Малый бизнес в Кузбассе в целом и в Кемерове в частности оказался одним из основных экономических субъектов, наиболее сильно пострадавших от введенных властями региона ограничений, связанных с распространением коронавируса. Общепит, образовательные курсы, спортивные залы и прочие "бизнес-активности" закрылись. Как выживают кемеровские предприниматели и осталась ли у них надежда "выплыть", выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Предприниматель Евгений Муравьев вдвоем с женой чуть меньше двух лет назад организовал студию, в которой все желающие – и дети, и взрослые – готовились стать так называемыми универсальными артистами. В программе студии и акробатика, и эквилибр, и танцы. Короче, на самом деле универсальная подготовка.
– Как только открылись, провели активную летнюю кампанию, и тогда о нас в городе многие узнали. В результате к нам и родители детей своих повели, и даже взрослые пришли заниматься. На момент закрытия из-за ограничений по коронавирусу у нас тренировались 85 детей и 25 взрослых. Это, конечно, не полная загрузка, но примерно 75 процентов общей вместимости было занято. И вот с середины марта мы стоим. Просто сидим дома, – говорит Муравьев.
По его словам, в настоящее время, пока занятия запрещены, он все-таки пытается не останавливать учебный процесс, проводя дистанционные тренировки. Правда, за эти занятия Евгений денег не берет. Говорит, "неудобно".
– Разве через интернет – это тренировки? Так, немного занимаемся, чтобы просто дети не отвыкли, и, когда снова разрешат работать, вернулись к нам в студию, – рассказал предприниматель.
Студия Муравьева занимает порядка 350 квадратных метров. В нее входят два зала. Все это арендованное пространство Евгений с женой полностью отремонтировали за свой счет. Для этого заняли крупную сумму у знакомых, а не взяли кредит в банке.
– Если бы тогда решились взять банковский кредит, думаю, сейчас нам было бы еще сложнее. А так люди, кто одалживал нам деньги, с пониманием относятся к сложившейся ситуации и не торопят, ждут. Но, помимо этих финансовых обязательств, возникли новые. И именно из-за коронавирусных ограничений. Мы вот сейчас полтора месяца живем, плюс к этому нам арендодатель взял арендную плату за март, половину из которого мы не работали, и полностью за апрель. Зато вроде договорились, что в мае нам можно будет не платить аренду, – продолжает Евгений.
В результате он был вынужден "распаковать" кредитную банковскую карту. Но отдавать сейчас деньги банку просто не из чего. Сам сидит без работы. Жена в декретном отпуске.
– Сейчас надежда на пенсию бабушки. Она-то ее стабильно получает. Но это, конечно, крайний вариант, – невесело иронизирует Муравьев.
Впрочем, предприниматель надеется, что карантинный период все-таки рано или поздно кончится, и он снова сможет работать. В лучшем случае, как считает Евгений Муравьев, это произойдет не ранее июня.
Еще один кемеровский предприниматель Сергей Шинкарев тоже специализируется на занятиях с детьми. Его бизнес – это образовательные курсы по радиоэлектронике и информационным технологиям, а также организация детских лагерей отдыха.
Само собой, оба этих направления также попали под запрет в условиях ограничительных мер во время пандемии коронавируса. Однако ситуация у Шинкарева, как кажется, менее сложная, чем у Муравьева. Среди причин этого сам Сергей назвал тот факт, что договор на аренду помещений для проведения образовательных курсов заканчивался как раз в марте, так что в этом смысле – на арендные платежи в условиях вставшего бизнеса – Шинкареву, можно сказать, повезло.
Да, работу курсов пришлось временно прекратить, но хотя бы арендной платы во время пандемии он избежал. А вот с детскими лагерями отдыха ситуация пока не совсем понятная. Причем не только из-за коронавируса, но и по другим причинам, о которых Сергей тоже не преминул рассказать.
– Мы работаем с детскими лагерями не только в Кемеровской области, но еще и в соседних регионах – Томске и Новосибирске. Это уже третий год подряд. За это время сложился определенный круг клиентов-родителей, которые предпочитают отправлять ребятишек именно к нам. И, что особенно приятно, когда начались проблемы с коронавирусными ограничениями и четкого понимания с тем, какие смены состоятся, а какие будут отменены, еще не было – буквально единицы родителей сдали путевки и попросили вернуть деньги. Остальные пока просто ждут, – говорит Сергей.
По его предположениям, июньские лагерные смены наверняка будут отменены, а вот надежда на июльские заезды пока остается.
– Но тут проблема еще вот какая. В наших лагерях отдыхают за сезон 350 детей. Для сравнения, в кемеровских лагерях (которыми занимается муниципальное предприятие – прим. ред.) – примерно в три раза больше. То есть мы обеспечиваем отдых 30 процентов кемеровских детей. При этом власти региона, чиновники, которые занимаются детским летним отдыхом, никаким образом не пытаются контактировать с нами, как-то включать в общую работу, – посетовал Сергей Шинкарев.
Ну и главное, что тревожит кемеровского предпринимателя в настоящее время, это как раз то, что нет никакой ясности, когда все-таки откроются сами лагеря. Впрочем, судя по всему, нет понимания этого и у самих чиновников, поскольку все зависит от ситуации с заражаемостью коронавирусом в Кемеровской области, которая может качнуться как в одну, так и в другую сторону.
Владислав Кондриков владеет сетью магазинов, специализирующихся на продаже санитарно-гигиенических средств, посуды, в том числе одноразовой, и прочей востребованной на рынке продукции. И его бизнес, разумеется, кризис ограничительных мер из-за коронавируса не обошел стороной.
– Продажи упали примерно на 20 процентов. В первую очередь, за счет сегмента товаров для кафе и гостиниц. В том числе различного рода одноразовая посуда, сангигиена, салфетки и прочее. То есть, как наши оптовые клиенты перестали работать, так, соответственно, они перестали и у нас закупаться, – рассказал Кондриков.
При этом, по его словам, у многих оптовых клиентов даже образовалась кредиторская задолженность. Причем по сравнению с "мирным" временем она резко выросла.
– Сейчас дебиторка выросла процентов на 50 – 60. То есть в полтора раза. Но мы понимаем, что люди просто физически сейчас не могут рассчитаться с нами, потому что стоят без работы. Например, гостиница в Шерегеше. Но понятно, что они откроются и начнут принимать туристов. Тогда и рассчитаются. Тем более, что в условиях пандемии эксперты прогнозируют рост внутреннего туризма, – сказал Владислав Кондриков.
Наряду с неизбежными проблемами владелец сети магазинов отметил, что одновременно с падением спроса на ряд товарных позиций другие товары стали продаваться значительно активнее. В том числе дозаторы для мыла и туалетной бумаги, санитайзеры.
– Дезинфицирующие средства, начиная от "Белизны" – спрос на них резко вырос, – утверждает предприниматель.
Отчасти положительным моментом для бизнеса Кондиркова можно считать то, что ни один его магазин во время даже самих жестких ограничений в Кемеровской области не закрывался. Причиной тому – наличие в ассортименте товаров первой необходимости. Поэтому, по словам предпринимателя, никто из его работников даже не уходил в неоплачиваемые отпуска, не то что не был уволен.
При этом Владислав ждет оживления своей торговли сразу после того, как власти разрешат открыться предприятиям общественного питания и гостиницам. По его словам, для выхода "на полную мощность" с учетом неизбежной инерции спроса понадобится максимум две недели.
Ну и, наконец, еще один весьма пострадавший вид коммерческой деятельности – это кейтеринг. Так, по словам кемеровского предпринимателя Елены Бакировой, которая как раз специализируется на нем, в настоящее время обороты ее бизнеса упали практически до нуля.
– Выручает еще немного то, что у нас, кроме кейтеринга, есть небольшая производственная столовая на одном из кемеровских заводов. Но там совсем маленькие обороты. Если говорить в целом, то по сравнению с тем, что было до введения ограничений из-за коронавируса, падение объемов у меня произошло на 90 процентов. В результате я была вынуждена из 15 работников оставить только шесть. Остальные ждут, когда можно будет возобновить работу, – говорит Елена.
По ее словам, ситуация с кейтерингом вполне логичная, поскольку основные объемы делались за счет обслуживания "кухни" на таких мероприятиях, как банкеты, фуршеты и презентации, рассчитанных на сотни человек.
– Теперь таких мероприятий нет в принципе. Все они запрещены. Бывает, что иногда нам заказывают обслуживание небольших, исключительно частных вечеринок. Например, чей-то день рождения. Но это очень мало, конечно, – говорит Бакирова.
Тем не менее даже в условиях практически полного падения объемов в мае наметился пусть и небольшой, но все-таки рост. По словам предпринимателя, процентов на десять в сравнении с апрелем.
При этом Елена уверена, что она сможет частично восстановить объемы своих услуг не ранее, чем к сентябрю текущего года.
Вместо резюме можно сказать следующее. Во-первых, как, впрочем, это всегда случается, даже на фоне тотального обрушения рынка кто-то падает вместе с ним, кто-то ниже среднерыночных показателей, а кому-то удается обойтись малой кровью.
В этом смысле показательно соотношение условно товарного бизнеса и сферы услуг. Так, если кейтеринг, образовательные курсы и "услуги спортзала" лишились работы в принципе, то ритейл (по крайней мере в части товаров первой необходимости) хоть и потерял свои позиции, но все-таки лишь частично. А значит, и шансов на быстрое восстановление прежних объемов у него гораздо больше. Тем более что есть надежда на отложенный спрос, который формировался в течение как минимум двух месяцев.
Во-вторых, не стоит сбрасывать со счетов ни представителям торговли, ни предпринимателям, работающим в сфере предоставления услуг, что отложенный спрос – это одно, а общее падение уровня жизни на фоне потери работы и вынужденных неоплачиваемых отпусков может быть куда более сильным фактором. Он наверняка определит потребительский спрос даже после окончания ограничительных мер, карантина, самоизоляции и "нерабочих дней" – как кому угодно называть тот "экономический перерыв", который произошел, в том числе и в Кемеровской области. И этот платежеспособный спрос, скорее всего, существенно уменьшится, и рядовой потребитель предпочтет удовлетворять только обязательные потребности (например, в общепите, который, возможно, пострадал больше других на рынке) отказываясь от дополнительных "излишеств". Говорить же о конкретных сроках восстановления спроса в прежнем объеме в настоящее время вряд ли кто возьмется.