Эффективность работы вуза определяется не только квалифицированным преподавательским составом и высокой мотивацией студентов, но также и передовой материальной базой – учебным оборудованием и пособиями. В течение последних двух лет медицинский вуз Кузбасса значительно увеличил затраты на техническое оснащение кафедр. О том, как современное оборудование помогает студентам и преподавателям Кемеровского государственного медицинского университета (КемГМУ) учиться и заниматься научными исследованиями, читайте в нашем материале.
В настоящее время в КемГМУ реализуется программа развития кафедры морфологии и судебной медицины. И руководство вуза не случайно делает акцент на поддержку фундаментальных наук (нормальная, патологическая, топографическая анатомия, гистология). Ведь именно на них базируется обучение всем клиническим дисциплинам.
Собственно, появление кафедры фундаментальных дисциплин в 1955 году и стало основой Кемеровского медицинского института. В цикле морфологических наук были основаны кафедры: нормальной анатомии, гистологии, топографической анатомии, оперативной хирургии и патологической анатомии. На их базе студенты получали знания о строении человеческого организма и его трансформации в различных условиях. В других случаях эти знания выступали как приложение к конкретным клиническим дисциплинам.
Так, кафедра нормальной анатомии давала знания о макроскопическом строении органов и систем организма; кафедра гистологии – о микроскопическом строении, источниках развития тканей и строении тканей в различные возрастные периоды; кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии – о строении человеческого тела послойно и характеристике различных полостей и доступов к ним; кафедра патологической анатомии давала знания об изменениях в строении при различных заболеваниях.
Основателем и заведующей одной из первых кафедр Кемеровского медицинского института – кафедры анатомии человека – была Евгения Ивановна Гонтарь-Замотринская. Она сформировала первый коллектив, заложила основные принципы работы и начала создавать материальную базу кафедры для педагогического процесса и научной работы. С 2016 года и по сей день кафедрой заведует кандидат медицинских наук доцент Сергей Зинчук. В 2018 году она изменила свое название на кафедру морфологии и судебной медицины
Важно отметить, что процесс подготовки студентов по предмету анатомии невозможен без пособий. Будущий специалист-медик должен представлять строение человека объемно, послойно, в соотношении одних образований и органов к другим. Кроме того, студент должен представлять динамику их развития, ощущать фактуру органов и тканей: плотность, подвижность, цвет и т.п. Качественно усвоив все эти знания, в будущем на практике он сможет, например, определить расположение костей, посчитать количество суставов и других соединений, в образовании которых участвует конкретная кость. Не менее важно для студента приобрести навыки в препаровке материала и многое другое.
Для эффективного усвоения практических знаний на кафедре морфологии и судебной медицины КемГМУ создана масштабная материальная база. Наряду с традиционными таблицами и муляжами имеется и трупный материал – его подразделяют на кости и влажные препараты (части трупа или весь труп, специально законсервированный и обработанный, где эти органы выделены и подготовлены к демонстрации и манипуляциям, необходимым для обучения).
Учебный процесс представляет собой как аудиторные занятия и лекции с непосредственным участием преподавателей, так и самостоятельную работу, когда студент получает из фонда университета препарат и может заниматься с ним, ориентируясь на литературу по данному образцу.
В морфологическом корпусе КемГМУ находится музей анатомии человека, состоящий из двух отделов – анатомического и патологоанатомического. В нем хранятся препараты, которые являются эталонными, так называемыми нормами. Студенты имеют возможность сравнивать с ними свои препараты. Кроме того, в музее анатомии собраны редкие варианты нормы, наиболее частые отклонения от нее, версии различного расположения органов. Здесь представлены и самые показательные образцы изменений органов и тканей при различных заболеваниях. Работа с ними очень важна для получения будущими медиками практических навыков. Представлены в патологоанатомическом музее и препараты различных животных, наглядно демонстрирующие изменения, произошедшие с ними в процессе эволюции. В общей сложности в анатомическом музее вуза хранится более 1000 препаратов, и все они находятся в распоряжении студентов КемГМУ.
Во второй половине 2018 года в анатомическом музее началась реконструкция, благодаря чему увеличивается количество образцов, появляются новые технологии их экспонирования, электронный каталог. Студенты и преподаватели вуза получили возможность сочетать с исследованием препаратов электронные средства обучения.
Отдельно стоит сказать о программе развития кафедры морфологии и судебной медицины, принятой руководством кемеровского медицинского вуза. Она имеет два основных направления. Первое – объединение морфологических кафедр в единый блок, что улучшит взаимодействие между дисциплинами, позволит ввести этапность преподавания и избежать дублирования в изложении материала. Второе – развитие материальной базы кафедры, которое коснется улучшения аудиторий и в целом условий обучения.
Так, например, помимо большого лекционного зала в морфологическом корпусе КемГМУ появился второй зал. Оба они имеют современное оснащение. Малый зал оборудован функциональной мебелью, системой кондиционирования воздуха, жалюзи для затемнения, проекторами для демонстрации лекционных презентаций, телеэкранами для дальних рядов, интерактивной доской и интерактивным секционным столом "Анатомаж", имеющим функцию лекционного демонстрирования. В большом лекционном зале в настоящий момент устанавливается центральная система проектирования на экран, подключается аудиосистема.
Как можно заметить, в последнее время в образовательный процесс все активнее внедряются цифровые средства обучения. Не стал исключением и КемГМУ. Так, для кафедры морфологии и судебной медицины приобретены два интерактивных секционных стола "Анатомаж" стоимостью по 10 миллионов рублей каждый. Они позволяют работать с различными проекциями тела человека, послойно удалять ткани, чтобы детально исследовать все структуры: мышцы, нервы, сосуды. Столы "Анатомаж" позволяют рассмотреть изображения в разных плоскостях и послойно изучить строение стенок различных полостей.
Оборудование позволит загружать настоящие цифровые снимки томографии и вводить анатомические параметры. Это дает возможность увидеть, как реальное расположение органа соотносится с различными нормами. Меняя вводные данные, преподаватели со студентами могут имитировать хирургический подход к органу и даже рассчитать время, необходимое на операцию. Интерактивный секционный стол "Анатомаж" предоставляет и многие другие возможности для обучения. Для сравнения в Первом московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова такой стол имеется в единственном экземпляре.
Помимо высокотехнологичного дорогостоящего симуляционного оборудования в настоящий момент Кемеровский государственный медицинский университет полностью укомплектован новыми учебными микроскопами. Кроме того вуз ежегодно закупает расходные материалы и пополняет научной и учебной литературой библиотечный фонд.
Также в КемГМУ комплектуются компьютерные залы, которые помимо получения знаний студентами позволят эффективно тестировать будущих специалистов-медиков и таким образом контролировать усвоение ими знаний.
– Программа развития требует существенных материальных затрат, уже сейчас в кафедру вложены большие средства. Отремонтировано более половины учебных комнат. Заканчивается ремонт научных лабораторий. Ежегодно приобретаются муляжи и пособия, завершается цифровизация кафедры. Все эти мероприятия осуществляются за счет финансирования из разных источников: федерального бюджета Минздрава, где ректору Татьяне Попонниковой приходится доказывать и обосновывать эти приобретения и работы, и за счет средств, заработанных университетом. Такое внимание к нашим проблемам, с одной стороны, радует, а с другой – накладывает на нас новые обязательства, – рассказывает заведующий кафедрой морфологии и судебной медицины КемГМУ Сергей Зинчук.
Важно отметить, что улучшение материальной базы преподавания позволяет вузу не только выдерживать конкуренцию на рынке образовательных услуг, но и проводить научные исследования. Так КемГМУ реализует кадровую подготовку преподавателей (написание диссертаций, публикации научных статей и т.д.). Одновременно научная база используется для исследовательской работы учащихся. На кафедре есть студенческий научный кружок, по итогам работы которого публикуются статьи студентов, написанные ими самостоятельно или в соавторстве с преподавателями. Будущие медицинские специалисты выступают на научно-практических конференциях различного уровня. По итогам работы в кружках и участия в мероприятиях формируются команды, которые успешно выступают на студенческих олимпиадах. На них студенты КемГМУ регулярно завоевывают призовые места.
– По ходу выполнения данной программы у коллектива возникли новые идеи, направленные на улучшения, и мы с руководством вуза на основе этих положительных изменений на кафедре начали строить перспективные планы. Если раньше мы ставили задачи, направленные на выживание, то теперь строим планы перехода на новое, более высокое качество подготовки студентов и ординаторов, – подытожил Сергей Зинчук.