Типичная картина для практически любого российского города: отслуживший свое долгие годы местный продуктовый магазинчик закрывается, а где-нибудь неподалеку открывается магазин формата "у дома". И с каждым годом число торговых точек стремительно растет. Как в такой ситуации ведут себя покупатели и что в новых реалиях делать местным производителям, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Наверняка многие кемеровчане по дороге домой встречают сетевые магазины. Это в полной мере соответствует концепции формата "магазин у дома", которого придерживаются федеральные ритейлеры. Удобное расположение в шаговой доступности от места жительства – первый, но далеко не единственный козырь таких магазинов. И покупатели голосуют за это удобство рублем и, что называется, ногами.
Так, по данным совместного исследования ВЦИОМ и Центра социального проектирования "Платформа", 72% опрошенных россиян большую часть покупок совершают именно в сетевых магазинах. Причем в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках этот показатель еще выше – от 83 до 84% респондентов.
Чем же магазины "у дома" так привлекательны для покупателей? Прежде всего – различными бонусами и скидками. Эти, безусловно, приятные при совершении покупок вещи оказались наиболее значимы для 84% опрошенных россиян. Мелким магазинчикам трудно состязаться с сетевыми ритейлерами в программах лояльности. Ведь даже если они предложат своим клиентам скидки, то действовать те будут только в их торговой точке. В отличие от той же "Пятерочки" с накопительной "Выручай-картой", которой можно рассчитываться за покупки в любом магазине этой сети (в одной только столице Кузбасса их насчитывается более 20).
Еще один интересный результат исследования ВЦИОМ и "Платформы" связан с отношением жителей регионов к экспансии ритейлеров. Вопреки присущему российскому менталитету консерватизму и как минимум настороженности (а чаще – и вовсе негативу) ко всему новому, большинство опрошенных (62%) поддерживают рост числа магазинов "у дома".
Еще одним очень важным для покупателей преимуществом магазинов "у дома" является широкий ассортимент продукции. Важность этого критерия при походе за покупками подчеркнули 81% респондентов все того же исследования ВЦИОМ и "Платформы". "Зажимают местных производителей", – подумают недоброжелатели федеральных торговых сетей и окажутся неправы. Дело в том, что почти половина покупателей (47%) предпочитает приобретать продукты, произведенные непосредственно в их регионе. И ритейлеры не могут с этим не считаться, поэтому поддерживают локальных поставщиков. Итогом их сотрудничества, если вернуться к вышеназванной "Пятерочке", является появление на прилавках большого количества товаров со стопперами "Покупай наше". Так для удобства покупателей обозначаются товары, произведенные в Кемеровской области.
Если же говорить в целом о России, то ассортиментом местной продукции на полках федеральных магазинов довольны чуть более половины (56%) покупателей. А значит, в этом плане у ритейлеров остается пространство для маневра. Например, они могут выделить торговые площади фермерам или предпринимателям. И они охотно идут на контакт. Особенно учитывая отток покупателей с их традиционных каналов сбыта, – продуктовых рынков и местных магазинчиков. К слову, потребители уже показали свое положительное отношение к этой идее. Ее поддержали 39% респондентов.
И в завершение хочется сказать следующее. В последние пять лет федеральные сети находятся, что называется, на марше. Очевидно, что проникновение магазинов "у дома" крупных сетей в регионы изменило рынок. И почти половине (44%) россиян перемены пришлись по душе. Особенно рост ассортимента в целом и наличие отечественной продукции на полках, в частности. И, конечно же, разнообразие акций, скидок и персональных предложений. Учитывая грандиозные планы ритейлеров на будущее (одна только "Пятерочка" планирует увеличить свое присутствие в Кузбассе до 200 магазинов), то ли еще будет.