Под видом "зачистки страхового рынка", которую объявил несколько лет назад Центральный банк России, происходят, порой, странные события. Некоторые эксперты рынка называют их не иначе, как "захват добросовестных страховщиков", приглянувшихся чиновникам ЦБ. Насколько это может оказаться правдой, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
На протяжении нескольких последних лет Центральный Банк России планомерно зачищал страховой рынок от "мертвых душ" и недобросовестных игроков. По крайней мере, так его руководство объясняло массовый отзыв лицензий у страховщиков.
Активную работу в этом направлении ЦБ России начал еще в 2013 году. С тех пор его высокопоставленные должностные лица успели дважды отчитаться о "полной победе над врагом". Сначала об окончании зачистки рынка в середине 2017 года объявил заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин, курирующий страховую отрасль. Затем, спустя год, полное и безоговорочное оздоровление отрасли провозгласил первый зампред ЦБ и, как поговаривают, один из архитекторов массового отзыва лицензий Сергей Швецов.
Результаты работы ЦБ действительно впечатляют – число страховых компаний в России в считанные годы сократилось более чем вдвое. В 2012 году на рынке работало 463 страховые компании, к июню 2018 года их осталось уже 213. Пик разгрома страховщиков пришелся на 2015–2016 годы, когда лишились лицензий 69 и 73 компании соответственно. В Банке России заверяют, что в основном это были компании, которые либо практически не занимались страхованием, либо не имели почти никаких реальных активов.
Однако, как опять же утверждают эксперты на условиях анонимности, есть основания полагать, что далеко не всегда чиновники от Центробанка руководствовались исключительно благородными целями оздоровления рынка, не имея при этом какой-то личной корысти. И чаще других, вполне возможно, неоправданно, подозрения специалистов рынка падают на уже упомянутого выше зампреда ЦБ Владимира Чистюхина. Что, впрочем, и понятно: ведь именно он курирует страховщиков. Потому и все "шишки" от обоснованно или необоснованно обиженных страховщиков летят в его сторону.
Говорить в целом о рынке страховых услуг в России, как, впрочем, и о коррупции в среде российского чиновничества – вряд ли имеет смысл. Слишком общий и расплывчатый разговор в итоге получится. Лучше все-таки пытаться рассмотреть конкретные ситуации. А потому, давайте займемся именно этим. Тем, что ближе к Кузбассу.
В череде бесконечных новостей об отзыве лицензии у того или иного банка или страховой компании мало кто обратил внимание на недавнее лишение лицензии компании "Сибирский Спас", работающей в том числе в Кемеровской области. Банк России отозвал лицензию якобы в связи с нарушением более чем на 20% минимально допустимого соотношения между обязательствами и собственными средствами. Соответствующий документ подписал 14 марта 2019 года тот самый Владимир Чистюхин.
Однако за этими сухими формулировками стоят весьма интересные события и мотивы. Как стало известно нашему изданию от источников, знакомых с обстоятельствами этого дела, события вокруг отзыва лицензии развивались очень стремительно, а порядок проведения необходимых в таком случае процедур, скажем так, вызвал вопросы у специалистов. Это максимально мягкий вариант того, какими словами описывали творившееся вокруг отзыва лицензии наши эксперты.
Со слов одного из них, 13 марта 2019 года высокопоставленный чиновник распорядился департаменту страхового рынка Банка России о вынесении вопроса о лишении лицензии кемеровской компании "Сибирский спас" на рассмотрение Комитета по финансовому надзору.
В этой связи стоит отметить вот какой момент. Обычный порядок предполагает, что комитет рассматривает дела компаний, не исполняющих предписания Центробанка, а у "Сибирского Спаса" неисполненных предписаний, насколько известно, на тот момент не имелось.
Тем не менее, уже на следующий день комитет не просто рассмотрел дело, но и даже отозвал у компании лицензию. А 15 марта, то есть спустя всего два дня, в СК уже была назначена внешняя администрация. А теперь вопрос на засыпку: кто подписал оба документа по "Сибирскому Спасу"? Впрочем, догадаться несложно. Как говорится, сюрприз-сюрпризом, но подписантом оказался Владимир Чистюхин.
Подобный поворот событий стал громом среди ясного неба для владельцев кемеровской компании. Основанный структурами Evraz Group (один из крупнейших горно-металлургических холдингов страны), "Сибирский Спас" на протяжении 18 лет вполне добросовестно (иное сказать, видимо, нельзя, поскольку у регулятора серьезных претензий, насколько известно, не возникало прежде) страховал шахтеров компании. Основная специализация при этом у СК была ориентирована преимущественно на добровольное медицинское страхование (ДМС).
Филиалы страховщика работали в 23 регионах России, так что "Сибирский Спас" вполне соответствовал статусу серьезного участника страхового рынка федерального уровня. И финансовые показатели компании вполне соответствовали этому уровню. Так, только за прошлый год СК собрала более одного миллиарда рублей, а выплатила – порядка 808 миллионов рублей. Всего активов у компании более чем на миллиард рублей. То есть это далеко не тот типовой, подпадающий по версии представителей ЦБ под "зачистку рынка" случай, когда компания "практически не занималась страхованием", или же "не имела реальных активов".
Более того, компания благополучно пережила основные этапы оздоровления рынка силами Центробанка, когда лицензии отзывались буквально пачками.
В этой ситуации неизбежно возникает вопрос: если в разгар зачистки к СК не было вопросов, то почему они возникли именно сейчас, когда страховой рынок был объявлен "здоровым и конкурентоспособным"?
Решение Банка России по "Сибирскому Спасу" выглядит еще более неожиданным на фоне бодрых заявлений его руководителей, что та самая зачистка рынка окончена, а с оставшимися проблемными компаниями ЦБ планирует разбираться с помощью санации – значительно более мягком варианте финансового оздоровления без лишения лицензий.
– Фактически – это беспредел. Получается, что какой-то чиновник ЦБ может просто показать пальцем и уничтожить абсолютно любую благополучную и активно действующую на рынке компанию. Причем в считанные дни, – эмоционально заявил наш источник, близко знакомый с ситуацией по отзыву лицензии у "Сибирского Спаса". Более того, собеседник сайта высказал предположение, что мотивации у чиновников в данном случае могут быть вполне корыстными. Например, через подконтрольную временную администрацию кто-то мог захотеть получить доступ и вывести из "Сибирского Спаса" почти 500 миллионов рублей, оставшихся на счетах компании.
Обвинения в адрес высокопоставленных должностных лиц раздаются часто. Вопрос только в том, насколько эти обвинения могут быть оправданны. И, по большому счету, финальную точку в подобных ситуациях может поставить только суд и его вступившее в законную силу решение. Поэтому каких-либо голословных обвинений хотелось бы избежать. Да и нет такой задачи у СМИ. Как говорится, только факты.
Однако на протяжении последних лет ходят упорные слухи, что Владимир Чистюхин имеет не только профессиональный интерес на страховом рынке в качестве представителя регулятора. В частности якобы в сфере ОСАГО. В качестве обоснования такой точки зрения в кулуарах утверждается, что он активно поддерживает предложения страховщиков по повышению тарифов ОСАГО. Так, за время его работы в должности тарифы уже несколько раз повышались, последний раз – на 20%.
Подчеркиваем, это всего лишь предположения, как и то, что высокопоставленный чиновник ЦБ России имеет какое-то отношение к страховой группе "Опора", созданной на базе страхового бизнеса "Открытия" и другим компаниям, аффилированным с бизнесменом Александром Кондратенковым (владельцем страховой компании "НАСКО").
Например, ходят слухи, что у силовиков возникли проблемы с получением информации о квартальной отчетности и данных по резервам и операциям компаний "Вектор" и "Респект". А в феврале 2018 года топ-менеджер ЦБ РФ написал на имя председателя банка Эльвиры Набиуллиной письмо о том, что компанию "Респект" якобы незаконно принуждают к страховым выплатам дольщикам "Стройиндустрии" – крупнейшего застройщика Вологодской области. Об этом сообщали в частности осенью прошлого года авторы Telegram-канала @trubapodneglinnoy ("Труба под Неглинной" – улицей, где находится здание ЦБ).
Кроме того, стремительный взлет на высококонкурентном страховом рынке малоизвестной прежде "Опоры" действительно наводит на мысли о том, что у страховой группы есть высокопоставленный покровитель. Буквально за пару лет компания в десятки раз нарастила портфель по ОСАГО, поглотив довольно крупных игроков рынка – "Ангару" и автостраховую часть "Уралсиба".
В прошлом году, были слухи, что компания замахнулась на "Югорию", однако в последний момент кто-то почему-то передумал. Также, судя по всему, у нового игрока есть виды и на страховую компанию "Сибирский дом страхования". По крайней мере, это вполне укладывается в логику расчистки страхового рынка под собственные интересы.
Быстрый рост и умопомрачительная активность "Опоры" уже успели привлечь внимание правоохранительных и надзорных органов. В прошлом году в офис компании нагрянули с обыском следователи. Вскоре замначальника ГУЭБиПК МВД России по городу Москве Андрей Вороненко направил запрос в Росфинмониторинг по СК "Респект" (входит в "Опору", занимается страхованием гражданской ответственности в строительстве). Ответ ведомства – в работе компании есть ряд финансовых операций, которые не имеют явного экономического смысла и направлены на транзит денежных средств. Подобные ситуации силовики часто склонны рассматривать как финансовые "прачечные". Что имеет место в данном случае – решать специалистам.
Тем не менее, на рынке мало кто верит в самостоятельность и безоговорочный талант 32-летнего Кондратенкова, до "Опоры" якобы сумевшего лишь обанкротить несколько компаний. В том числе "РК-Гарант", Русскую страховую транспортную компанию и "Вектор". Зато злые языки не упускают случая, чтоб не назвать его "номинальным держателем" доли высокопоставленного чиновника в страховом бизнесе.
Само собой, подчеркнем это еще раз, предположения – еще не повод ставить клеймо на человека и в частности на чиновника. В конце концов, многие действия "государевых людей" могут со стороны выглядеть, как откровенная коррупция, давление на бизнес, рейдерское уничтожение конкурентов своих бизнес-партнеров и использование служебного положения. На деле же это всего лишь невинное совпадение и ответственное отношение к служебным обязанностям.