Экспериментальный проект "Лучший", родившийся в недрах закулисья театра-студии "Встреча", уже доказал, что он, если и не лучший, хотя бы хороший. В начале августа зрители могли наблюдать пилотный выпуск проекта, который прошёл по-домашнему уютно, однако на этот раз просто посиделки за гаражами превратились в нечто большее – вместо 50 человек, побывавших на первой встрече, пришло в два раза больше. Тому виной либо лестные отзывы о первом "Лучшем", либо то, что кемеровчане предпочитают Михаилу Афанасьевичу Николая Васильевича, – ведь именно Гоголь стал тем автором, произведения которого громогласно декламировали вслух чтецы из народа.
Литературные чтения проходили во внутреннем сквере КемГУ, и гаражей тут даже не было видно, – вроде бы, первое и второе места проведения "Лучшего" совсем рядом, а такое ощущение, будто они находятся в разных частях города. Наверное, Гоголь просто требовал пространства и творческого размаха, – и он это получил.
Чтобы гости не заплутали в поисках новой точки дислокации будущих и настоящих театралов, организаторы повсюду "раскидали" указатели, а на главные ворота вообще повесили огромный нос (конечно же, нарисованный), который и стал символом встречи. По-другому и быть не могло: это – самая выдающаяся часть лица писателя, да и, к тому же, центральное произведение его "Петербургских повестей". Кстати, зайдя в скверик, зрители могли обнаружить гоголевский нос абсолютно везде, – он практически заменил декорации.
Не успели гости устроиться поудобнее (кто на лавочках, кто на стульях, принесённых из театра, а кто-то – так прямиком на траве), как окружающие их кусты словно ожили и начали вещать человеческим голосом: "Господа, спасём луну!", "Скучно жить на свете!", "Я тебя породил, я тебя и убью!", "К нам едет ревизор!". Правда, они были не терновыми и не горели, зато из них тотчас появились актёры "Встречи" с огромными потёртыми советскими чемоданами и, пока зрители пытались понять, что происходит, устроили для них маленькое представление. Собственно, так и начался "Гоголь".
Правила со времён прошлого "Лучшего" ничуть не изменись: 12 человек, четверо из которых – члены жюри, остальные – участники. Последние могут использовать в своём выступлении любой реквизит и все подручные средства. Единственное ограничение – хронометраж: он не может быть меньше трёх, но больше пяти, минут.
– Я очень люблю литературу, и у меня много любимых авторов. Конечно, хочется всех "оживить" на театральной сцене, но такой возможности, увы, нет, – рассказывает Лариса Лапина, режиссёр театра-студии "Встреча". – И вот как-то раз, сидя с друзьями в "Коте да Винчи", мы вдруг подумали: а почему бы не попробовать устроить литературные чтения на открытом воздухе? И в начале августа воплотили эту идею в жизнь. Её встретили на ура, и мы решили продолжать, а Гоголь – не последний автор в нашем списке.
Тем временем, сердца публики уже завоёвывал Максим Лифанов, профессиональный актёр театра, который внезапно перевоплотился в безумного Аксентия Ивановича Поприщина, героя повести "Записки сумасшедшего". С широко открытыми блестящими глазами он как будто вопрошал у зрителей, смотря при этом куда-то в пустоту: "А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?", а после – статной походкой испанского короля прохаживался по двору. Максим оказался единственным, кто прочитал такой огромный отрывок текста наизусть, и это вызвало у зрителей бурный восторг.
Однако в чтениях принимали участие не только актёры, и в этом их прелесть. Анна Герасименко – журналист – немного застенчиво зачитывала зрителям отрывок из "Старосветских помещиков", при этом втягиваясь во вкус и аппетитно нахваливая стоящие на столе кулинарные изыски, которыми и угостила в конце своего выступления всех присутствующих, чем и заслужила их благосклонность.
– Когда мы в школе читали "Старосветских помещиков", меня очень впечатлил отрывок с описанием кушаний, и я подумала: "Господи, они же там ничего не делали, только ели!", – рассказала Анна. – Гоголь очень сочно описал все вкусности, поэтому после прочтения этого отрывка мне тоже захотелось отведать грибочков и даже выпить наливочки.
В перерывах между выступлениями играли какие-то незамысловатые славянские мотивы, которые внезапно сменялись американским джазом и блюзом, словно тут проходят съёмки фильма "Великий Гэтсби", и на дворе – XX век, но все почему-то танцуют под Jay-Z. Сергей Сергеев, режиссёр "Встречи", объяснил, что над музыкальной составляющей "Лучшего" думали долго и в итоге пришли к выводу, что нужна современная музыка. Потому что классика, хоть и остаётся в своём первозданном виде, всё равно получает отпечаток того времени, в котором она живёт сейчас. После таких загадочных суждений Сергей куда-то испарился.
Через некоторое время зрители смогли его наблюдать на крыше дома, стоящего неподалёку (вечно его тянет на какие-то высоты), где он с выражением и на всю округу, – в этом ему помог мегафон, – воспроизвёл отрывок из "Чтения русских поэтов перед публикой". Пожалуй, Сергей оказался единственным, кто объектом выступления выбрал не художественное произведение, а критическую статью, поэтому гости внимательно вслушивались и вглядывались: на улице уже стемнело, поэтому актёр как будто бы постепенно растворялся в окруживших его сумерках.
Наконец, выступил последний участник, и жюри, выбранное народным голосованием в Facebook, приступило к своему нелёгкому делу: выбрать лучшего на "Лучшем". Пока они совещались, на сцену неожиданно для всех вышел Денис Новак – московский француз. Вооружившись фонариком, щурясь и запинаясь на особенно сложных словах, он вдохновенно читал отрывок из "Невского проспекта", а зрители поддерживали его аплодисментами. Когда он закончил, члены жюри были готовы объявить победителя.
Лучшей стала Елена Митрофанова, директор арт-мастерской "33+1". Она читала отрывок из повести "Ночь перед Рождеством". Во время её проникновенного выступления из колонок доносились завывания метели, и в этот тёплый летний вечер зрители отчего-то стали ёжиться. Да и у самой Елены дрожали руки: правда, не от холода, а от волнения.
– В прошлый раз я сидела в жюри, а после – сама захотела принять участие. Я не воспринимаю то, что я стала "Лучшим", как победу. Мне кажется, что её здесь быть не может, потому что каждый участник вкладывал в своё выступление душу – соответственно, победили все. На самом деле, мне бывает очень страшно выступать публично. И, если уж всё-таки говорить о победе, то это, скорее, победа над собственным страхом. Когда желаемый образ совпал с реальным, это значит, что задуманное осуществилось.
В качестве презента Елена получила годовой абонемент в театр "Встреча" и ещё на некоторые спектакли. И, чтобы утолить свой голод после нервного выступления, – большую пиццу. Однако на победителя возложили великую ответственность – вытянуть имя того, чьи произведения будут читать на следующем "Лучшем". Недрогнувшей рукой Елена вытянула Даниила Ювачёва, больше известного как Хармс. Оказалось, что другого исхода и быть не могло: во всех трёх конвертах было его имя, но только в разных интерпретациях.
Следующее чтение пройдёт 27-го сентября, когда и зрители, и участники смогут окунуться в атмосферу абсурда и гротеска, царящего в произведениях Хармса, а сама встреча обещает стать ещё более театральной. Пока неизвестно, пойдёт ли это на пользу проекту, ведь в нём всё-таки участвуют больше любители, чем профессионалы, но зрелищности добавится однозначно. Поживём – увидим.