"Метра не будет": каким через 10 лет станет Кемерово

Кемеровские власти недавно приняли программу развития транспортной инфраструктуры города. Согласно ей, в центре города появятся платные парковки, значительно сократится количество маршрутов общественного транспорта, а по проспекту Притомский запустят троллейбус. Чего еще ожидать кемеровчанам в ближайшие 10 лет, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Город вымирает и…растет?

Развитие любого города, и Кемерово здесь не исключение, во многом обусловлено численностью его населения. Если оно растет, то и перспектив к улучшению инфраструктуры больше, было бы достаточное финансирование. А если жителей с каждым годом становится все меньше, то город постепенно чахнет и со временем может превратиться в призрак.

В этом плане Кемерово оказался в необычной ситуации. С одной стороны есть данные Росстата, которые говорят о том, что кемеровчан с каждым годом становится все больше. Так, если в 2017 году их было 556 920, в 2018-м – уже 558 973. С другой стороны, происходит это на фоне сокращения населения в целом в Кузбассе. Поэтому, являясь столицей "уезжающего региона", рано или поздно "в минусе" рискует оказаться и Кемерово. По крайней мере, тенденция к этому отражена в Комплексной программе социально-экономического развития города. А вот генплан Кемерова оказался более оптимистичен и прогнозирует рост численности населения.

Время рассудит, составители какого градостроительного документа оказались правы, но факт остается фактом: новое жилье в Кемерове строят. Причем не только отдельные дома, но и целые микрорайоны. Хотя последнее можно списать на то, что застройщику выгоднее сразу распланировать целый "квадрат" на карте города и подвести к новым домам необходимые коммуникации, нежели пытаться втиснуть новостройку между старыми домами.

Негласным лидером в настоящее время в сфере строительства является Ленинский район. Окраина города в юго-восточной его части застраивается, а границы приближаются к соседним населенным пунктам вроде деревни Сухово и поселка Металлплощадка. Вовсю идет строительство Президентского кадетского училища и жилого комплекса возле Кузбасского парка, которое предусматривает продление Московского и Комсомольского проспектов. Эти и многие другие перемены в транспортной инфраструктуре вошли в специальную программу, которую депутаты Горсовета приняли в конце марта текущего года. Стоит отметить, что она рассчитана до 2032 года и предполагает серьезные изменения в жизни Кемерова.

Закрытый центр

Одним из пунктов этой самой программы является создание в центре Кемерова платных парковок. Предполагается, что их разделят на две зоны. И не исключено, что тариф за парковку там будет отличаться. А значит, за более "элитные" места (3 251 машиноместо), поближе к зданиям органов госвласти и другим объектам инфраструктуры с автомобилистов попросят больше, чем за парковку на "окраине" (1 188 машиномест). Реализовать эту идею планируют уже в 2019-2020 году.

Кемеровчане, прежде всего автомобилисты, подобное решение депутатов встретили неоднозначно. Но, вспоминая о других вопросах, вызвавших общественный резонанс, таких как отмена выборов мэра и установка в Сосновом бору статуи святой Варвары, возникает ощущение, что народных избранников и власти в целом мнение горожан заботит мало. В отличие от перспективы получить дополнительный источник пополнения бюджета в виде платы за парковку. Кстати о деньгах. Получается, что платить за парковку в центре города придется уже в 2019 – 2020 году, а улучшений придется подождать еще несколько лет. Как говорится, деньги вперед.

Сама по себе эта идея не нова и успешно реализована во многих крупных российских и европейских городах. Но значит ли принятое депутатами решение что Кемерово "цэ Европа"? Конечно же, нет. Задумка уменьшить количество личного транспорта в центре города выглядит многообещающей, но толк от нее будет (и об этом говорится в вышеупомянутой программе) только при выполнении ряда условий. Одно из них – открыть для проезда в обе стороны ряд односторонних улиц. Речь идет об улицах Николая Островского, 50 лет Октября, Красная, Кирова, Томская и Васильева.

– Анализ интенсивности транспортных потоков показал, что проезжая часть на односторонних улицах используется не эффективно, для проезда транспортных средств остается на некоторых участках только одна полоса движения, оставшееся пространство УДС (улично-дорожной сети) используется под парковку, в то время как ее назначение было выделено для движения транспортных средств, – говорится в программе.

Но радоваться или огорчаться из-за превращения односторонних улиц в двусторонние рано. Дело в том, что планируется оно только в 2028 году. А к тому моменту многое может измениться, в том числе и предполагаемая на реализацию этого проекта сумма в 149 млн. рублей.

Маршруты: меньше, но лучше

Тема общественного транспорта традиционно является одной из самых обсуждаемых среди кемеровчан. Особенно после того, как в конце прошлого года увеличилась стоимость проезда. Но видимых глазу улучшений после этого горожане до сих пор не заметили, а потому все еще ждут кардинального изменения ситуации. И оно, судя по принятой депутатами программе, произойдет.

Правда, перед этим общественный транспорт ждет сильная встряска. Ведь из действующих 144 маршрутов планируют сократить 68. Троллейбусы и трамваи не тронут, "под нож" пойдут автобусы и маршрутные такси. В основном под сокращение попадут дублирующиеся маршруты, количество которых, по мнению специалистов, в Кемерове выше нормы. Эксперты указывают на то, что это плохо, прежде всего потому что "увеличивается интервал движения подвижного состава". Проще говоря, количество проходящих автобусов и маршруток "размазывается" по времени, поэтому пассажирам приходится дольше ждать их на остановках.

После сокращения количества маршрутов высвободившийся транспорт планируется перераспределить между "выжившими", поэтому время ожидания на остановках сократится. Правда, было бы что распределять: по оценкам составителей программы, уровень износа подвижного состава большинства перевозчиков выше 75%. А значит, становится актуальным вопрос обновления автопарка.

Кроме того, оставшиеся маршруты планируется скорректировать так, чтобы они охватывали новые микрорайоны. А некоторые из них и вовсе изменятся кардинальным образом. Например, троллейбус №7, который к 2028 году хотят пустить по продленному Московскому проспекту в сторону площади Советов. При этом основной магистралью для него станет проспект Притомский, который прокладывали в первую очередь как объездную дорогу, по которой можно быстро добраться из центра в "спальный" Ленинский район и обратно. Уже сейчас в часы пик он стоит в пробках, а с появлением троллейбусной линии и новых остановок о "быстрой езде" можно будет забыть.

Также на карте города появится четыре пары новых остановок. Две из них расположатся на продленном проспекте Ленина, еще по одной примут проспект Притомский и проспект Восточный. Они позволят пользоваться общественным транспортом жителям будущих новостроек. О названиях будущих остановок думать пока рано, зато можно обратить свой взор на существующие. История историей, но некоторые наименования вроде ЗХВ, ПУВКХ, ЗЖБИ, ПЖРЭО, ЦЭММ в настоящее время кажутся просто набором букв, который не имеет для многих современных пассажиров общественного транспорта никакого смысла. Понятно, что их переименование – явно не животрепещущий вопрос для общественного транспорта города. Но раз уж целый регион взял курс на ребрендинг, то можно задуматься и о такой мелочи.

Крути педали

Поистине наполеоновские планы в программе развития транспортной инфраструктуры Кемерова посвящены велосипедам. Если в 2018 году, по оценкам экспертов, протяженность велодорожек в городе составляла 11 км, то к 2023 году ее планируют увеличить до 38 км. На первом этапе (до 2020 года), велодорожки появятся на улице Сибиряков-Гвардейцев, улице Пролетарская, проспекте Ленина, улице 50 лет Октября, проспекте Советский, улице Весенняя и улице Кирова. На втором (в 2021 – 2022 гг.) – на проспекте Октябрьский и проспекте Ленина, а на третьем (в 2022 – 2023 гг.) – на бульваре Строителей и проспекте Химиков.

Авторы программы считают, что развитие велосипедного движения "может стать одним из путей повышения качества функционирования транспортной системы города". Видимо, кемеровчане в массовом порядке пересядут на велосипеды из-за увлечения спортом и здоровым образом жизни. А не из-за еще большего подорожания бензина и стоимости проезда. Также эксперты справедливо предполагают, что серьезным препятствием к этому может стать суровый сибирский климат.

А вот второго "реверса" кемеровчанам в ближайшей перспективе, похоже, не видать. По оценкам специалистов, он мог бы быть полезным по дороге на Южный – на участке улицы Автозаводская от проспекта Кузнецкий до моста через Искитимку.

– Однако, введение реверсивного движения требует закупки дорогостоящего оборудования, необходимости обучения персонала и необходимости изменения геометрии улично-дорожной сети, при которой увеличивается загрузка на неактивном направлении и прилегающих улицах, поэтому введение реверсивного движения оправдано не всегда, – говорится в отчете экспертов.

Так что единственным местом с реверсивным движением останется проспект Советский. Которое, напомним, было запущено в 2015 году и стало первым за Уралом, тем самым заблаговременно выполнив провозглашенную новыми властями региона миссию "первых за Уралом".

Также маловероятной ввиду больших финансовых затрат выглядит озвученная специалистами возможность запустить на проспекте Ленина, на участке от цирка до пересечения с продленным проспектом Комсомольский, "линию внеуличного транспорта". Видимо, под этим термином скрывается наземное метро. О подземном метро речи идти не может, потому что одним из условий для создания "подземки" является статус города-миллионника.

Однако, судя по неутешительным текущим демографическим данным и развитию экономики региона в целом у Нью-Кемерова больше шансов провести задуманный Остапом Бендером межпланетный шахматный конгресс, чем дождаться серьезных улучшений в транспортной и городской сфере.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Андрей Ермолюк
Комментарии для сайта Cackle