В связи с проведением специальной военной операции на Украине, начавшейся 24 февраля, Россия попала не только под экономические, но и, если можно так выразиться, культурные санкции. Сотрудничество с нами прекратили мировые лидеры кинопроизводства: Walt Disney, Warner Bros, Sony Pictures, Paramount, Universal. По этой причине россияне уже не увидели долгожданных "Бэтмэна" и "Морбиуса". С какими еще проблемами столкнулись кемеровские кинотеатры, что отныне будут показывать кузбасским зрителям и подорожают ли билеты в кино, выяснял журналист VSE42.Ru.
Массовое зрелищное кино – одна из немногих форм культурного досуга, которая пользуется популярностью у россиян и в частности кузбассовцев. До последнего времени кино было доступно многим благодаря относительно доступным по цене билетам. Но с началом санкций репертуар кинотеатров заметно поблек. Самый яркий недавний пример – "Бэтмэн" и "Морбиус". Премьеры этих американских фильмов были отменены.
– Часть кинотеатров может начать закрываться уже сейчас ˂…˃ и в перспективе, к лету, если не будет принято каких-то кардинальных мер, может закрыться до половины кинотеатров в России, – сообщил 25 марта "Интерфаксу" член Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев.
Эксперт в разговоре с нашими коллегами уточнил, что в кинотеатрах уже отмечается падение выручки и посещаемости.
Так, Ассоциация владельцев кинотеатров обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину, в Минкульт и в другие ведомства с просьбой выделить кинотеатрам 4,2 миллиарда рублей. По словам Романа Исаева, аналогичная "сумма выделялась для поддержки отрасли в конце 2020 года, когда кинотеатры долго стояли в локдауне".
– … Чтобы кинотеатры дожили до нового года, нужна помощь в 10 млрд суммарно, то есть 4,2 и еще дополнительно, тогда мы доживем до нового года, – сказал Исаев.
В Кемерове киноцентры пока не закрываются, однако начальник отдела кинопроката "Кузбасскино" Ирина Королева подтвердила слова Исаева. На вопрос журналиста VSE42.Ru "Упадет ли спрос на посещение кинозалов, если снизится количество иностранных кинокартин?" она ответила:
– Если честно говорить, то конечно упадет. Мы уже чувствуем это сейчас, по февралю и по марту. Как люди, мы понимаем, что и цены подросли, и материальный достаток падает, и людям, может быть, не до кино сейчас, – сказала Ирина Королева.
Специалист "Кузбасскино" также посетовала, что пока в России выходит мало проектов, которые бы затмевали продукты того же американского Warner Bros, имели бы аналогичный коммерческий успех, и которые бы ждала молодежь.
– Естественно понадобится какое-то время, для того чтобы наше общество привыкло поглощать российский контент. Даже если говорить об отечественных фильмах, пока выстреливают только блокбастеры: "Последний богатырь", "Движение вверх". Если будут такие фильмы всегда выходить, они будут успешны. Но проблема в том, что нам, "Кузбасскино", необходимо репертуар заполнять каждую неделю. А столько их (российских фильмов – прим. ред.) не выходит. Конечно, если бы каждую неделю выходили такие сильные фильмы, если бы их достаточно снималось, то и молодежь бы к этому привыкла. В Китае, например, у них ограничения на зарубежные фильмы, есть квота: только 30% зарубежного кино к ним могут завозить. У нас нет пока такой квоты. Я думаю, скоро будет, – поясняет сотрудник "Кузбасскино".
А вот что по этому поводу думает директор кинокомплекса Starmaх в Кемерове Татьяна Котелина:
– По снижению числа зрителей в феврале, марте сложно оценить. Тут смотря с чем сравнивать. У нас же два года была пандемия, были QR-коды. Тоже зрители ходили плохо. Все зависит от релизов. Сейчас каникулы в школах начались. На мультфильмы зрители идут. Спад есть, но он не резкий. Пока не могу сказать, что все плохо, – говорит Котелина.
Кузбасский кинообозреватель, соорганизатор фестиваля короткометражного кино и анимации "Видение" Алексей Левин более категоричен в своих оценках ситуации на отечественном кинорынке в связи с уходом крупных кинопроизводителей. Однако он видит в этом не только "минусы", но и некоторые "плюсы", правда, только для зрителей, а не для кинотеатров.
– Здесь, конечно, полярных мнений быть не может. Уход крупных иностранных компаний с российского рынка кино, безусловно, приведет к снижению количества зрителей в кинотеатрах. Ведь самый большой зрительский прирост обеспечивали именно фильмы студий-мейджоров (крупных киностудий – прим. ред.): блокбастеры и другие зрелищные ленты. Поэтому естественно, что в связи со сложившейся обстановкой посетителей в кинотеатрах станет меньше, – рассуждает Алексей Левин.
Левин уверен, что уход американских кассовых лент, безусловно, благотворно скажется на популяризации в России европейских лент. Однако, по его мнению, спасти российскую индустрию кинопроката они не смогут и вот почему:
– Как киноман, я думаю, что есть в этом какой-то даже плюс. Потому что те картины, которые в обычных условиях наши кинотеатры не брали в репертуар, сейчас, привлекут их внимание. Если кинотеатры будут лишены коммерческих хитов, они обратят внимание на авторские фильмы. Уже есть пример: недавно фильм Ксавье Джанноли "Утраченные иллюзии" появился в одном из кемеровских кинотеатров. Для человека, который любит хорошее кино, это здорово. Но необходимо понимать и другое. Зрители, узнав, что в местных кинотеатрах не выйдет блокбастер, о котором они много слышали, читали, который ждали, не пойдут на какой-то малознакомый фильм, пусть и победитель престижных фестивалей. То есть, так не работает. Зрелищные фильмы не заменяются авторским кино. Для каждого кинематографа есть свой зритель. Я допускаю, что возможно пойдет приток зрителей на фильмы среднего уровня, которые вроде бы мэйнстримные, сделаны в рамках популярных жанров (ромком, комедия, боевик), но которые в обычных условиях зрителей бы не добрали, поскольку это кино второго эшелона без высокого бюджета и ярких звезд. И вот сейчас может быть зрители, которые привыкли регулярно посещать кинотеатры, выберут это кино, – говорит Алексей Левин.
А вот иллюзий по поводу притока массового зрителя на сеансы элитарного авторского кино у Алексея нет.
– Конечно, хотелось бы, чтобы люди сказали: "Мы не будем смотреть нового "Бэтмена", а пойдем на "Брат во всем" (фильм российского режиссера Александра Золотухина, премьера которого в этом году состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля – прим. ред.) Но нет, к сожалению, такого не случится. То, что люди, привыкшие проводить время в кинотеатрах, в отсутствие зрелищных боевиков и фантастических саг пойдут на авторское кино, весьма сомнительно, – уверен эксперт.
И причина невостребованности у кузбасских зрителей авторского кино связана не только с его специфичностью: сюжетом, художественной эстетикой, эмоциональной наполненностью и т.д. По мнению Алексея Левина, в массе своей зрители привыкли ходить на те фильмы, о которых хоть что-то слышали.
– У кузбасских кинотеатров довольно иждивенческая позиция. Они не рекламировали никакие коммерческие хиты, потому что в этом не было необходимости. Промо популярным фильмам делали все, начиная с радио и телевидения, и заканчивая интернетом и журналами. Авторское фестивальное кино не рекламирует никто, кроме дистрибьютора (компания, которая закупает у зарубежных студий фильмы и прокатывает их в России – прим. ред), у которого обычно нет финансовых возможностей для проведения большой рекламной компании. Наши кинотеатры как ничего не рекламировали, так ничего и не рекламируют. Например, я совершенно случайно узнал, что в кемеровском кинотеатре идут "Утраченные иллюзии" – фильм, который в этом году получил премию "Сезар", который стал одним из французских авторских хитов 2021 года. Вы видели где-нибудь рекламу этого фильма в Кемерове? Нет. Потому что кинотеатрам это не надо. Они зарабатывали деньги на том, что кто-то за них рекламировал большие коммерческие проекты. Так что сейчас местные кинотеатры будут показывать то, что они могут. И сколько они будут на этом собирать, столько и будут, – объясняет кинообозреватель.
Директор кинокомплекса Starmaх в Кемерове Татьяна Котелина полностью подтверждает доводы Левина о том, что прокатчики не тратят средства на рекламу малобюджетных, камерных картин, которые не привлекают массового зрителя в кинотеатры.
– Пока сложно что-то сказать, мы не понимаем, как быть. Теперь американские фильмы в принципе не выводят в прокат в России. Есть некоторые иностранного производства, которые продолжают с нами работу, но они не очень крупные. Они не тратят много средств на рекламу. У них нет на это денег. Ну и фильмы у них малобюджетные, которые собирают меньше зрителей ˂…˃ Тут еще в чем проблема. В Кемерове нет большезальных кинотеатров. Поэтому у нас репертуар в основном состоял из главных хитов. Нам было важно их уместить в расписание: в соответствии с требованиями дистрибьюторов поставить нужное количество сеансов в день. До всей этой ситуации, до ухода крупных компаний с рынка, у нас не было проблем с наполнением репертуара. Поэтому не получалось делать разнообразный репертуар. А теперь мы столкнулись с ситуацией, когда для того, чтобы заполнить расписание, мы берем вот эти фильмы – конкурсные, корейские, японские. То есть те, на которые ходит не основная масса зрителей. У нас Кемерово не очень привык к этим фильмам. У нас любят блокбастеры. Мы работаем на прибыль. А крутить авторское, конкурсное кино для десяти зрителей нам не выгодно, – рассказывает Котелина.
Так что же будут показывать кинотеатры, если конкурсные фильмы наш народ не любит, а единственный источник дохода киноцентров – деньги, вырученные за билеты?
– Я думаю, что какой-то эффект замещения будет. Был период, когда индийское кино в СССР было очень популярно. Это был настоящий бум индийского кинематографа, который потом заместился голливудскими фильмами. Но важно понимать, что в тот момент, когда у нас были популярны индийские фильмы, голливудских в Советский Союз еще не завозили. А сейчас зритель уже знает, что такое хорошее голливудское кино со спецэффектами. И он может этот фильм со спецэффектами скачать на торренте или посмотреть на какой-нибудь платформе бесплатно. Поэтому, кому сейчас интересен индийский кинематограф? Скорее всего, только тем, кто был его фанатом раньше. Но мы же понимаем, что это лишь маленькая часть кинолюбителей, – считает Алексей Левин.
Как человек, хорошо разбирающийся в кино, наш эксперт дает высокую оценку азиатскому кинематографу и возлагает на него большие надежды в качестве альтернативы голливудскому, и все же, как выясняется, праздновать победу рано.
– Азиатское кино тоже очень сложное для нашего зрителя. Массовый зритель уже привык к определенному слою кинематографа. В основном это голливудское кино, французские комедии. Что касается азиатского и в частности корейского кинематографа, его в последнее время в российском прокате очень мало было. В Азии хорошая, мощная киноиндустрия – это Южная Корея, Китай, Япония, неплохие фильмы делает Тайланд. Я даже буду рад, если это кино придет в Россию, и мы сможем видеть его в наших кинотеатрах. Но надо понимать, что для того, чтобы зритель распробовал азиатское кино на вкус, чтобы понял его прелесть, нужно время. И если у нас ничего не наладится, и мы будем лишены голливудской продукции, может быть, года через два-три зритель привыкнет к тому, что в кинотеатрах идут азиатские фильмы. Еще раз скажу, что азиатские фильмы высокопрофессиональные. И поэтому есть вероятность, что зрители на них рано или поздно пойдут. Не сразу, но пойдут, – считает Левин.
При этом наш собеседник достаточно пессимистично относится к возможности возвращения голливудских фильмов в российские кинотеатры.
– С одной стороны в допандемийный период российские кинотеатры вышли на третье место по мировым кассовым сборам. И это было высокое место. Действительно, в России эти студии зарабатывали много денег. Но в последние годы рынок именно проката в целом для них существенно сократился. Сначала из-за пандемии, сейчас из-за политической ситуации. И в общем-то кинокомпании переживут, скорее всего, уход с рынка России довольно безболезненно, – считает Алексей Левин.
По его мнению, компании, выпускавшие высокобюджетные картины, привыкли зарабатывать другими способами. Два года пандемии в России тоже никакого проката практически не было.
– Иностранные компании же как-то выживали, выпускали большие коммерческие хиты. Просто для этого появились другие выходы. Тот же самый Netflix и другие стриминговые площадки, на которые сейчас можно продать свою картину. Это новые рынки, которые они осваивают, – считает Левин.
С другой стороны, возвращаясь на российский рынок, уверен наш собеседник, крупные кинокомпании могут опасаться получить репутационный ущерб.
Не будем сбрасывать со счетов и российскую киноиндустрию и попытаемся более детально рассмотреть ее потенциал на поприще импортозамещения. Интересно, в частности, спрогнозировать, начнет ли в России производиться больше фильмов по сравнению с предыдущими годами, возможно ли это теперь, и как на качестве отечественного кино отразится текущая экономическая и политическая ситуация? Вот что об этом говорит Алексей Левин:
– Безусловно, в ближайшие год-два, пока в стране еще есть какие-то финансы, российские фильмы будут выходить. Но если политический кризис никак не будет разрешаться, новых картин не будет. Не будет денег на фильмы, за исключением работ патриотического плана. Не исключено, что мы вернем в период малокартинья 1930-х годов, когда в СССР за год выходило восемь-девять картин, и все они прославляли товарища Сталина. По моему личному мнению, в ближайшие год-два произойдет резкий рост производства российских картин. Но нужно учитывать, что все наши блокбастеры, в том числе те, которые выстреливали в последнее время в российском прокате, как например, "Последний богатырь", были сделаны при участии иностранных мейджоров. Сейчас мы остались один на один со своим кинематографом. И я думаю, что, скорее всего, качественного продукта станет гораздо меньше. Не исключено, что в год один-два российских хита будут выстреливать и собирать большое количество денег. Но таких картин будет немного. Не будет и замещения по уровню, потому что не будет возможности делать высококачественные дорогие картины со спецэффектами. И я думаю, что, скорее всего, к сожалению, не будет замещения и по кассовым сборам, – считает кинообозреватель.
Отвечая на вопрос о вероятности снижения качества российского кино, Алексей надеется, что опорой отечественного кинематографа в условиях санкций станут талантливые режиссеры мейнстримного кино. К ним эксперт, к примеру, относит создателя нашумевших "Текста" и "Холопа" Клима Шипенко.
– У нас остались талантливые режиссеры даже менйстримного кино, которые будут производить качественный массовый продукт. И возможно такие фильмы будут выстреливать. Поэтому я уверен, что на десять условных "крымских мостов" мы все-таки будем получать одного "холопа", – говорит Левин.
Представитель Starmaх считает, что сегодня российским кинематографистам представилась возможность в полной мере проявить свой талант и профессионализм.
– Отечественные создатели кино всегда жаловались, что их Голливудом давят. Они старались ставить премьеры в такие даты, чтобы не пересекаться с выходом в прокат крупных западных фильмов-соперников. Было очевидно, что люди предпочтут голливудский проект. Конечно, есть российские фильмы, которые собирают. И сейчас российским кинопроизводителям представилась возможность показать себя, – рассказывает Татьяна Котелина.
Интересно в контексте происходящего поговорить и об авторском российском кино. Есть ли, например, вероятность, что высокобюджетные массовые картины заменит интеллектуальное кино, сделанное, грубо говоря, "на коленке".
– Это идеальный мир, в котором хотелось бы оказаться, и где развитие получат те разделы киноиндустрии, которые будут стимулировать творческий рост кинематографа в России. Но я думаю, этого не произойдет, потому что здесь мы опять упираемся в политическую ситуацию. Контроль над кинематографом будет заметно усилен. А где сейчас режиссеры будут брать деньги? Остался только один вариант – министерство культуры. Если раньше были иностранные инвестиции, свободные площадки, на которые можно было привлекать продюсеров, меценаты, то сейчас, если кино будет производиться в России, оно должно быть полностью в рамках той стези, в которой мы развиваемся в текущий период. А учитывая такое ограничение, никакого профессионального роста киноискусства не может произойти априори. К сожалению, создавать авторское российское кино смогут только какие-нибудь кустари-режиссеры, способные снимать "на коленке" кино, на которое не надо много денег. За счет своего глубинного таланта или за счет какой-то яркой идеи может быть прорыв в этой сфере. Но этот прорыв, к сожалению, будет виден только на международных фестивалях. На российских фестивалях мы не сможем ничего такого увидеть, к сожалению. Все это творчество уйдет в подполье, в андеграунд. Это будет негласная деятельность, – считает Алексей Левин.
Представители кемеровских киноцентров, с которыми пообщался журналист VSE42.Ru, о повышении цен на билеты пока не говорят.
– Повышать цены пока не планируем, разговоров об этом нет. У нас и так не сильно низкие цены. Не могу сказать точно. У нас этот вопрос решает собственник. Но, по крайней мере, не планировали. Наоборот, мы продлеваем акции, – говорит Татьяна Котелина.
Алексей Левин придерживается другого мнения:
– Я думаю, что билеты подорожают. Кинотеатрам надо выживать. На ситуацию интересно будет посмотреть в перспективе. Пока сложно понять, что победит: попытка удержать зрителей, готовых ходить хотя бы на те фильмы, которые остались в прокате. Или желание увеличить выручку за счет повышения цены на билеты, что еще больше отпугнет зрителей. И, скорее всего, кинотеатры на повышении цен потеряют, потому что тогда к ним вообще никто не пойдет, – говорит эксперт.
Алексей Левин считает, что ситуация на отечественном кинорынке прояснится лету. Тогда станет понятно, какие иностранные компании остались в России. В мае стартует так называемый "блокбастерный" период, и мы увидим, какие коммерческие хиты вышли в зрительские топы. Так что в полной мере то, как себя будет чувствовать кинопрокат, сколько зрителей будет ходить в кино, насколько вырастут цены на билеты, мы поймем к июню. А до этого времени, как, впрочем, и после, будем смотреть то, что предлагают российские кинотеатры ну и, разумеется, интернет.