Кемеровчанка Ирина случайно оказалась в том самом храме в тот самый день и практически в тот самый час, где отпевали первую умершую жительницу Кузбасса, у которой уже после смерти было подтверждено заражение коронавирусом. Ничего не подозревая, женщина общалась с родственниками покойной, а на следующий день узнала, что у той был COVID-19. Тогда Ирина начала звонить во все инстанции и просить, чтобы ее проверили на коронавирус, но это оказалось не так-то просто. В ситуации разбирался журналист VSE42.Ru.
На прошлой неделе у кемеровчанки Ирины умерла свекровь. Женщина была единственным близким человеком, кто мог похоронить родственницу, поэтому она не могла соблюсти рекомендации властей и отказаться от междугородних поездок. Ирине пришлось ехать в поселок Красный Брод и организовывать похороны. 16 апреля во время отпевания свекрови кемеровчанка встретила в краснобродском храме давних знакомых (когда-то Ирина сама жила в Красном Броде). Они тоже ждали отпевания родственницы, скончавшейся накануне в больнице от пневмонии.
– Пообщалась с родственниками покойной. Я ее тоже знала. Но саму усопшую не видела, не стала ждать, когда ее привезут. Мы закончили свои дела и уехали. А на следующий день я узнала, что у умершей знакомой был коронавирус. Естественно, я очень испугалась, потому что контактировала с ее близкими, и быстрее поехала домой, в Кемерово, – рассказала Ирина журналисту VSE42.Ru.
Женщина не стала рисковать. Отказавшись от поездки на междугороднем автобусе, она вызвала такси. Ирина вернулась в Кемерово днем, 17 апреля, и сразу же позвонила на горячую линию по коронавирусу.
– На горячей линии записали все мои данные и сказали обратиться в Роспотребнадзор. Потому что, как мне объяснили, только Роспотребнадзор может выдать постановление об изоляции, по которому медики оформят больничный и возьмут у меня анализ на коронавирус. Но ни по одному из четырех телефонных номеров, которые мне дал оператор, я не смогла дозвониться. А звонила я с 14:00 до 19:00 пятницы, 17 апреля. В Роспотребнадзоре просто не брали трубки, – говорит Ирина.
Женщина еще несколько раз обращалась на горячую линию. Там всякий раз отвечали. Хоть операторы и "были немного растеряны", но все-таки пытались хоть как-то помочь и успокоить Ирину.
– Я даже не знаю, вы такая первая звоните. Давайте я с вас данные соберу, уточню, что с вами делать и перезвоню, – сказала одна из операторов горячей линии, когда Ирина в очередной раз позвонила туда в поисках решения проблемы.
Помимо анализа на коронавирус, Ирина хотела, чтобы ей открыли больничный лист.
– Я, как вернулась в Кемерово, сразу же ушла на самоизоляцию. Хоть и чувствую себя хорошо, но ведь могу быть опасна для других. Прекрасно понимаю серьезность ситуации, тем более, раз я оказалась, если можно так выразиться, в самом очаге заражения. Я решила не ходить на работу, чтобы не рисковать здоровьем других людей. Но я не могу за свой счет уйти на две недели. Мне нужно что-то есть. Поэтому хотела оплачиваемый больничный лист оформить, – рассказывает Ирина.
Одна из специалистов горячей линии сказала, что больничный кемеровчанке вообще не положен. Но потом сама же Ирина убедила оператора в обратном.
– Я девушке объяснила, что в том случае, если мне Роспотребнадзор выдаст постановление, то и больничный должны будут оформить, и анализ взять, – говорит Ирина.
В субботу, 18 апреля, Ирина по совету знакомой позвонила в поликлинику, к которой она прикреплена, в надежде получить хоть какую-то более или менее конкретную информацию. В регистратуре кемеровчанке предложили самостоятельно открыть больничный лист через сайт госуслуг и объяснили, как действовать дальше.
– Вам надо в понедельник с 08:00 до 12:00 вызвать врача. Снова позвоните в регистратуру, объясните ситуацию, и к вам придет врач, посмотрит, наверное, и скажет, какие дальнейшие действия, – не вполне уверенно посоветовала Ирине работник поликлиники.
В понедельник Ирина так и сделала. Опять позвонила в регистратуру поликлиники, снова рассказала свою историю, начиная с поездки в Красный Брод, контакта с родственниками умершей от коронавируса, заканчивая возвращением в Кемерово, самоизоляцией и безрезультатными попытками связаться с Роспотребнадзором.
– Сотрудник регистратуры записала всю мою историю, как она выразилась, для доктора. Зафиксировала, что симптомов нет, что мне нужен больничный, и обещала, что врач свяжется со мной, – объяснила Ирина.
Кемеровчанка не оставила надежд связаться с Роспотребнадзором и в результате дозвонилась в приемную учреждения. Она вновь рассказала свою историю и объяснила, что была в контакте сродственниками умершей от COVID-19.
– Так вроде уже определили список контактов, – сказали Ирине в приемной областного Роспотребнадзора.
Но женщина настаивала на том, чтобы ее тоже проверили. Тогда ей рекомендовали позвонить в эпидемиологический отдел Роспотребнадзора.
– Нужно понять: те, кто расследовал этот очаг, считают вас контактным лицом или нет? Если считают, то выдадут постановление. Если тех, кто в непосредственном контакте не был, как контактные не учитываются, тем постановление не выдадут и, получается, обследоваться не будут. По желанию пока нет возможности обследовать горожан, – сказала сотрудница эпидотдела, выслушав историю Ирины, и записала ее данные.
Журналист VSE42.Ru обратился за комментарием по поводу ситуации с Ириной к заместителю руководителя Роспотребнадзора Елене Парамоновой, которая пояснила:
– Она должна вызвать врача на дом и никуда не выходить. Сидеть дома. Это главное, что нужно сейчас делать… Она человек ненадежный? Тогда давайте ей оформим постановление и передадим в полицию. Мы не можем к каждому человеку... У нас их уже очень много. И мы к каждому проверяющего не поставим, – ответила Елена Парамонова.
Однако вызвать врача, как уверяла нас Елена Парамонова, оказалось совсем не просто. Но обо всем по порядку.
Благодаря настойчивости Ирины, ее все-таки признали "контактной" и к концу дня 20 апреля привезли домой постановление "об изоляции гражданина, находившегося в контакте с больным инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих". По нему кемеровчанка должна будет на 14 дней "с момента последнего контакта с больным" изолироваться. В ближайшее время у нее возьмут первый анализ на коронавирус. А через десять дней с момента контакта – повторный. Если он будет отрицательным, Ирина выйдет на работу.
Постановление Роспотребнадзор привез, а вот вызвать врача на дом, чтобы сдать анализ на коронавирус, Ирина все-таки должна была сама. Сегодня, 21 апреля, она вновь позвонила в поликлинику № 1 (пр. Ленинградский, 49), к которой прикреплена уже несколько лет и с регистратурой которой несколько раз общалась накануне. Но, к удивлению женщины, ей отказали в вызове врача на дом.
– Я была в шоке, когда услышала, что по месту жительства отношусь к другой больнице, поликлинике № 2 (пр. Московский, 37), в которой даже никогда не была. Хорошо, что сотрудница Роспотребнадзора, которая вчера привезла постановление, оставила номер своего телефона. Я ей позвонила, все объяснила и просто уже умоляла о помощи. Ну не работает эта система! И она все решила, эта женщина, Людмила Сергеевна. Спасибо ей большое! Перезвонила, сказала, что врач придет и чтобы я больше не волновалась. Очень надеюсь, что сегодня приедут и возьмут анализ, – рассказал Ирина.
На этом история не закончилась. Через час Ирине позвонили из той самой поликлиники, к которой она не была прикреплена, и сказали, что возьмут анализ на девятый день изоляции. А первый анализ, о котором говорится в постановлении, брать не будут, потому что прошло слишком "много времени (шестой день) с первого дня контакта".
Но есть и еще одно обстоятельство, которое несколько осложняет дело. Ирина живет одна. А в условиях изоляции ей рано или поздно понадобится помощь посторонних людей, хотя бы для того, чтобы купить продукты, лекарства. Но сотрудники горячей линии, видимо, забыли сказать женщине, что у нее есть возможность воспользоваться помощью волонтеров. В разговоре с журналистом сайта VSE42.Ru заместитель руководителя Роспотребнадзора Елена Парамонов пояснила:
– Есть горячая линия помощи волонтеров, организованная администрацией. Информация есть на сайте АКО, на сайте департамента молодежной политики. Ей помогут с продуктами. В каждом муниципальном образовании такие пункты организованы, – сказала Елена Парамонова.
И хотя мы не нашли информацию о волонтерской помощи ни на одном из перечисленных сайтов, телефон штаба волонтеров нам дали на все той же горячей линии. Сотрудница штаба объяснила: по телефону можно оформить заявку на волонтерскую помощь. Студенты купят все, что необходимо изолированному гражданину, и доставят до дверей. Деньги же, потраченные на продукты, необходимо возместить безналичным переводом. К сожалению, сотрудница штаба не смогла пояснить, что делать изолированному гражданину, если возможности безналичной оплаты у него нет.
Чтобы не стать жертвой мошенников, штаб волонтеров сделал акцент на том, что сначала нужно получить продукты, а уже потом перевести деньги, согласно сумме, указанной в чеке.
Но вернемся к Ирине. Кемеровчанка оказалась на редкость ответственным человеком. Она проявила чудеса настойчивости, собрав из разрозненных источников всю необходимую информацию, чтобы добиться оформления официального постановления об изоляции. Подход Ирины к делу достоин похвалы. Однако отсутствие конкретной информации в официальных источниках и четкого механизма работы с людьми, находившимися в контакте с зараженными коронавирусом, как говорится, налицо. И если кемеровчанка Ирина, скорее всего, добьется своего, это совсем не значит, что и другие будут добиваться того же, а не отправятся на работу, чтобы не остаться без средств к существованию. И заражать окружающих смертельно опасным заболеванием…
P.S. В момент публикации статьи стало известно, что Ирине все-таки сделали первый тест на коронавирус сотрудники поликлиники №1. Теперь она ждет его результатов.
(В распоряжении редакции имеются записи телефонных разговоров героини статьи с представителями госучреждений).