Власти Кемеровской области, в том числе и правоохранительные органы, трясет нешуточно. Начиная с осени прошлого года своих постов лишились шесть замгубернаторов, а сам губернатор уже больше трех месяцев не появляется в публичном пространстве из-за перенесенной операции. Еще шесть высших руководителей правоохранительных органов так или иначе покинули свои должности, трое из них – в связи с возбужденными уголовными делами. Закончится ли на этом зачистка властной элиты региона? – выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Для начала напомню, как все начиналось. Старт череде отставок вольно или невольно дал первый заместитель губернатора Кемеровской области Максим Макин. Еще накануне этого громкого события абсолютное большинство тех, кто так или иначе связан с местной властью, прочили Макину судьбу преемника уже немолодого Амана Тулеева. Тем более, что проблемы со здоровьем у первого лица региона даже для далеких от властной элиты людей были вполне явными.
В кулуарах поговаривали, что относительно молодой, но уже опытный управленец Макин вскоре возглавит регион. И разговоры эти были вполне логичны. Опять же по слухам, циркулировавшим в околовластных кругах, Максиму Макину удалось привести на ключевые посты в обладминистрацию "своих" людей. Вплоть до заместителей губернатора.
Косвенным свидетельством резко возросшего аппаратного веса Макина стал, например, тот факт, что к нему выстроилась длинная очередь желающих попасть на личный прием. В том числе руководителей крупных и не очень бизнес-структур, глав городов и сельских районов. В то время, как очередь к формально главному человеку области быстро таяла.
Кроме того, большинство соглашений о социальном партнерстве, которые ежегодно подписывают представители крупнейшего регионального бизнеса с властями, в 2016 году со стороны обладминистрации стал визировать Максим Макин. Аман Тулеев оставил себе только самых "жирных" подписантов – крупных угольщиков, необходимых, как видится, для личного пиара губернатора.
Хотя все более редкое участие в подписании соглашений, скорее, стоит списать на состояние здоровья Амана Гумировича, о котором в последние годы не говорил только ленивый.
Но вернемся к Макину. Как гром среди ясного неба – 28 сентября 2016 года первый замгубернатора попросил у Тулеева отправить его в отставку. Причем обращение это было зачитано публично, в присутствии многочисленных журналистов, предусмотрительно приглашенных для этого в овальный зал "белого дома" Алексеем Доронговым, который вскоре возглавил главное управление по работе со средствами массовой информации администрации Кемеровской области, а также другими сотрудниками этого управления.
Формальная причина формально же добровольной отставки – кампания по дискредитации "Теплоэнерго", а заодно и "команды губернатора". Вопреки пафосному возмущению Максима Макина вскоре было возбуждено уголовное дело по фактам необоснованного превышения тарифов на тепло именно "Теплоэнерго". В отношении самого Макина, насколько известно, никаких уголовных дел до сих пор не возбуждено. Возможно, эти два события – ранняя и добровольная отставка и отсутствие уголовного преследования – как-то между собой связаны. Но это всего лишь догадки.
В этом смысле Макину повезло куда больше, чем его "последователям". Ведь дальше – посыпалось. Практически сразу после отставки первого зама три высокопоставленных и несколько сотрудников средней руки попали под уголовное дело в связи с вымогательством акций ООО "Разрез "Инской" почти на 1 миллиард рублей.
Среди таковых оказались сразу два замгубернатора – "главный" в АКО по правоохранительным органам Алексей Иванов и сменивший Макина Александр Данильченко. Вместе с ними под следствие попал начальник регионального СК Сергей Калинкин. А также другие сотрудники СК и обладминистрации.
Здесь стоит отметить, что после задержания Иванова и Данильченко кузбасский губернатор заявил, что подозреваемые в вымогательстве замы губернатора останутся на своих местах. То есть никого вместо них Тулеев назначать не будет. Однако уже вскоре пост первого зама занял Владимир Чернов.
Что касается кузбасского управления СК РФ, то отстранением одного руководителя здесь дело не ограничилось. Павел Муллин, едва приступивший к руководству этим управлением в качестве и.о., тоже попал под уголовное дело в связи с "крышеванием" незаконного оборота оружия.
Не обошла зачистка стороной и славную кузбасскую полицию. Три ее руководителя ушли со своих постов: начальник регионального ГУ МВД Юрий Ларионов, его зам, он же глава областной полиции Виктор Кутылкин и глава "полицейского" следствия Владимир Шепель.
Что касается Юрия Ларионова, то слухи о том, что он действительно сам планировал уйти в отставку – ходили давно. Как бы то ни было, генерал Ларионов пользовался заслуженным уважением и в Кузбассе, и далеко за его пределами.
А вот отставка Кутылкина выглядит достаточно символичной. Она произошла практически в одно время с отставкой его жены Екатерины Кутылкиной, занимавшей должность замгубернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству. В свою очередь, вместе с Кутылкиной лишился своего поста начальник областного департамента транспорта и связи Петр Шикалев.
Осведомленные источники поговаривали, что отставка областных чиновников могла быть связана с каким-то еще "невсплывшим" уголовным делом, но эта версия подтверждения до сих пор не нашла.
Что же касается Виктора Кутылкина, то вот один факт, имевший место накануне его отставки. Сначала прошла информация о том, что следователи допросили высокопоставленного полицейского по делу Павла Муллина. Однако вскоре в разных СМИ региона кто-то стал активно пропихивать "новость", что "Кутылкина по делу никто не допрашивал".
Почему добиться массового опровержения самого факта допроса для Виктора Кутылкина (или кого-то другого, кто продвигал эту идею) оказалось столь важным – можно только гадать.
Тем не менее, по утверждению источников сайта в правоохранительных органов, в настоящее время Виктор Кутылкин активно общается со следователем. С ним проводятся то ли допросы, то ли опросы. Предположительно, все по тому же уголовному делу. Более того, говорят, что охранники на входе особо придирчиво досматривают экс-полицейского с помощью металлоискателя.
И, наконец, громкая история с начальником ГУ ФСИН по Кемеровской области Константином Антонкиным. Сумма, фигурирующая в уголовном деле, где генерал оказался в качестве подозреваемого, существенно ниже пресловутого 1 миллиарда рублей в ООО "Разрез "Инской", но все-таки –как предполагается, земельный участок и дом, на нем построенный, генерал получил в качестве взятки (в особо крупном размере) за госконтракт на 60 миллионов рублей, отданный "правильной" строительной организации – весьма значительная сумма.
Впрочем, здесь важна не столько сумма взятки, сколько антураж: обыски дома и в здании управления регионального ФСИН, а также вывод Антонкина из здания "под белы рученьки".
Казалось бы, задержания и арест до окончания следствия Константина Антонкина закольцевали ситуацию, начавшуюся, по сути, с задержания Иванова, Данильченко и Калинкина. Так что можно ждать окончания зачистки в Кузбассе?
Возможно. Тем более, что практически все силовые ведомства и областная администрация лишились своих руководителей. Более того, "главный кузбассовец" Аман Тулеев тоже пропал из поля зрения общественности. Официальная версия: проходит реабилитацию в Москве. Каково же на самом деле состояние здоровья Тулеева – остается только гадать. И вовсе не потому, что подобная информация о первых лицах – тайна за семью печатями.
Дело в том, что изначально операция в немецкой клинике скрывалась от широкой общественности, от тех, кто голосовал за губернатора на выборах. А потом не афишировалось и то, что Тулеев прилетел на арендованном частной компанией самолете из Германии в Кемерово, а потом, что его перевезли из кемеровской "трешки" в московскую больницу. Якобы для лучшего врачебного ухода за больным губернатором.
И все это время – официально с конца мая, фактически с конца апреля – Аман Тулеев не появлялся на публике. То есть, в релизах обладминистрации и многих региональных СМИ по-прежнему все происходит "по инициативе" Тулеева, а самого Тулеева не видно. По сути, Кузбасс остался без первого руководителя.
Кто же остался из "старой гвардии" времен Тулеева? Что касается администрации региона, то здесь поменялись практически все ключевые замы: Анатолий Лазарев – по ЖКХ, Екатерина Кутылкина – по предпринимательству, Алексей Иванов – по правоохранительным органам, Александр Данильченко – и.о. первого зама, Евгений Бухман – по строительству. И, само собой, Максим Макин.
Кстати! Ушедший совсем недавно в отставку "по собственному желанию" Евгений Бухман не канул в информационную лету. В минувший четверг его имя вновь всплыло в медиапространстве. У бывшего областного чиновника прошли обыски. Причина, просочившаяся в СМИ, пока не вполне внятная: "Подозревается, что при участии чиновника изымались квартиры в новостройках под предлогом передачи их гражданам в рамках реализации социальных программ Кузбасса". В любом случае, можно ждать еще одно уголовное дело.
Остались только Валерий Цой, ведающий областной медициной, Алексей Сергеев, переживший недавнюю рокировку с Цоем и в результате возглавивший социальные вопросы, а также Елена Пахомова – старшая над областным образованием. И, конечно, главный по кадрам в обладминистрации Алексей Зеленин.
Что же касается генералов – руководителей силовых ведомств, так тут совсем не густо. Точнее, один. Это Александр Мамонтов, возглавляющий областное управление МЧС.
Само собой, любой внимательный наблюдатель задастся вопросом: почему Мамонтов оказался таким долгожителем?
Потому ли, что Александр Сергеевич кристальной честности человек? А, быть может, потому, что его ведомство стоит немного в стороне от кипящей в регионе жизни и не оказывает на нее столь важного влияния, какое есть у того же СК или МВД? Или даже ФСИН?
Однозначно сказать сложно. Впрочем, и вокруг этого ведомства давно уже ходят разные слухи. И о том, как проводятся проверки госпожнадзора на коммерческих предприятиях, и о том, как организованы отдельные госзакупки. Много чего говорят близкие к местному МЧС люди. Многие предприниматели, сталкивающиеся с этим ведомством высказывают достаточно убедительные претензии.
Да все это пока лишь разговоры, слухи, а, возможно, злонамеренные сплетни. Тем не менее, как говорится, дыма без огня не бывает. Если даже он есть, то профессиональному пожарному пока удается его тушить.
Не коснулись также коррупционные скандалы и областных приставов, которых возглавляет Дмитрий Ткаченко. Но это, как говорится, пока…
Как бы то ни было, искренне хочется, чтобы уже скорее закончилась эта далеко не лучшая полоса отставок и уголовных дел в Кузбассе. Чтобы время "исполняющих обязанности" наконец-то сменилось временем новых руководителей. В конце концов, болезнь одного человека – это еще не болезнь всего региона.