Женщины и мужчины в Европе все чаще отказываются заводить детей. Тенденция чайлдфри (сознательное нежелание иметь детей) затронула и Россию. Причины тому самые разные – от экономических и социальных до экологических и психологических. Тем не менее в обществе все еще очень сильна идея о том, что женщины обязаны рожать, а люди, сознательно отказывающиеся от детей, вызывают негативную реакцию. Корреспондент сайта VSE42.Ru решил узнать, как ситуация с чайлдфри обстоит в Кузбассе.
О том, что дети являются олицетворением семейного счастья, публично говорят буквально все: чиновники, священники, мамы-инстаблогеры, артисты, телеведущие и т.д. и т.п. Однако, как выясняется, такая модель семьи подходит далеко не всем. Начнем с того, что сегодня стало нормальным рожать после 30-ти, что еще 30-40 лет назад было редкостью.
– Поскольку современная молодежь хочет успеть сделать в жизни, как можно больше – получить перспективное образование, открыть бизнес, продвинуться по карьерной лестнице, посмотреть мир и многое другое – то детородный возраст сдвигается ближе к 40-а годам и позже. Случается и так, что откладывая рождение детей, женщины вовсе не успевают воспользоваться возможностью стать мамами уже в силу возрастных причин. На мой взгляд, в этом нет ничего плохого. Это осознанный выбор людей. Они имеют на него право, – рассказала журналисту VSE42.Ru кемеровский психолог Надежда Брюховецкая.
К примеру, кемеровчанка Марина говорит, детей не любит, и заводить их не планирует. Девушке 36 лет, она успешный предприниматель и в данный момент не состоит в отношениях.
– Я всегда ответственно подходила к планированию своей жизни. После университета, когда мои однокурсницы выходили замуж и рожали, я уехала в Питер, чтобы заниматься интересной работой и получить еще одно образование. О семье и детях я, разумеется, задумывалась, но эта тема никогда не была для меня главной. Моя жизнь от года к году менялась, менялась я сама. Встреть еще лет десять назад "мужчину моей мечты", я бы, скорее всего, родила. Но этого не случилось, да я и не стремилась к этому активно. А забеременей я сегодня, роды могут привести к очень серьезным негативным последствиям для моего здоровья. И я совершенно не готова жертвовать им ради ребенка, – рассказала Марина в беседе с журналистом.
Оказалось, что для девушки вопрос собственного профессионального роста и интеллектуального развития всегда был намного важнее, чем дети.
– Возможно, сейчас озвучу крамольную для кого-то вещь, но я не хочу отдавать ребенку то время своей жизни, которое я могу посвятить любимой работе, приятным впечатлениям и общению с близкими. Одним словом, детей я не хочу и не люблю их настолько, чтобы отказываться от своей сегодняшней жизни. К тому же меня волнует вопрос перенаселения планеты. Мне кажется, что если некоторые люди откажутся от потомства в пользу других полезных для человечества занятий, Земля от этого не пострадает, а может быть и наоборот, выиграет, – отметила Марина.
К тому же девушка считает, что жизнь в России непредсказуема, а экономическая и политическая ситуации в стране не дают ровным счетом никаких гарантий. Марина опасается, что, даже работая, не сможет обеспечить своему ребенку достаточный материальный уровень жизни, качественное медицинское обслуживание, безопасность. Поэтому актуальность вопроса рождения ребенка для нее год от года не возрастает, а скорее, наоборот, снижается.
Причины, породившие появление движения чайлдфри, пытаются понять специалисты по всему миру уже несколько десятилетий.
В частности, одна из гипотез принадлежит нидерландскому демографу Дирку ван де Каа. Период, начавшийся в середине 1970-х годов и длящийся в Европе по сей день, он назвал "Вторым демографическим переходом", когда общество резко развернулось от консервативных ценностей в сторону прогрессивности и индивидуализма. Это автоматически отдалило европейцев от брака и желания становиться родителями. Такие государственные меры стимуляции рождаемости, как, например, запрет абортов или поощрение иммиграции, не приводят к положительным результатам в сфере демографии. По мнению ван де Каа, замедлить снижение рождаемости сегодня могут только меры, совместимые с индивидуалистским подходом европейцев к жизни. Однако ученый отмечает, что восстановление уровня воспроизводства населения первой половины ХХ века сегодня представляется маловероятным, и долгосрочное сокращение населения неизбежно для большинства стран Европы.
Похоже, что России не удастся избежать подобной участи. С той лишь разницей, что у нас это будет происходить медленнее.
– На мой взгляд, современная жизнь стала более сложной: не в смысле "трудной", а в смысле "интересной". Буквально за последние 10 лет все очень изменилось. Молодые, активные люди, те, которым сейчас по 30-40 лет, видят как много времени и усилий требует материнство. А они не хотят себя лишать той интересной, насыщенной жизни, которая у них есть, отдавая время заботе о ребенке. Ведь родительство – это длительная "остановка", которая займет несколько лет. А для того, чтобы вернуться к активной жизни в молниеносно обновляющемся современном мире, тоже потребуется какое-то время. И они не хотят его терять, – отмечает Надежда Брюховецкая.
Кроме этого, психолог добавляет, что быть родителями – это значит отдавать ребенку любовь, силы, эмоции, здоровье, финансы и массу других ресурсов.
– Чтобы вырасти целостными личностями, детям нужно насытиться множеством ресурсов, которыми их могут обеспечить только родители. Поэтому дети всегда берут. Таков механизм детско-родительских отношений. Однако не все родители могут давать. У некоторых нет ресурсов в силу того, что они в свою очередь в детстве были недолюблены, были лишены родительской поддержки. Поэтому они не могут передать это своим детям в необходимом количестве. Они просто не знают, как это делать, ведь у них не было такого опыта. Зато интуитивно они стремятся брать от жизни то, что не добрали в детстве от родителей – карьера, общественное признание, финансовое благосостояние, – предполагает Надежда.
Специалист допускает, что людей, придерживающихся стратегии чайлдфри, со временем будет становиться только больше. Достижения цивилизации, технический прогресс, высокий уровень образования людей, скорее всего не будут способствовать популярности материнства и отцовства.
– Причин стать чайлдфри много. Часто они индивидуальны. Но если все-таки немного обобщить, то люди, живущие насыщенной, интересной жизнью, хотят все успеть, хотят многое сделать, в том числе для общества. В основном это те, кто не стоит на месте, это интеллектуально развитые люди. Особенно если говорить о женщинах. Им все сложнее найти достойного партнера, с которым можно было бы "замутить" такой серьезный, долгосрочный и достаточно дорогой проект, как рождение ребенка. Кстати, и экология далеко не способствует оздоровлению людей. Мужчины все чаще умирают от инсультов, инфарктов и онкологии в молодом возрасте, что лишает их возможности попасть в разряд потенциальных отцов, – говорит Надежда Брюховецкая.
Чайлдфри нередко подвергаются нападкам со стороны людей, которые считают, что семья без детей не может быть полноценной. Их ругают за индивидуализм и эгоцентризм.
В частности, представитель российской православной церкви (РПЦ), руководитель информационно-просветительского отдела Кемеровского епархиального управления Вячеслав Ланский, считает, что хотя каждый случай чайлдфри следует рассматривать индивидуально, но, в целом, "философия бездетности – это философия вымирания". В то же время священник отметил, что даже внутри самой РПЦ есть монахи, которые дали обед безбрачия и стали своеобразными чайлдфри в лоне православной церкви.
В то же время часть религиозного сообщества придерживается крайней позиции в вопросе деторождения и призывает к запрету абортов и контрацепции.
Так, патриарх Кирилл в 2016 году поставил свою подпись под обращением православных активистов о запрете абортов и противозачаточных средств с абортивным действием. Однако пресс-служба патриарха уточнила, что РПЦ призывает только к выводу абортов из системы обязательного медстрахования. О полном запрете прерывания беременности православная церковь в России пока не говорит.
Впрочем, многие официальные светские лица не поддерживали тогда позицию РПЦ в вопросе искусственного прерывания беременности. Среди них оказались и депутат Госдумы Геннадий Онищенко, и глава Минздрава России Вероника Скворцова.
Тем не менее российские чиновники зачастую делают очень резкие высказывания в адрес женщин, которые, по их мнению, должны рожать. Так, замглавы департамента здравоохранения Владимирской области Юлия Арсенина, не далее как в июне 2019 года, посоветовала девочкам сначала рожать детей, а затем получать образование.
– Сейчас такая тенденция еще идет, что мамы – грубо говоря, наше поколение, – настраивают своих детей на то, что нужно получить образование и только потом рожать детей. Но мы, врачи, считаем – и сами видим это, – что чем раньше девочка родит, тем здоровее будет и ее поколение, и тем лучше для самой женщины. То есть, чем раньше она начнет рожать детей, тем больше шансов, что она больше их родит, во-первых, и тем больше шансов, что она вообще родит, – заявила Арсенина 25 июня 2019 года на круглом столе о практических вопросах поддержки материнства, детства и повышения рождаемости. Ее слова процитировал ряд крупнейших российских СМИ.
И все же аргументы в защиту чайлдфри довольно четко формулируют, как сами сторонники этой жизненной стратегии, так и специалисты.
– Часто люди, которых считают эгоистами, индивидуалистами, одиночками, и к коим относят чайлдфри, способны посвятить себя делу революционному для мирового прогресса. Именно такие люди нередко кладут жизнь на благо человечества. Я уверена, что не все женщины должны рожать. У женщины могут быть другое предназначение, другая, не менее важная миссия. То же самое, я думаю, может касаться и мужчин – чайлдфри, – говорит психолог Надежда Брюховецкая.
Примечательно, что некоторые чайлдфри прибегают к добровольной стерилизации, чтобы обезопасить себя или своего партнера (если речь идет о мужчинах) от случайной беременности. Однако такая позиция не является массовой в среде чайлдфри.
Осознанная бездетность не всегда является окончательной. С течением времени даже убежденные чайлдфри пересматривают свои убеждения и становятся родителями. Своим мнением с журналистом сайта VSE42.Ru поделилась еще одна чайлдфри – 23-летняя копирайтер Анна, находящаяся в стабильных отношениях с мужчиной.
– Возможно, мои убеждения изменится, но не думаю, что это произойдет в ближайшие десять лет. Кроме того, я обязательно спрошу себя: мое это желание или нет. Человек – это животное, поэтому есть потребность оставить потомство. Но у нас есть разум. Мы можем анализировать ситуацию и думать, нужен ребенок, потому что природа так сказала, или потому что его появление сделает жизнь лучше. Если честно, даже не знаю, что должно произойти, чтобы я захотела отказаться от всех преимуществ отсутствия ребенка, – отметила Анна.
Наша первая собеседница Марина так же допускает возможность стать матерью, но категорически отвергает идею рождения ребенка без мужа, что принято называть "для себя".
– Идею "родить для себя", не приемлю ни под каким соусом. Хотя, естественно знакомые мне это не раз советовали. Пока я не встретила "своего" человека, от которого захотела бы иметь детей, этого не случится. А возвращаясь к моим словам о здоровье, в том случае, если мы с ним все-таки решим завести ребенка, то подберем для этого безопасный альтернативный способ – усыновление или суррогатное материнство. Повторюсь, я не готова жертвовать здоровьем и жизнью ради воспроизводства потомства, – сказала Марина.
Психолог Надежда Брюховецкая поясняет, что, возможно, есть много ситуативных чайлдфри, которые отказываются детей из-за определенных обстоятельств – карьера, нехватка денег или что-то еще.
– Никогда не говори никогда. Сегодня можно думать так, а завтра все будет по-другому. Ситуация меняется. Если у человека-чайлдфри осознанная позиция и у него все в порядке с самооценкой, он не будет публично это декларировать. Он будет спокойно жить, заниматься своими делами. И если ситуация будет располагать к тому, или просто возникнет желание, он заведет ребенка, никому об этом не объявляя. Важно понимать, что в дискуссиях вокруг чайлдфри часто сталкиваются крайние позиции, радикальные. Как, например, "я ж мать" и "убежденные чайлдфри". Подозреваю, что многие из них таким образом делают попытку самоутвердиться. Большинство же людей принимают то или иное решение просто исходя из жизненных обстоятельств, эмоциональных потребностей, желаний, – объясняет Надежда.
Психолог так же по нашей просьбе дала совет тем чайлдфри или бездетным женщинам, кого расстраивают нетактичные вопросы окружающих по поводу их родительского статуса, вернее его отсутствия.
– Как реагировать на людей, которые говорят, что ты обязана родить? Если вас это очень расстраивает, раздражает, надо с самооценкой поработать. В ситуации, когда вы хотите сохранить душевный баланс, никому ничего не объясняя, я бы не рекомендовала вступать в дискуссии и что-то доказывать собеседнику. С малознакомыми людьми, коллегами можно отшутиться. Например: "Отличная идея. Я об этом подумаю и приму решение". Когда рекомендации по поводу деторождения дает кто-то близкий, например, мама, я бы ответила так: "Дорогая мама, спасибо тебе за заботу, участие, переживания, но я сама хочу принять решение по поводу своего материнства (отцовства), – посоветовала Надежда Брюховецкая.
Об ощутимом влиянии чайлдфри на российское общество можно будет говорить только спустя длительное время. Но то, что пресечь эту тенденцию, скорее всего, не удастся никакими искусственными мерами, говорит исторический опыт. Так, бесполезными оказались советский "налог на бездетность" и запрет абортов. Неэффективными стали и законы древнеримского императора Августа I, запрещавшие наследовать имущество холостым наследникам, а состоящим в браке, но бездетным, только половину или, например, обязывавшие вдов выходить замуж через шесть месяцев, а вдовцов – через год после смерти супруги. Ни в первом, ни во втором случае искусственная стимуляция рождаемости не спасли великие империи от распада и исчезновения.