Новые бедные: почему в Кемерове стало больше компьютерных клубов

25 Мая 2020, 11:12

Интересная тенденция наметилась в крупнейших российских городах: за прошедший год количество компьютерных клубов в них увеличилось почти в два раза. Для столицы Кузбасса статус миллионника является недостижимым, но тренд распространился и на нее. Почему в Кемерове стало больше киберклубов и как они переживают коронакризис, разбирался корреспондент VSE42.Ru.

Больше значит лучше?

Начнем с красноречивой статистики. По данным сервиса 2Гис, за прошедший год в российских городах-миллионниках количество компьютерных клубов возросло на 79%. Наибольший рост – в 2,5 раза – был зафиксирован в Москве. А в Санкт-Петербурге, Челябинске, Волгограде, Самаре и Нижнем Новгороде количество подобных заведений увеличилось вдвое.

Распространился этот тренд и на города поменьше, в том числе Кемерово. По данным все того же сервиса, в 2020 году в столице Кузбасса зарегистрировано семь компьютерных клубов, а годом ранее их было почти в два раза меньше – четыре. Но чем же обусловлен подобный рост?

Одним из критериев, который влияет на решение предпринимателя заходить или не заходить на тот или иной рынок, является уровень конкуренции. И до последнего времени в столице Кузбасса складывалась ситуация, при которой ее практически не было. Например, согласно все той же статистике, в 2017 году в Кемерове был зарегистрирован всего один (!) компьютерный клуб. Год спустя количество подобных заведений выросло до пяти, но не обошлось без нюансов. Дело в том, что в перечне оказались интернет-кафе и клубы виртуальной реальности. То есть места, которые не являются компьютерными клубами в привычном смысле слова.

– Именно с этой точки зрения рынок сильно прельщал тем, что действовал всего один агент. А идея открыть свой компьютерный клуб появилась очень просто. Для меня киберспорт – одно из главных увлечений в жизни, с детства играл в компьютерные игры и ходил в такие клубы и интернет-кафе. Раньше они были почти в каждом доме, как сейчас пивнухи. Собрав дорогой компьютер и обложившись различными девайсами, стал прощупывать на друзьях и знакомых интерес к этому. Оборудование позволяло почувствовать себя в роли стримера или киберспортсмена, и был заметен спрос на это, – рассказал директор одного из кемеровских киберспортивных клубов Вячеслав Дозорцев.

Вместе с другими подобными заведениями, открывшимися в прошлом году, компьютерный клуб навязал старожилам рынка конкуренцию. Которая не просто так зовется двигателем прогресса: одной только привлекательной ценой клиента теперь не заманишь, поэтому апгрейд "железа" превратился из роскоши в необходимость. И его провел даже недавний монополист.

Дорогая игрушка

С каждым годом игровые новинки становятся все более требовательными к мощности компьютера. Но часто обновлять "железо", чтобы наслаждаться игрой на высоких настройках графики, могут позволить себе далеко не все. Стоит оговориться, что речь идет не о заядлых геймерах, мечтающих о киберспортивных лаврах (к ним мы еще вернемся), а обычных людях. Которые хотят поиграть пару часов вечером после работы и на выходных. Добавим сюда школьников и студентов, чей доход обычно не позволяет приобрести мощный игровой компьютер, и получим немалое количество потенциальных клиентов киберклубов.

– Да, одной из причин роста количества компьютерных клубов и спроса на них является то, что "железо" в России дорого стоит. Цены на компьютеры совершенно разные, можно сказать цифру для сборки одной конфигурации, а кому-то она вообще не покажется подходящей для игр. Все ориентируются на 60 тысяч рублей, но я считаю, это очень много, – рассказал владелец одного из кемеровских компьютерных клубов, пожелавший сохранить анонимность.

Подобная плавающая цена игрового компьютера зависит еще и от того, где покупать комплектующие. Потому что их стоимость в официальных магазинах и на популярных зарубежных интернет-площадках порой отличается в разы. Не стоит забывать и про зависимость цены на "железо" от курса рубля. Нередко после его очередного скачка на данном рынке складывается, казалось бы, парадоксальная ситуация: купленный год назад компьютер не дешевеет, а, наоборот, прибавляет в цене. В рублях, конечно же.

Падение покупательской способности населения, которое можно считать одной из причин ренессанса компьютерных клубов, наталкивает на мысль о возвращении "лихих 90-х". Возможно, так оно и есть, но общего у подобных заведений со своими предшественниками осталось мало.

– У многих людей сформировалось закостенелое восприятие о компах из "нулевых" и они не понимают, зачем это нужно сейчас, когда почти у всех дома есть компьютер. Но то, что было тогда, и то, что сейчас – абсолютно разные вещи. Встречал публикацию в местном СМИ, журналист приходил в наш клуб именно с целью поностальгировать о прошлом, но его не зацепило. Потому что у нашего заведения абсолютно другой формат, цели и задачи. Это не тупое развлекалово, когда можно снять обувь под столом и как будто у себя дома пить, курить и играть. Мы против такого, – рассказал Вячеслав Дозорцев.

И действительно, в своих аккаунтах в социальных сетях кемеровские компьютерные клубы предупреждают клиентов, что не продают алкогольную и табачную продукцию. Не приветствуется и нахождение в состоянии опьянения. И дело тут не только в моральной (в зале могут находиться дети), но и материальной стороне вопроса: в случае конфликта может пострадать дорогостоящее "железо". Поэтому можно сказать, что современные киберклубы – это не "компы" из прошлого, которые находились в злачных местах и притягивали соответствующий контингент.

Киберспортивный бум

Но не только прохудившиеся кошельки россиян (и кемеровчан в том числе) вернули интерес к компьютерным клубам. По мнению их владельцев, наконец-то изменилось отношение к киберспорту. Потому что выросло целое поколение людей, для которых провести вечер за компьютерной игрой – это норма, а не заслуживающая порицания девиация. Недаром в 2016 году в России киберспорт признали официальным видом спорта: профессиональные игроки уже давно являются медийными личностями, на турнирах разыгрываются солидные призовые деньги, а трансляции виртуальных баталий собирают миллионы просмотров. Для кого-то занятие киберспортом и вовсе стало билетом в лучшую жизнь. За примером далеко ходить не надо: новокузнечанину Роману RAMZES666 Кушнареву всего 21 год, а он уже отметился победами на крупных турнирах по Dota 2, стал лицом американского бренда Head & Shoulders и возглавлял рейтинг перспективных россиян до 30 лет по версии журнала Forbes.

– Конечно, это самый яркий пример для многих ребят. Они видят, как играют и зарабатывают профессиональные игроки, и хотят так же. В отличие от "нулевых", сейчас киберспорт стал медийным: есть много разных платформ и каналов, где можно посмотреть, как люди этим живут и занимаются геймингом. Поэтому и приходят к нам потренироваться и поиграть целыми командами, – рассказал Вячеслав Дозорцев.

Еще одной причиной увеличения числа компьютерных клубов, по мнению ряда экспертов, является низкий порог вхождения на этот рынок. О какой-то конкретной сумме говорить не приходится, потому что она зависит от разных факторов: количества компьютеров и их конфигурации, площади помещения и размера арендной платы за него. Как бы то ни было, открывать киберклуб на голом энтузиазме ни один предприниматель не будет. Как рассказал владелец одного из новых кемеровских компьютерных клубов, достичь окупаемости своего бизнеса он рассчитывал через год – полтора после открытия. Правда, пандемия коронавируса разрушила эти планы: из-за принятых в конце марта ограничительных мер подобные заведения закрыты для посетителей. И пока не известно, когда они откроются вновь.

Каждый день вынужденного простоя компьютерные клубы несут убытки. В отличие от того же общепита, они не могут предложить своим клиентам формат доставки. Потому что везти дорогостоящий компьютер на другой конец города ради пары сотен рублей не только нерентабельно, но еще и рискованно для техники. А плату за аренду помещения исправно вносить нужно. И хорошо еще, если арендодатель согласится войти в положение и подождать денег до лучших времен, которые наступят после снятия запрета на работу. В противном случае рост количества киберклубов окажется лишь кратковременной вспышкой, после которой наступит другая тенденция – к их закрытию.

Автор: Андрей Ермолюк
Комментарии для сайта Cackle