Практически каждый день в Кузбассе обновляется рекорд по количеству зараженных COVID-19. При этом власти региона ослабляют введенные ранее коронавирусные ограничения вместо, казалось бы, напрашивающегося их ужесточения. Например, открыли кинотеатры и театры, а также детские игровые комнаты и развлекательные центры. Почему сложилась такая ситуация и как пандемию оценивают "на самом верху", выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Разговор о масштабах распространения COVID-19 в Кузбассе стоит начать с цифр. По данным областного штаба по коронавирусу, за минувшую неделю (со 2 по 9 октября) в регионе выявили 1191 случай заражения смертельной инфекцией. Для сравнения, неделей ранее было зафиксировано 1068 новых случаев, а двумя неделями – 915. Неутешительная статистика, которая подталкивает к выводу о том, что эпидемиологическая ситуация в Кузбассе ухудшается. Но у властей региона, похоже, на этот счет другое мнение.
– Мы понимали, что осенью всегда традиционно у нас наблюдается рост ОРВИ, что это все друг на друга наложится. Мы это все прекрасно понимали и готовились к этой второй волне. То, что мы с вами сейчас видим, – это как раз наша вторая волна. Она находится под полным нашим контролем, – заявил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев во время очередной пресс-конференции, посвященной грядущему 300-летию Кузбасса.
Распространялись ли упомянутые выше готовность и контроль на сложившуюся в начале октября ситуацию, когда количество коек для коронавирусных больных практически сравнялось с числом заболевших, история умалчивает. Справедливости ради стоит сказать, что глава региона анонсировал "введение в строй" еще 500 коек. Вопрос в том, надолго ли их хватит? Даже при сохранении текущего уровня заболеваемости (когда количество выявленных пациентов примерно на 60 больше, чем выздоровевших) их хватит недели на полторы. Если, конечно, отправлять в больницы всех коронавирусных больных. Чего в Кузбассе не делают и, судя по всему, делать не собираются.
– Только 30–35 процентов от всех случаев COVID-19 и внебольничных пневмоний имеют показания для лечения в стационаре. При этом объем коечного фонда для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией и внебольничными пневмониями – величина постоянно изменяющаяся, – говорится в сообщении на официальном сайте регионального Минздрава.
Если даже не всем коронавирусным больным хватает места в больницах, что уж говорить о пациентах с другими диагнозами. Яркий тому пример – ситуация в Белове, где больница отказалась госпитализировать пациентку с тяжелой формой пневмонии. У которой, к слову, потом все-таки нашли коронавирус.
Создается впечатление, что больницы постепенно "закрываются" для большинства кузбассовцев. А на смену весеннему лозунгу "Сидим дома" осенью пришел другой – "Болеем дома". И в связи с этим страшно предположить, чего ждать надвигающейся зимой.
У различного рода экспертов нет единого мнения о том, наступила ли уже вторая волна коронавируса или мы все еще переживаем первую, которая "подпитывается" сезонными заболеваниями. Как бы то ни было, количество зараженных растет, поэтому вполне ожидаемым кажется введение различных коронавирусных ограничений. Например, возвращение школьников на дистанционное обучение, а офисных работников – на удаленку. Пойти на такие меры собираются власти российской столицы из-за ухудшения ситуации с COVID-19. Но, к сожалению или к счастью, Цивилев – не Собянин, а Кузбасс – не Москва. Поэтому о введении новых ограничений в нашем регионе пока что не сообщалось. Более того, власти пошли на ряд послаблений. А именно: открыли детские игровые комнаты и развлекательные центры, а также театры и кинотеатры. Ни в коей мере не принижая значимость остальных заведений, рассмотрим подробнее ситуацию с последними.
С 1 июня на большинстве территорий Кузбасса открыли торговые центры. А, как правило, расположенные в них кинотеатры подобная милость властей обошла стороной. Объяснялось это, конечно же, непростой эпидемиологической обстановкой. Но когда заработали те же фитнес-центры и рестораны, в которых порой собирается людей не меньше, чем на показах фильмов, ропот представителей киноиндустрии стал нарастать. Оно и понятно: в отличие от других отраслей, они полностью лишились дохода и оказались на грани разорения. По прогнозу Ассоциации владельцев кинотеатров, полгода простоя стоили российским кинотеатрам не менее 50 млрд рублей. Поэтому неудивительно, что в начале октября организация обратилась к главам регионов с открытым письмом. В котором, среди прочего, отмечалось следующее.
– Если абстрагироваться от эмоций и оперировать лишь фактами, достаточно сложно обосновать, чем кинотеатры опаснее, например, магазинов или общественного транспорта. Несмотря на то, что сегодня кинотеатры возобновили работу в большинстве стран мира, нет ни одного исследования, которое бы доказывало высокий риск заражения именно в кинотеатре при соблюдении всех противоэпидемиологических мер. Если принять во внимание, что кинотеатры по всей стране были закрыты в конце марта 2020 года, а кривые статистики продолжали расти, как минимум, до середины мая, то получается, что закрытие кинотеатров никаким образом не снизило темпы заболеваемости в стране! Очевидно, что проблема была не в кинотеатрах – разве могут условия в кинотеатре сравниться с потоками людей в магазинах или в общественном транспорте? Кинотеатр – это не маршрутка, – говорится в сообщении.
Безусловно, в этом есть логика. А вот в словах и действиях представителей кузбасских властей ее еще нужно поискать. Судите сами: во время совместного брифинга Минздрава и Роспотребнадзора, который прошел 1 октября, замминистра здравоохранения Кузбасса Елена Зеленина назвала "неуместным" вопрос об открытии кинотеатров. А уже 8 октября власти региона дали на это добро. Что же произошло за эту неделю? Может, эпидемиологическая ситуация в регионе изменилась коренным образом? Мягко говоря, нет. Более того, именно на этот промежуток времени пришелся сомнительный рекорд по количеству выявленных случаев заболевания коронавирусом – 6 октября сообщалось о 175 новых зараженных.
Само по себе разрешение возобновить работу можно считать победой кинотеатров. Но как бы она не оказалась пирровой. Ведь большинство громких премьер, запланированных на эту осень и зиму, перенесли на следующий год. Удастся ли привлечь зрителя фильмами, выходившими в прокате ранее (пусть и в этом году) – большой вопрос. Ну а самое главное: если эпидемиологическая ситуация продолжит ухудшаться и власти решат-таки "закрутить гайки", нетрудно догадаться кого прикроют в числе первых.