня началась такая паника! Он явно не был готов к такому развитию событий. Стал судорожно искать, чем вытереть сидение. Это я сейчас смеюсь, вспоминая ту ситуацию. А тогда было не до смеха. От стыда я была красная, как помидор. Но вообще это очень комичная ситуация, конечно, – вспоминает новокузнечанка.
Только спустя шесть лет после аварии Арина свыклась с мыслью, что никогда не сможет ходить. Тогда она решила поехать учиться в другой город. Арина говорит, что на первом курсе все ее мысли были заняты мечтами об отношениях.
– Мне кажется, что у меня тогда на лице было написано: "Ищу вторую половину". Мне было 24 года. К тому же у многих девчонок с особенностями в колледже уже были парни. Но у меня ничего не срасталось, и весь первый год учебы я была одна, – рассказывает Арина.
После летних каникул девушка должна была вернуться в колледж – начинался второй год учебы.
– Помню, сижу дома и думаю: "Ну и не надо мне никакой любви. Нет парня и ладно. Буду учиться и жить своей жизнью". И что вы думаете? В первый же день, как приехала в колледж, я встретила своего будущего мужа, – смеется Арина.
Разумеется, любовь и серьезные отношения с мужчиной предполагали и физическую близость. И вот здесь Арине пришлось открыто взглянуть в лицо всем своим страхам, связанным с сексом. Девушке стало понятно, что рано или поздно помимо нежностей случится и все остальное.
– После травмы у меня с другими парнями были ласки, но до секса я не допускала. Только появлялся намек, сразу пресекала все поползновения. Мне было страшно. Я стеснялась своего тела: после травмы мои ноги стали худыми, попа перестала быть пышной. Я боялась, что не смогу вызвать желания у мужчины. Плюс, конечно, пугало и то, что я не могла двигаться, как раньше. Но мне всегда было интересно, когда девчонки на реабилитации расказывали: "Я живу с парнем, мы сексом занимаемся, у нас все нормально". А мне было удивительно, как это может быть после травмы? Я же теперь не чувствую ног. И прекрасно знаю, как это было до травмы, – делится Арина.
Однако с будущим мужем у девушки все произошло само собой. Мало того, она сама оказалась инициатором сближения. Упростило ситуацию и то, что у ее мужчины другой диагноз, не связанный с позвоночником, не препятствующий движениям.
– Я первая его поцеловала. И с ним все было классно. Не было никаких сомнений. Я поняла, что дико его хочу, и видела, что это взаимно. Это была влюбленность, химия, эмоции. Я легко пошла на контакт. Не была против интимных отношений. И мы до сих пор зажигаем. В плане секса мы нашли друг друга, – говорит Арина.
Стоит пояснить, что не все инвалиды-колясочники имеют ту же телесную чувствительность, что и здоровые люди. Это зависит от многого, в частности от места перелома, сложности травмы. То есть кто-то ничего не чувствует ниже груди, кто-то от самой шеи.
В некоторой степени Арине даже повезло. Позвоночник у нее поврежден в районе поясницы, и область промежности девушка чувствует.
– Есть некоторые нюансы. Но в целом чувствительность в интимной зоне сохранена. Изучив особенности моего тела, муж знает, что нужно сделать, чтобы я получила удовольствие. Мне в этом смысле повезло, и часто я ощущаю очень сильное желание, – говорит Арина.
А вот того, что Арина сможет после тяжелейшей травмы иметь двоих детей, не ожидала даже она сама.
– Когда мы начали встречаться с будущим мужем, то сначала предохранялись. А потом перестали, ведь у нас все было серьезно. При этом я его предупредила: если забеременею, то буду рожать. Так мы долго занимались сексом без контрацепции, а я не беременела. Мы уже об этом разговоре и забыли. А через два года неожиданно оказалось, что я в положении. Позвонила мужу, сообщила новость. Он обрадовался. На тот момент мы были вместе более трех лет, – вспоминает девушка.
Правда, сначала врачи, по словам Арины, ее не поддержали, отговаривали рожать, запугивали, оказывали психологическое давление на родителей.
– Врачи предприняли все меры, чтобы я отказалась от идеи стать мамой: пугали, что не смогу выносить ребенка, что погибнет малыш, погибну я сама. Но я категорически отказалась от аборта. И родила сначала одного ребенка, а спустя пять лет второго, – рассказывает Арина.
Девушка вспоминает, что беременной очень нравилась себе.
– Беременная я буквально кайфовала от себя. Мне нравилось мое тело: грудь, живот. До последних дней беременности у нас с мужем был секс. Желание было еще больше, чем раньше. Я ощущала себя сексуальной крошкой, и муж меня хотел, – рассказывает новокузнечанка.
Арина уверяет, что на собственном опыте убедилась, насколько глупо стесняться себя и комплексовать. Девушка считает, что если человек вас полюбил, то это значит, что он полюбил все ваши физические особенности и никогда не упрекнет в неэталонности фигуры: он будет обожать каждую складочку, каждую торчащую косточку. Арина Тихонова уверена, что если чувств нет, то отношениям не помогут ни здоровое тело, ни красота лица.
– Я не говорю, что главное в жизни – встретить мужчину или жить мыслями только об этом. Все должно происходить само собой. Многие девочки живут без отношений. И чувствуют себя отлично – учатся, работают, занимаются собой. Но не стоит и категорически отказываться от личной жизни. Попробовать и разбежаться, если отношения не заладились, можно всегда. А вдруг это тот самый человек, с которым ты будешь счастлива всю жизнь? Стоит ли упускать возможность? – говорит Арина.
Кемеровчанке Ангелине Таминен 26 лет, и у нее детский церебральный паралич (ДЦП). В 2017 году девушка окончила экономический факультет КемТИПП по специальности
"Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Ангелина вспоминает, что еще в школьные годы боялась навсегда остаться одинокой.
– Раньше я все думала: "Кому я такая нужна. Ничего у меня не будет". Но в 18 лет, после окончания школы, приехала из Междуреченска в Кемерово учиться: институт, общага. Студенческая жизнь закрутилась. Потом работа. Я научилась быть самостоятельной, мобильной, брать на себя ответственность за свои действия и бездействие. А вместе с тем приобрела внутренний стержень, закалку, даже некоторую жесткость, которая, возможно, женщине и не нужна, стала более рациональной. И в данный период жизни у меня нет переживаний об отсутствии второй половины, замужестве. Мне очень нравится мое спокойное, размеренное настоящее, – говорит Ангелина.
Спустя годы девушка пришла к мысли, что у нее нет цели "выйти замуж ради того, чтобы выйти замуж". Она не стремится во что бы то ни стало обзавестись парой, семьей. Прежде всего, Ангелина хочет встретить человека, которому сможет доверять и с которым захочет связать свою жизнь.
– Сейчас за мной ухаживает молодой человек, мы с ним знакомы около двух лет. Он интересующийся, активный, творческий, начитанный, симпатичный парень. У него два высших образования. Мы встретились в кругу общих знакомых, долгое время просто общались. Он активно проявлял инициативу: звонил, писал, в каких-то моментах очень поддерживал меня. Потом мы с ним в компании друзей поехали в путешествие в Москву, затем в Новосибирск на встречу с Ксенией Безугловой (мисс мира среди девушек на колясках, член совета по делам инвалидов при президенте России – прим. ред.). Честно сказать, я пока нахожусь в стадии наблюдателя. Мне, безусловно, приятно его внимание, забота. Посмотрим, что будет дальше.. Самой интересно. Я по своей природе очень консервативный, сложный, противоречивый человек. Мне нужно достаточно много времени, чтобы принять то или иное решение. В большинстве случаев, все события, которые происходят в жизни, я воспринимаю как некую данность. На меня даже мои некоторые близкие люди иногда обижаются, принимая мою безэмоциональность за равнодушие, – говорит Ангелина.
Ангелина работает бухгалтером. В коллективе ее ценят и уважают. В свободное время занимается парашютным спортом, катается на горных лыжах, велосипеде, плавает, ходит в походы в горы. А еще увлекается астрологией и астропсихологией, даже проводит консультации.
– У меня работа каждый день, и, по большому счету, все в жизни устраивает, я к этому очень долго шла. Я рада, что я смогла трудоустроиться и реализоваться в профессии. А то, что касается создания семьи и рождения детей. На эту тему у меня достаточно много страхов и сомнений: финансовый вопрос, отношение докторов в поликлиниках. Придешь, тебя облают так, что куда там еще рожать? – говорит девушка.
А еще больше Ангелину беспокоит, сможет ли они дать ребенку все, что ему нужно: образование, развитие, крышу над головой.
– Смогу ли вырастить счастливого человека и дать ему все, что необходимо? Я не могу согласиться с теми, кто советует "родить ребенка для себя". Я хотела бы родить ребенка от по-настоящему родного, любимого человека. Я точно знаю, что отношения должны начинаться с любви, которая с годами перерастет в дружбу, уважение. Хочу пронести это чувство сквозь годы. Я уверена, что если будет любовь, то все будет хорошо, все получится, – подытоживает Ангелина.
Физические ограничения не являются препятствием для полноценной жизни. Любовь, секс, семья, образование, работа и все, к чему имеют доступ здоровые люди, должно в полной мере присутствовать в жизни инвалидов. Но, чтобы все было именно так, люди с особенностями не должны стигматизироваться обществом. К счастью, в последние годы Россия хоть и медленно, но все-таки движется в этом направлении, и все больше людей с особенностями чувствуют себя полноценными членами общества.
(Имя Арины Тихоновой изменено по просьбе героини)