«Неэффективные расходы» на здоровье кузбассовцев

Изменения, начавшиеся в кузбасской медицине, которые многие невольно связывают с приходом в обладминистрацию нового замгубернатора Елены Малышевой, насколько существенны, настолько же и кардинальны. А потому, разумеется, вопросов к этим изменениям много. На часть из них сама замгубернатора попыталась дать ответы на своей первой "большой" пресс-конференции. Подробности узнал корреспондент VSE42.Ru.

Подсократили…

Состояние кузбасской, как и российской медицины в целом – это предмет привычного недовольства жителей нашей страны. Однако так уж получилось, что значительные изменения в региональном здравоохранении начались именно при новом замгубернаторе Елене Малышевой, которую пригласил в Кузбасс опять-таки новый губернатор Сергей Цивилев.

Впрочем, простым совпадением время начала перемен и приход Малышевой считать бессмысленно. Это вполне осмысленная, если так можно сказать, реформа. Не скрывает этого и сама Елена Малышева. Как заявила чиновница во время встречи с журналистами, главное в настоящее время для всей той медицины, которой рулит департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, это избавление от неэффективных расходов. Что ж, понять "старшую по государственной медицине" можно. Так, общий долг государственных медицинских учреждений в Кузбассе сейчас составляет порядка 1,7 миллиарда рублей. Тут, впрочем, стоит отметить, что в разное (но непродолжительное время) конкретный показатель этого долга назывался разный, достигая почти 2 миллиардов рублей. Но этот факт, видимо, можно списать на то, "как считать".

Тем не менее, 1,7 миллиарда рублей – более чем много. В том смысле, что это, например, порядка одного процента доходной части годового бюджета всей Кемеровской области. И логично, что новый замгубернатора пытается как-то решить эту проблему. Поскольку в противном случае, больницы и поликлиники могут попросту оказаться несостоятельными.

Более того, Елена Ивановна даже привела уже состоявшиеся примеры успешной борьбы с долгами. Так, в горбольнице №1 Новокузнецка долги за последнее время удалось снизить на 10 процентов – с 300 до 270 миллионов рублей. А вот тоже в новокузнецком медучреждении под номером 5 задолженность сократилась в два раза. Правда, в абсолютных цифрах это выглядит менее внушительно – с 10 до 5 миллионов рублей.

Без роддома?

В связи с фатальными размерами кредиторской задолженности сами собой напрашиваются вопросы "кто виноват?" и "что делать?". По словам Елены Малышевой получается так, что в сложившейся ситуации есть немалая доля вины главврачей, возглавлявших кузбасские больницы. Мол, из-за их действий и работы коллективов под их руководством клиники, например, недополучали из фонда обязательного медицинского страхования те деньги, на которые заявлялись изначально.

Как следствие – недофинансирование по этому направлению и нарастание долгов перед теми же поставщиками расходных материалов и медикаментов.

В этой связи вполне логично было бы предположить, что новый замгубернатора и под ее руководством ДОЗН поспешили бы избавиться от "старых" главврачей и поискать новых. Но где их взять? Видимо, дефицит медицинских кадров коснулся и управленцев от медицины. По крайней мере, такой вывод можно сделать исходя из того, что среднестатистическое лицо кузбасского главврача изменилось несущественно. Разве что подсократилось за счет формального объединения медучреждений в более крупные конгломераты.

Что подобная оптимизация медицины Кемеровской области даст в реальности и бюджету, и, что еще более интересно, простым пациентам, это вопрос отдельный и, как говорится, дискуссионный.

Пока волна оптимизаций, по большей части, прошла по крупнейшим городам региона – в Кемерове и Новокузнецке. Более того, она еще не завершилась. И пусть, как утверждает Елена Малышева, оптимизация призвана снизить расходы за счет сокращения управленческого аппарата, сомнения все ж таки остаются.

Более того, по факту, уже есть конкретные примеры, когда оптимизация выходит за пределы чиновничьих бумаг и приходит в уже вполне реальную жизнь. Так, замгубернатора на пресс-конференции сообщила, что роддом 2-й горбольницы в правобережном Кировском районе города Кемерова будет закрыт. Якобы, в нем и количество родов (как ни в каком другом аналогичном учреждении города) стало падать – в 2017 году здесь было 977 родов, в 2018-м – 895, – не годится он вовсе под то, чтобы открыть в нем отделение реанимации для новорожденных, что необходимо в соответствии с современными требованиями.

Более того, на той же пресс-конференции замначальника ДОЗН Елена Зеленина сообщила, что во время ремонта кировского роддома особых проблем с родовспоможением якобы не возникало.

Петиция

Спорить со специалистами – себе дороже. Раз Елена Зеленина говорит, что без роддома в Кировском проблем не будет – так оно и есть. По крайней мере, когда речь идет о запланированной госпитализации будущих рожениц. А если, например, у жительницы микрорайона "3-й особый", что на краю Кировского района, случится экстренная ситуация – что делать тогда?

Доехать до роддома горбольницы №2 – это даже в самый напряженный дорожный трафик минут десять. А вот до, например, ближайшего роддома №1 больницы им. Подгорбунского (больше известной как 3-я горбольница), что на улице Островского на левом берегу, можно ехать и 40 минут, и 1,5 часа в час пик, ну а если совсем "повезет" и на узкой дороге в Кировском районе случится ДТП, то еще дольше.

И пресловутые мосты через реку Томь, о которых, как упомянула Елена Малышева – в том смысле, что раньше был один, а теперь два, – здесь особенно не причем. Вовсе не на мостах бригаду скорой помощи может поджидать сюрприз, а именно во время движения по узким улочкам частного сектора Кировского района. И вот пока скорая будет плестись в пробке или стоять на перекрытой ДТП дороге, беременной женщине может стать, мягко говоря, хуже. Вплоть до того, что все закончится фатальным исходом и для потенциальной мамы, и для ее еще не родившегося ребенка.

Понимание возможных последствий решения о закрытии единственного роддома на правом берегу, видимо, и привело к столь бурной реакции в том числе местных жителей. Настолько острой, что особо активные граждане даже создали петицию "Не закрывайте роддом в Кемерово" на портале change.org. Всего лишь за сутки она набрала более 2,2 тысячи подписей. Но, скорее всего, ни петиции, ни бурное недовольство в соцсетях не возымеют хоть какой-то эффект. Раз уж решение на высшем чиновничьем уровне региона принято, то так тому и быть.

Скорая помощь: из государственной в частную

Так получилось, что под реформирование медицины в Кемерове в большей степени (по крайней мере, пока) попали жители Кировского и Рудничного районов города, что расположены на правом берегу реки Томь. Так, одним только закрытием роддома дело здесь не ограничится. Как уже сообщалось, Рудничную подстанцию скорой помощи, входящую в состав государственной городской структуры с аналогичным названием, передают в частные руки. Точнее, не саму подстанцию, а обслуживание по линии скорой помощи. Теперь этим займется ООО "Скорая помощь".

В качестве аргумента, обосновывающего передачу неотложки частнику, Елена Малышева назвала, в том числе, более высокую оперативность бригад ООО, которые уже обслуживают часть Рудничного района и кемеровского правобережного пригорода. И даже цифры привела. Якобы государственная скорая доезжает до экстренного пациента менее чем за 20 минут только в 77 процентах вызовов, а частная – в среднем за 15 минут.

Тут, конечно, можно порадоваться за более оперативного частника, однако ж нельзя не задаться вопросом: почему медучреждение, напрямую подчиненное ДОЗН, который напрямую подчинен замгубернатора по медицине, проигрывает частнику. Бензин в автомобили другой заливают? Вряд ли.

Еще один аргумент в пользу передачи скорой в частные руки, судя по всему, возможность сэкономить деньги. Не бюджетные, а фонда ОМС. Дело в том, что, по словам Елены Малышевой, у государственной и частной скорой разные тарифы.

– Подушевой норматив скорой помощи частной 58,51 рубля (за) вызов. Государственной (скорой помощи) в Кемерове – 67,41 рубля, – сказала Елена Ивановна.

Впрочем, в областном терфонде ОМС сообщили, что на самом деле величина подушевого норматива зависит от "поло-возрастного состава населения и среднего радиуса доезда". При этом какой-либо дифференциации по государственно-частному принципу не предусмотрено. Так что принцип экономии (тем более ОМС-ых) денег здесь едва ли работает.

Ненужные чиновники от медицины?

В любом случае, что касается перехода обслуживания жителей правого берега Кемерова из государственной медицины в частную особого значения для них не имеет. Не должен иметь. Поскольку услуги эти уже оплачены из ОМС. Более того, страховые компании могут жестко (или не очень) контролировать качество услуг и наказывать – если что не так. По крайней мере, по закону. Впрочем, размер вознаграждения из ОМС не зависит от фактического количества выездов. Он рассчитывается именно по "подушевому принципу" и перечисляется в конце календарного периода, например, месяца.

Как прокомментировал на условиях анонимности один из медицинских руководителей Кемерова, истинные причины отказа ДОЗН от собственной скорой помощи и передаче ее на аутсорсинг, скорее всего, кроются в другом.

– Дело в том, что скорая – это не просто средства ОМС, а только ОМС. Никаких дополнительных видов медицинских услуг здесь не предусмотрено. Разве что довезти неходячего пациента из дома в больницу или обратно. Да и то, чаще всего такая услуга в результате предоставляется бесплатно. Так что на скорой особо не заработаешь. Совсем другое дело стационары и поликлиники. Здесь и ДМС (добровольное медицинское страхование – прим. автора) можно подключить, и просто платные услуги. А это уже совсем другая история по наполнению больничного бюджета и конкретных карманов, – рассказал собеседник сайта.

Если высокопоставленный представитель местного медицинского сообщества прав, то получается, что даже пока еще государственные клиники проще передать в частное управление, чтобы повысить их рентабельность и избавиться от "неэффективных расходов". Что, опять же, для пациентов может и не быть хуже в сравнение с госмедучреждениями. Ведь ОМС и там останется – для самых неимущих.

Только если такое делать, возможно, надо просто честно признать: государство не может эффективно управлять медициной, поэтому отдаем все частнику, но будем сурово контролировать качество услуг. Хотя последнее – это, как упоминалось выше, уже дело страховиков.

Правда, в таком случае и ДОЗН придется распустить, и должность замгубернатора по медицине – упразднить. Ведь нет государственной медицины – нет и чиновников от медицины, которые не могут организовать соответствующее качество работы той же скорой помощи.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Игорь Рожков
Комментарии для сайта Cackle