Современные люди многое знают об особенностях собственной психики, однако, так было далеко не всегда. Деятели науки десятки лет разгадывали тайны человеческого сознания, зачастую в ходе откровенно жестоких и пугающих психологических экспериментов.
Известный психолог из США Филлип Зимбардо был одержим изучением взаимосвязи между социальной ролью индивида и его поведением. Именно он стал организатором жуткого психологического теста, который сегодня известен всем, как Стэндфорский тюремный эксперимент. Участие в этом мероприятии приняло 24 случайных человека, поделенных ученым на две условные группы:
- "заключенных";
- "охранников".
Реалистичность "психологического теста" с самого начала была пугающей, тем не менее, подопытных не насторожила. Людям, получившим роль охранников, выдали в рамках эксперимента соответствующую форму и прочные дубинки, "заключенных" же заставили полностью раздеться и облачиться в тонкие халаты поверх голого тела. Кроме того, представители второй группы прошли и традиционные процедуры, предшествующие заключению: осмотр, присвоение личных номеров, взятие отпечатков пальцев.
Уже в первый день эксперимента поведение испытуемых начало меняться согласно назначенным им социальным ролям: "охрана" стала проявлять жестокость в отношении "преступников". Последние же, в свою очередь, стали утрачивать связь с реальностью и подавали все признаки дезориентации.
К сожалению, на этом тест не закончился: вскоре группа "заключенных" устроила бунт, в ответ на который "надзиратели" набросились на них, используя не только выданные дубинки, но и прочие предметы обихода импровизированной тюрьмы. Это событие окончательно укрепило в сознании обеих категорий испытуемых навязанные учеными паттерны поведения. Охранники с большим удовольствием демонстрировали жестокость, самозабвенно используя психические и физические методы наказания: отбирали у людей одеяла, еду, оскорбляли их и изнуряли работой. Разумеется, "заключенные" испытывали сильнейший стресс.
По плану Стендфордский эксперимент должен был продолжаться две недели, однако, завершился на восемь дней раньше, так как ситуация в "ненастоящей" тюрьме по мнению наблюдателей просто вышла из-под контроля. Тем не менее, доктор Зимбардо все же смог обобщить полученные в ходе теста результаты, заключив, что даже откровенная жестокость оправдывается человеком, если он совершает ее в рамках своей социальной роли и соответствующей ей идеологии.
Стремление деятелей науки оставить свой след в истории, открыв особенности человеческого разума, понятно, однако, далеко не каждый решился бы повторить эксперимент Зимбардо, истязая себе подобных. Ведь остаться в истории можно и по-другому: например, стать первым из людей, совершившим невозможное.
Эксперимент американского психолога Стэнли Милгрэма проходил почти 60 лет назад. Его целью являлось определение того, на что готов пойти человек, выполняя приказ авторитетного вышестоящего лица. На проведение такого опыта доктора Милгрэма толкнула его неспособность понять абсолютное согласие узников и служащих концентрационных лагерей выполнять все действия нацистских лидеров.
Для участия в эксперименте Милгрэм приглашал двоих людей, один из которых был актером, а второй – обычным человеком. Первому назначалась роль ученика, второму – учителя. Обязанность "ученика" заключалась в запоминании ряда парных слов, а "учителя" – в проверке выученного материала. Если в ходе выполнения задания "обучающийся" ошибался, проверяющему разрешалось наказывать его ударом тока.
К счастью, в реальности никакие удары током актер не получал, однако, он столь умело изображал боль и жуткие страдания на "пробном уроке", в ходе которого зачитывались инструкции к эксперименту, что исполняющий роль учителя человек действительно верил в происходящее.
Всего в арсенале у проверяющего было около 30 переключателей, каждый из которых "подавал" к импровизированным электродам на теле актера от 15 до 450 Вт, следовательно, "учитель" сам мог выбирать, какой интенсивности разряд в этот раз накажет нерадивого ученика. Кроме того, перед каждым нажатием рычага, наблюдатели поощряли действия испытуемого, сообщая ему, что продолжать – абсолютно необходимо, так как этого требует эксперимент.
Ни одна из фраз наблюдателей, при этом, не несла испытуемому угрозы, лишь побуждение к действию. Кроме того, оплата участия гарантировалась человеку только за его появление в комнате для испытаний, но не за удары током. К сожалению, 65% испытуемых продемонстрировали неутешительное рвение к исполнению "указов", продолжая наказывать актера даже тогда, когда тот уже "корчился" от боли и как будто терял сознание. При этом, абсолютно все участники эксперимента дошли до рычага, подающего напряжение в 300 Вт.
Эксперимент Уэнделла Джонсона, проведенного в Университете Айовы в 1939 году будут помнить еще долго, так как после его проведения участники тестирований столкнулись с рядом тяжелых и пугающих последствий. Доктор Джонсон занимался изучением речевых нарушений у детей и планировал доказать, что во многих случаях первопричиной этих деструктивных изменений является жестокое обращение.
Для проведения своего эксперимента испытатель отправился в сиротский приют, где отобрал 22 ребенка, не имеющих нарушения речи. Всех их отправили в университет Айовы под предлогом проведения логопедического тестирования. Прибыв на место, Джонсон поделил детей на две группы: первая получала положительное подкрепление действий при чтении, во время бесед с учеными и изучения стихотворений, вторая – подвергалась жестокой критике и оскорблениям за ошибки.
Разумеется, через некоторое время дети, входившие во вторую группу, стали демонстрировать речевые отклонения, а также начали замыкаться в себе, боясь произнести хотя бы слово, за которое они подвергнутся критике. Подытоженные результаты эксперимента оправдали предположения ученого, однако, одновременно с этим успехом он подвергся жестокой критике и осуждению со стороны коллег и всего американского общества, так как таким образом он спровоцировал серьезные отклонения в поведении и речи у подопытных, сказавшиеся на их дальнейшей жизни. Впоследствии Джонсону пришлось публично извиниться перед подвергшимися его "научным" пыткам детьми, а также выплатить им компенсацию, сумма которой составила более чем 900 тысяч долларов.
Цель далеко не всегда оправдывает средства, если речь идет о мучении невинных людей, однако, деятели науки, руководствующиеся идеями высшего блага, с этим утверждением зачастую не согласны. О еще более жестоких экспериментах, которые навсегда останутся темным пятном на истории человечества...