Ватными игрушками новогодние елки наряжали наши бабушки и прабабушки. В середине 1930-х годов, в отличие от дорогих стеклянных шаров, это был доступный массовому покупателю, красивый праздничный декор. Сегодня, сто лет спустя, мастера сохраняют традицию изготовления ватных игрушек. Одна из них – кемеровчанка Елена Герике. Уже восемь лет она создает уникальные елочные украшения, самостоятельно освоив технику ватной игрушки. О том, как рождаются ее забавные персонажи, Елена рассказала журналисту VSE42.Ru. Подробности в нашем материале.
Как многие советские девочки, Елена Герике любила возиться с куклами и мягкими игрушками, а еще обожала что-нибудь мастерить, шить, рукодельничать. Но в детстве она не могла себе представить, что когда-нибудь игрушки станут ее профессией.
– Когда я училась в художественном училище, во время зимних каникул мы ездили на практику в Москву и Санкт-Петербург. В одну из таких поездок мы попали на выставку игрушек. Это были потрясающие высокие фигуры из разнообразных материалов. Нас настолько поразила экспозиция, что все девчонки из нашей группы начали что-нибудь мастерить. Кто-то стал шить плюшевых медведей, кто-то подушки интерьерные или что-то еще, – вспоминает Елена.
Студенческая практика подарила нашей героине яркое эмоциональное знакомство с кукольным миром. Так получилось, что позже первым местом работы Елены стала бутафорская мастерская Театра кукол Кузбасса им. А. Гайдара. Именно здесь по эскизам художников изготавливают кукол для сказочных детских спектаклей. В мастерской Елена вместе со своими коллегами делала кукол-марионеток, перчаточных кукол, принимала участие в создании декораций. Кукольный театр стал важным этапом на ее пути к самостоятельной творческой работе.
– Атмосфера кукольного театра была мне близка, здесь я чувствовала себя комфортно. Мне очень нравилось в театре, – делится Елена.
Но однажды подруга похвасталась Елене чудесной покупкой – игрушечным зайцем в смешных красных штанишках в горошек.
– Этот заяц был такой необычный, такой милый! Я была от него в восторге, и мне захотелось создать что-то подобное. Я начала пробовать. Сначала сделала текстильную куклу, потом шила медведей. Что-то дарила, что-то оставалось у меня, – делится героиня.
А потом пришло время тех самых елочных игрушек из ваты. Похожими наряжали праздничную хвою дети в начале ХХ века.
Технология создания игрушек из ваты стала широко применяться в России в начале XX века. Она была несложной, материалы стоили дешево, а результат получался отличным. Рождественские елки, увешанные ватными игрушками, радовали детей и взрослых. В Советской России ватные фигурки приобрели популярность, потому что игрушки из стекла, которые производились стеклодувами Европы, были очень дорогими, да к тому же хрупкими.
В то же время, в отличие от картонных украшений, которые тоже широко использовались в рождественском убранстве елок, ватные не горели – их пропитывали специальным огнеупорным раствором, и пламя восковых рождественских свечей им было не страшно.
В 1929 году советская власть рождественские елки запретила, признав праздник Рождества и все, что с ним связано, буржуазным, а значит, вредным.
Но в 1935 году елку неожиданно реабилитировали. С этого момента она стала непременным атрибутом главного зимнего праздника, но уже не Рождества, а Нового года. Вот тут и начался новый расцвет ватной елочной игрушки.
Ее производством занимались артели и небольшие фабрики. Игрушки делали вручную. В Москве их изготавливали артели "Художественная игрушка", "Все для ребенка", артель им. Шаумяна. В Ленинграде – фабрика "Гигровата". Дедов Морозов и Снегурочек, которых было модно ставить под елку, изготавливала киевская фабрика. Ее изделия до сих очень ценятся среди коллекционеров.
Изготовление ватной игрушки массово механизировать не смогли. Со временем автоматически научились наматывать только фигурки округлой формы. Так производили ватные овощи и фрукты.
Изготовить человеческие фигурки, и уж тем более мелкие детали, на станке было невозможно. И самые красивые, сложные игрушки художники делали вручную, вкладывая в каждую из них душу. В результате абсолютно все фигурки получались уникальными.
В Советской России существовали специальные комиссии, которые утверждали тематику изделий, материалы, из которых они изготавливались (анилиновые краски, крахмальный клейстер и вата), контролировали качество игрушек.
Позже коллекционеры составили целые энциклопедии ватных игрушек, выпускавшихся в России и СССР. Они бережно собрали в этих изданиях сохранившуюся по сей день продукцию всех известных артелей.
Но вернемся к Елене Герике – современному мастеру-художнику ватной елочной игрушки.
Так сложилось, что в семье Елены елочных украшений из ваты не было, возможно, они просто не сохранились. Ведь пик популярности таких игрушек пришелся, как мы говорили, на 1930-е годы. Конечно, они производились и позже. Но слишком много времени утекло с тех пор, и не в каждом доме спустя несколько десятилетий остались ватные украшения.
– В детстве ватных игрушек у меня не было. Но меня всегда привлекали старинные открытки, журналы. Я покупала книги с рождественскими коллекциями винтажных открыток, где были собраны отечественные, но преимущественно европейские экземпляры Викторианской эпохи (с 1837 по 1901 гг. – прим. ред.). Мне нравилось рассматривать, как на них изображались детки, во что они одеты, что их окружает. Так у меня возникло желание уже не шить фигурки, а лепить их, уделяя внимание деталям. Нужно сказать, что к лепке душа у меня всегда лежала, – говорит художница.
И снова счастливый случай пришел ей на помощь. В Кемерове должен был состояться фестиваль, на котором можно было представить работы художественно-прикладного творчества. И Елена решила попробовать свои силы.
– К этому фестивалю я сделала композицию "Маленький принц", где впервые применила технологию ватной лепки. Когда я работала над этими игрушками, то думала: "Ну насколько же это трудоемко, тяжело: клейстер прилипает, вата не ложится так гладко, как хотелось бы". В итоге я сделала композицию "Маленький принц" по Экзюпери и по Хемингуэю куклу "Старик и море", – рассказывает Елена.
И хоть в тот момент она не была полностью довольна результатом, но именно тогда открыла для себя ватную игрушку.
Затем Елену пригласили поучаствовать в фестивале художественно-прикладного искусства в Великобритании.
– Я решила сделать композицию на тему Масленицы. Там было все: и самовары, и Петрушки, и другие атрибуты этого праздника. Отправила ее на выставку, и она вошла в ее каталог. "Масленица" у меня уже получилась хорошо, я была довольна и решила развиваться, усовершенствовать мастерство в ватной игрушке, – рассказывает Елена.
Кроме этого, мастер дважды участвовала в международном фестивале "Лунный кот", который проходит в Испании.
Создание даже небольшой ватной куколки, по словам Елены, процесс весьма непростой и трудоемкий.
Для изготовления игрушки нужна "правильная" вата – хорошая, качественная. Если купить бросовую, она будет неровно ложиться, а это принципиально важно. Ведь, как объясняет Елена, игрушка лепится слой за слоем. Вата должна ложиться очень аккуратно, образовывать складочки только там, где это нужно.
– После того, как я слепила игрушку, она должна просохнуть. Для этого необходимы особые условия. Если ты пересушишь игрушку, ее можно испортить. Лучшее время для сушки – зима. В этот период фигурки высыхают наиболее равномерно. Сохнуть изделие может два–три дня. Затем я перехожу к росписи. Начинаю с лица, потом одежда, аксессуары. То есть от начала и до финала создания игрушки уходит дня четыре, а если она сложная, то может потребоваться больше времени, – объясняет Елена.
Мы говорили непосредственно о технологии, а ведь еще нужно придумать самого персонажа, наделить его характером, личной историей.
– Я рисую эскизы на бумаге, фиксирую в них идеи. У меня их целый ящик. Потом, спустя время, пересматриваю, беру в работу. И постоянно делаю новые зарисовки. То есть создание игрушек превратилось для меня в постоянный процесс, это часть жизни, – делится Елена Герике.
Ни одна ее игрушка не повторяется. Даже несмотря на то, что некоторых персонажей Елена делает из года в год, они все равно удивительным образом получаются разными.
– Есть популярные темы, которые меня постоянно просят повторить. Например, Борька с бубликом или Маруська с зайцем. У Маруськи, кстати, есть прототип – кемеровская активистка, скрипачка Ольга Васильева. Она вдохновила меня на создание этой игрушки. Я одела ее в шубку, посадила Маруську на санки, дала в ручки эскимо. И сколько лет уже прошло, но каждый год повторяю Маруську и Борьку, – говорит художница.
А еще у Елены есть отдельная серия игрушек – русские писатели: Александр Пушкин, Антон Чехов, Лев Толстой, Федор Достоевский, Михаил Лермонтов, Анна Ахматова.
Один из ее любимых писателей – Михаил Зощенко. Поэтому Елена запечатлела в ватных игрушках персонажей его детских рассказов – мальчика Миньку и девочку Лелю.
Идея сделать из ваты писателей пришла Елене, как она рассказала, совершенно спонтанно.
– Я люблю Чехова, Пушкина, Зощенко. Мы росли на этих авторах. И я до сих пор перечитываю их произведения. В прошлом году я была в Санкт-Петербурге и пошла в музей-квартиру Пушкина. Мне нужно было насытиться атмосферой. Была и в квартире Достоевского. И буквально поменяла о нем мнение. Оказалось – это теплое, уютное место. Вещи же говорят о своем хозяине. Вдохновилась музеями Ахматовой, Зощенко, – делится Елена.
Сказки – это тоже важная тема в творчестве Елены Герике. Так, серия ее работ посвящена Щелкунчику – любимому новогоднему персонажу многих поколений.
– Мне захотелось собственного Щелкунчика сделать, чтобы можно было его подержать в руках. Я не могла обойти его стороной. Есть у меня и игрушки из серии "Алиса в стране чудес". Очень люблю Шерлока Холмса, поэтому слепила персонажей и этих книг, – рассказывает художница.
Конечно, изначально ватные игрушки задумывались в качестве украшения для елки. Но постепенно они перешли под новогоднее дерево. Так Елена начала создавать лыжников, Снегурочек и Дедов Морозов, которых можно поставить на пол возле елочки.
Как любому профессионалу, Елене хочется расширять свои границы – повышать уровень мастерства, усложнять технологию. Например, делать подвижные игрушки. И это ее план на ближайшее будущее.
Игрушки живут у Елены на стеллажах и в буфете за стеклом. Здесь и куклы, созданные ею самой, и работы других авторов. Елена воплотила мечту многих детей, которые, читая книгу Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король", хотели хотя бы одним глазком заглянуть в стеклянный шкаф главной героини этой волшебной сказки, где жили игрушки, созданные мастером-кудесником дядюшкой Дроссельмейером. Наша героиня сама наполнила полки буфета чудесными персонажами.
И если кемеровчанка Елена Герике сделала, казалось бы, невозможное – воплотила в реальность сказку, значит, и вы сможете реализовать все свои желания. Особенно если хорошенько помечтать в новогоднюю ночь.
Еще больше новогоднего волшебства вы найдете в нашем материале: "Ожившие игрушки: новогодние чудеса Кемерова".