Теперь мы решили рассказывать вам не только о большом кино, но и о кино, которое менее популярно среди рядового зрителя и афишу которого не увидишь ни в одном из кинотеатров города. Нет, речь идёт не об артхаусе, как многие могли подумать, ибо это слово уже давно приобрело какую-то отрицательную коннотацию.
Под прицел нашего журналистского любопытства попал короткий метр, ну а в новой рубрике мы поведаем как о самих творениях кинематографа, так и об их создателях. "Первопроходцем" стал известный кемеровский режиссёр Михаил Бондаренко – автор концептуальных и далеко не всегда понятных короткометражек.
Михаил Бондаренко по своему образованию не имеет никакого отношения к кинематографу – в 2004 году он окончил Кемеровский государственный университет с дипломом журналиста. По его словам, учиться на эту специальность он пошёл потому, что эта профессия творческая. И ещё по одной немаловажной причине – уж очень хотелось поступить в университет. На третьем курсе он понял, что вряд ли будет журналистом, и взял в руки камеру.
Теперь Михаила знают в первую очередь как одного из самых талантливых и интересных кемеровских режиссёров, а за его плечами – не одна кинокартина. Сегодня мы покажем вам одну из его последних работ – "Возвращение во взрослую жизнь" – о детстве, взрослении и пугающем будущем.
У меня друг учился в институте культуры (он тогда ещё именно институтом был) и постоянно снимал кино, снимал меня в нём, а потом и мне эта идея понравилась, и я взял в руки камеру. Сначала для "Студвесны" и "Первого снега" снимал, но это уже тогда было что-то осмысленное, с сюжетом, а не просто какие-то зарисовки.
В тот момент и появилось желание сделать свой фильм. Я его назвал "Метание студиозуса". Кино – от первого лица, где главный герой ходит по "универу", по общежитию и ищет женщину. И главное – что находит её в итоге. Ну, женщин там было несколько, многие ему отказывали, но у него в любом случае всё получилось.
А вот мой первый серьёзный фильм – это "Удачный эксперимент". За его основу я взял историю про кроликов с одного сайта против курения. Пожалуй, это и есть первая обдуманная вещь, которая получила признание. Произошло всё это дело где-то в середине 2000-х.
Со временем стали потихоньку технику осваивать. Если первые фильмы снимали на ручную камеру, "минидивишную", то сейчас уже и со светом стараемся работать, и звук писать на площадке, ну и я сам начинаю разбираться в объективах и камерах.
Ну а по идеям не знаю: деградирую я или развиваюсь, – пусть решает зритель: со стороны виднее всё-таки. Вообще, и тогда, и сейчас кино делалось/-ется от какой-то скуки общей, чтобы чем-то заниматься, ведь надо что-то создавать своими руками.
Идея фильма "Возвращение во взрослую жизнь" родилась ещё в середине 2000-х. На тот момент я работал в одном офисе, и здание, в котором он располагался, своими коридорами и внутренним двориком меня натолкнуло на мысль, как и что можно тут сделать.
Я написал сценарий под своих коллег, всем уже роли прописал. И когда всё закончил, то предложил всем собраться, чтобы, наконец, отснять то, что получилось. В итоге по разным причинам никто приехать не смог, и ничего не вышло. И это очень хорошо. Потому что, если бы я тогда это снял, был бы полнейший кошмар.
Ну и в 2013 году из-за нехватки новых идей я достал старый сценарий из ящика и воплотил в жизнь уже сейчас – со своим опытом и навыками.
Главная идея фильма в том, что, взрослея, не надо убивать в себе ребёнка. Потому что взрослый человек – это гадкий человек, который живёт только своими проблемами. И думает лишь о том, как бы уютнее уместиться в этом мире. У ребёнка же взгляд на мир гораздо свежее и интереснее. Фильм именно об этом.
Название – это, как мы в компании любим шутить, игра режиссёра со зрителем. На самом деле возвращение – это, скорее, обращение режиссёра к зрителю: "Вот посмотрите, как здесь всё, и вернитесь в свою взрослую жизнь". Вообще, над названием долго не думали: как задумка появилась, так она и осталась.
В этом фильме мы снимали на рельсах, которые сделали специально для него. Сцена на улице снята именно так. И ещё здесь гораздо больше локаций, чем в моих предыдущих работах. У меня как-то во всех фильмах действие разворачивается (как и все последующие, которые буду снимать) в одном помещении, в одной квартире. Здесь же главная героиня ходит из места в место, хотя этот коридор, который там фигурирует в кино, достаточно условен. Наверное, меня просто тянет в какие-то закрытые пространства. Ну и, кстати, героев много, что у меня редко бывает.
Большой минус фильма в том, что абсолютно не читаются два героя – Человек в маске и Сопровождающий. Когда я сочинял сценарий, для меня это были такие абсолютно однозначные персонажи, выражающие однозначные мысли. И то, что не будет видно мою мысль в фильме, я, конечно, не учёл. На самом деле Человек в маске – это неизвестное будущее, а Сопровождающий – это непосредственно взрослая жизнь, её олицетворение.
Обычно сценарий я пишу сразу под друзей и знакомых, потому что заранее знаю, кто будет играть. А в этом фильме (кстати, тоже впервые) был некий кастинг на пару небольших ролей.
Локации подбираются по степени доступности и удобства съёмок. Некоторые режиссёры специально ездят по городу и ищут какие-то определённые места, то есть более профессионально и ответственно подходят к созданию кино. Я всё же по степени удобства стремлюсь делать. Потому что кино – процесс вообще такой времязатраный, а если ещё ездить специально место выбирать... Сейчас люди и так все рабочие, иногда даже просто собраться не получается на запланированные съёмки.
Сейчас я пишу сценарий для фильма ужасов. Героев будет минимальное количество – четыре или пять, а локация – всего одна: действие разворачивается в квартире.
Конечно, хочется попробовать себя и в полном метре, но пока только на средний тяну. Как говорят создатели авторского кино, это самый неудобный формат, потому что очень мало фестивалей, где он есть. Но тут всё-таки не для фестивалей снимаем, а для себя. Пока мыслей на полный метр не хватает. Я хочу, конечно, но как-то растягивать фильм из-за этого специально… Будет видно, а это – плохо. Поэтому пусть получается, что получается.