Кузбасс – многонациональный регион. По данным Кемеровостата 2023 года, на его территории жили представители порядка 135 национальностей. Однако к коренным малочисленным народам, традиционно проживающим на территории Кузбасса, относятся только три – шорцы, телеуты, кумандинцы. К сожалению, их количество из года в год неуклонно сокращается, что требует активного решения. О проблемах, особенностях культуры и веры коренных народов Кузбасса читайте в материале журналиста VSE42.Ru.
Сохранение культурного наследия и борьба за права коренных народов – проблемы, которые актуальны не только для России, но и для всего земного шара. Одним из инструментов привлечения внимания к роли малых этносов в сохранении разнообразия культурного ландшафта планеты стал Международный день коренных народов мира, учрежденный по инициативе Организации объединенных наций в 1994 году. Он отмечается 9 августа. Традиционно в этот день проводятся акции, лекции, фестивали, форумы, призванные найти пути решения проблем коренного населения разных стран.
Не является исключением и Россия, а в частности, Кузбасс, где как раз сейчас идет Неделя коренных народов мира.
Коренные малочисленные этносы – это лишь пять-шесть процентов всего населения Земли. А если говорить об абсолютных цифрах, то это 500 миллионов человек, населяющих 90 государств. Несмотря на различия в этногенезе (процессе формирования этноса) и традициях, коренные народы сталкиваются практически с одними и теми же проблемами по всему миру. В подавляющем большинстве стран – это наиболее уязвимые и нуждающиеся группы населения. Многие годы они отстаивают право сохранять культуру и язык своих предков, владеть исконными территориями и их недрами.
Тяжелые экономические условия, добыча природных ресурсов на землях традиционного расселения коренных этносов, загрязнение окружающей среды заставляют их переезжать с насиженных мест в поисках лучшей жизни, что приводит к их ассимиляции так называемыми титульными нациями, утрате традиций, материальной и духовной культуры, элементы которой нередко предаются из уст в уста. Этнос признается малочисленным, если насчитывает менее 50 тысяч человек, осознающих себя частью самостоятельной этнической общности.
Четкого определения коренных народов, признанного на международном уровне, нет. Разнообразие их происхождения, истории, ареалов и условий жизни усложняет создание единой формулировки. Тем не менее коренные этносы во всем мире имеют ряд объединяющих их признаков. Например, это первичность заселения и использования конкретной территории. Другой критерий – добровольное сохранение культурной идентичности, куда входят язык, религия, социальная организация, законы, способы производства. Еще один важный признак коренного народа – самоидентификация и признание другими социальными группами или государственными органами. И последнее – присутствие в истории этноса опыта подчинения, маргинализации, дискриминации и тому подобного в прошлом или в настоящее время.
В России, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживают 47 коренных малочисленных народов. Это примерно 316 тысяч человек. Кстати, большинство из них, чуть более 65% – сельские жители.
Примечательно, что у таких коренных этносов, как кумандинцы и шорцы, проживающих в Кемеровской области, преобладает городское население, а вот у телеутов, наоборот, – сельское.
При этом представители коренных малочисленных народов, покидающие регион традиционного проживания, обосновываются на территории России, как правило, в городах. Так, доля горожан в численности шорцев, телеутов, кумандинцев, живущих вне Родины, то есть в других субъектах нашей страны, превышает 80%.
Ну а теперь перейдем к непосредственному рассказу об уникальных народах, проживающих в Кузбассе и обогащающих культуру нашего региона удивительными традициями, эпосами, элементами материальной и духовной культуры.
Представители самого малочисленного коренного этноса, проживающего в Кузбассе – кумандинцы. К сожалению, они фактически исчезают. Так, по данным Кемеровостата, в 2002 году в Кузбассе их было 294 человека (246 жили в городах, 48 – в сельской местности). Спустя 21 год число кумандинцев сократилось больше чем вдвое. Так, в 2023 году в нашем регионе было зафиксировано уже 123 кумандинца (112 – в городах, 11 в сельской местности).
Представители этой интересной народности проживают преимущественно на юге Кемеровской области: в Таштагольском муниципальном районе и Новокузнецком городском округе.
Кумандинцев называют "лебединым народом", что объясняет древняя легенда. Однажды духи природы в виде лебедей прилетели искупаться в горном озере. Они сняли крылья и, обратившись в невиданной красоты девушек, принялись плескаться в воде. Их увидел местный охотник. Он влюбился в одну из девушек и спрятал ее крылья. Девушке пришлось остаться на земле. Она стала женой охотника и дала начало народу кумандинцев. С тех пор их так и называют – "лебединый народ" или "люди-лебеди". Несложно догадаться, что тотемное животное кумандинцев – лебедь. "Ку" переводится как "лебедь", "мэн" – значит "я", получается "я – лебедь".
Кумандинцы раньше других коренных этносов Алтая вошли в состав Российской империи. Поэтому они сильнее ассимилировались. И, как следствие, на сегодняшний день почти никто из молодого поколения не знает родного языка – все говорят на русском. Но среди стариков еще встречаются те, кто хорошо знает кумандинский диалект.
Несмотря на то, что кумандинцы признаны малочисленным народом, некоторые исследователи из-за отсутствия у них уникального языка относят их к северным алтайцам. Хоть их язык и признан официально, но все же лингвисты считают его диалектом алтайского языка.
К сожалению, кумандинцы постепенно утрачивают свой исконный язык. Даже старики, по словам кумандинцев, все чаще используют для общения русский, хотя в молодости они говорили только на языке предков.
Традиционный промысел кумандинцев – собирательство и земледелие. Кроме этого, в прежние времена они были хорошими торговцами. Продавали орудия труда, зерно и т. п. По рассказам современных представителей этноса, их предки также были хорошими коневодами и возили товар на продажу на собственных лошадях.
Древние кумандинцы жили в земляных домах чер-у. Зимой в них было тепло, а летом прохладно. Потом традиционным жильем кумандинцев стали аилы шалашного типа, похожие на индейские вигвамы. Каркас состоял из длинных шестов. Его покрывали шкурами или березовой корой. А к зиме аил углубляли в землю для тепла. В центре такого жилища находился очаг, где готовили еду. Им и согревали общую комнату. Пол оставлялся земляным. Свет в такой дом попадал через вход и дымоход.
В ХIX веке, с приходом православных миссионеров, кумандинцы начали строить рубленые избы-пятистенки, отапливаемые русской печкой. Вход в такой дом делался с севера, а все окна смотрели на юг.
Сегодня кумандинцы преимущественно живут в современных домах. Но традиции сохраняются и сегодня. Например, услышав гром, кумандинцы разводят огонь и бросают в него кусочки хлеба – кормят духов огня.
В старину кумандинские женщины занимались ткачеством – они сами делали ткани и шили из них одежду, украшая типичным геометрическим орнаментом. Одеяния кумандинцев были глухие, то есть без застежек, что свойственно земледельческим племенам. Распашную одежду носили животноводы-кочевники.
Кумандинцы поклоняются месту, в котором живут, почитают свою родину. До начала ХХ века они были шаманистами. Позже среди кумандинцев начал распространяться бурханизм – "белая" вера в противоположность "черной" шаманистской религии.
Кроме этого, в XIX – начале ХХ веков благодаря активной работе христианских миссионеров среди кумандинцев распространялось и укоренилось православие.
Кумандинская интеллигенция обеспокоена угрозой исчезновения своего этноса. Кумандинцы пытаются сохранять культуру предков: проводят конференции, экскурсии по местам традиционного расселения народа, передают в этнографические музеи сохранившиеся в семьях предметы материальной культуры, организуют праздники с традиционными играми, ритуалами, угощая гостей национальными блюдами.
Многим кузбассовцам известны названия сел – Беково, Челухоево, Новобачаты, а также деревень Верховская, Шанда. Именно здесь, в западных районах Кемеровской области, компактно проживают современные телеуты. Большая часть, около 40% – в Беловском муниципальном округе, остальные в Гурьевском и Новокузнецком муниципальных округах. После кумандинцев они следующий по численности коренной этнос Кузбасса, к сожалению, также быстро сокращающийся.
Так, в 2002 году в нашем регионе проживало 2 534 телеута (1 044 – городское население, 1 490 – сельское). А уже в 2023 году Кемеровостат фиксировал 2 060 представителей телеутского народа в Кузбассе (829 жили в городах, 1 231 в сельской местности).
Телеуты – тюркский коренной малочисленный народ России. Историю они ведут от древнего племени хуннов. Исследователи отмечают их связь с древними монголами, что отражается в телеутском языке.
За характерную внешность их прозвали "белыми калмыками". Раньше телеуты занимались животноводством и вели кочевой образ жизни. Сейчас это оседлый народ.
Традиционное жилище телеутов – юрта, разделенная на женскую и мужскую половины. Детскую колыбельку подвешивали на лук – символизирующий богиню, покровительницу малышей, охраняющую их сон с луком и стрелами в руках.
В центре юрты – стол. Глава семьи сидит за ним лицом ко входу, чтобы видеть, кто переступает порог дома. По правую и левую руку хозяина рассаживаются самые важные, почетные гости.
В настоящее время большинство телеутов исповедуют православное христианство, но все же сохраняют традиционные верования, поклоняясь духам гор, огня, ветра. Верования телеутов объединяют в себе шаманизм и язычество. Все духовные традиции, включая православие, мирно уживаются в их культуре и не противоречат друг другу. Люди могут ходить в христианский храм, искренне верить в бога, при этом не забывая своих корней.
Важнейший элемент телеутских ритуалов – традиционный танец, сочетающий в себе обрядовость и игры. Нередко движения в нем имеют символический смысл. Например, плавное перемещение по кругу означает движение солнца по небосводу. Кроме этого, в традиции телеутов принято считать, что каждый музыкальный инструмент – живой, обладающий душой предмет.
В культуре телеутов большое значение имеют защитные обереги. Их часто делают из бересты.
Традиционный телеутский костюм имеет много элементов, каждый из которых что-то да значит. Например, по поясу, который называется кур, можно составить представление о материальном благосостоянии человека. Чем он шире, тем богаче телеут. Узор пояса обычно линейный, то есть в продольную полоску.
Кроме этого, состоятельные телеуты шили себе халаты, покрытые шелком. Мужские и женские головные уборы схожи: выступающие части отвернутых полей символизируют горы. Сегодня телеуты надевают традиционные костюмы только на важные мероприятия и национальные праздники.
Телеутский язык очень древний. Исследователи относят его к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи, как отдельный язык, или, по другой классификации, считают его диалектом южно-алтайского языка.
Как официальный телеутский язык был зарегистрирован только в советское время. Сейчас им владеет около 30% телеутского народа. Его используют в основном дома. В общественных местах практически не услышишь. Телеутский язык сохранился до наших дней в тех семьях, где еще живо старшее поколение, кому сейчас за 80 лет. Они и передают его своим детям, внукам и правнукам.
Общественники стараются сохранять исконный телеутский язык: пишут на нем книги, издают учебники.
Телеуты имеют и необычную традиционную кухню. Ее основа – мясо-молочные продукты. Интересно, что телеуты по сей день употребляют в пищу имуранок – горных сусликов. Мужчины охотятся на них, освежевывают (снимают шкурки), а женщины готовят.
В древности телеуты практиковали обряд воздушного погребения. Они подвешивали усопшего на дерево, считая, что таким образом предают тело человека воздуху, свету, дереву. Так называемые "висячие гробы" до сих пор можно встретить в Китае и Юго-Восточной Азии, а также в качестве реконструкций в этнографических музеях. Современные телеуты хоронят своих близких на обычных кладбищах.
Еще один коренной малочисленный этнос Кемеровской области – шорцы. Первые упоминания о них встречаются в летописях XVII века. По одной из версий, шорцы дали название Кузнецкой земле. Дело в том, что они добывали и плавили руду, то есть были кузнецами.
По данным Кемеровостата, в 2002 году в Кузбассе проживало 11 554 шорца (городское население – 8 545 человек, сельские жители 3 009 человек). В 2023 году шорцев в нашем регионе оставалось 8 324 (в городах проживало 6 310, в деревнях и селах – 2 014 человек). И число их продолжает быстро сокращаться.
Наибольшее число шорцев сосредоточено на юге Кемеровской области: в Таштагольском муниципальном районе – здесь проживает 42,2% всех кузбасских шорцев, Междуреченском, Мысковском и Новокузнецком городских округах.
Являясь коренным малочисленным народом России, шорцы вместе с тем входят в число десяти наиболее многочисленных национальностей Кемеровской области.
Вместе с народом в прошлое уходит и богатая традициями самобытная культура шорского народа. А самое главное, исчезает язык. По данным Кемеровостата, в 2010 году только 20% шорцев владели языком своих предков, в то время как в 1970 году их было более 80%. Шорский язык дошел до наших дней практически без изменений и в 2010 году был занесен в "Красную книгу языков" как исчезающий. Несложно предположить, что ждет шорский язык в скором времени, если не прикладывать усилий к его сохранению и распространению в России и Кузбассе.
Шорский язык достаточно сложный. От русского его отличает большее количество времен. Не только настоящее, прошедшее и будущее, но еще и скоро наступившее, недавно прошедшее и другие. Шорцам важно передать происходящее точно. Совершилось действие только что или, например, три дня назад. Этим и объясняется наличие большого количество времен в грамматике шорского языка. Шорцы чтят природу и в своих текстах пишут название стихий Земля, Ветер, Огонь и т. п. с большой буквы, как имена собственные.
Шорцы – единственный тюркоязычный некочевой народ. Традиционно они занимались собирательством, охотой, рыбалкой. Шорцы и сегодня активно занимаются рыбной ловлей. Так можно не только приятно провести время, но и прокормить семью.
Как и телеуты, шорцы жили в круглых традиционных домах – аилах. Позже в рубленых избах.
Раньше телеутов формально причисляли к православным христианам. В реальности у них сохранялись тенгрианство (культ неба) и шаманизм. Согласно традиционным представлениям шорцев, весь мир разделен на три сферы: "землю Ульгеня", землю, где живут люди, и "землю злых духов" – подземный мир брата Ульгеня – Эрлика.
Традиционная одежда шорцев – рубаха с воротником-стойкой и манжетами, а также брюки. Обычно женский головной убор был расшит богаче и разнообразнее, чем мужской. Вышивкой украшали воротники одежды – узоры на них служили оберегом.
Кухня шорцев разнообразная и сытная. Популярное национальное блюдо – пельмены. По форме они отличаются от русских и скорее напоминают вареники. Кроме этого, на шорском столе можно встретить жареную рыбу, пирожки с картошкой и кузук-агаш, что в переводе означает жареное дерево, это попросту кедровые орешки. А еще десерт – толкан из пережаренного и измельченного ячменя, меда и молока.
Ежегодное празднование Международного дня коренных народов мира – хороший повод вспомнить о том, какие интересные люди, культуры и традиции окружают нас, больше узнать о них и рассказать об этом близким. Только так мы сможем сохранить малочисленные этносы и сделать их вдохновляющей частью повседневной жизни, в то же время не забывая, насколько плотно переплетены истории наших народов.