С этими персонажами мы подружились еще в детстве, думая, что они – плод фантазий выдумавших их писателей или сценаристов. Однако на самом деле каждый из них имеет вполне реальный прообраз, действительно живший на нашей планете.
В архивных записях Корнея Чуковского значится, что доктор Айболит – персонаж, написанный им с некоего доктора Цемаха Шабада, когда-то работавшего в Вильнюсе. Медик был приятелем писателя и даже дважды принимал последнего у себя в гостях. После первой поездки к нему советский автор писал, что более доброго человека ему не доводилось встречать в жизни. Шабад горел своим делом, а потому оказывал помощь не только за деньги, но и бесплатно, когда к нему обращались дети из малоимущих семей.
– Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей: "Ты хочешь, чтобы я тебе выписал рецепт? Нет, тебе поможет молоко, приходи ко мне каждое утро, и ты получишь два стакана молока, – такую заметку о докторе из Вильнюса сделал в своем журнале автор знаменитой детской сказки.
По словам Чуковского, он не раз становился свидетелем того, как к живому прообразу Айболита выстраивалась целая очередь. Кроме того, писал он и о том, что дети не только сами приходили к доктору за помощью, но и приносили своих больных зверей. Однажды к Шабаду притащили кошку, в языке которой торчал рыболовный крючок. Врач ловко вытащил его щипцами и обработал животному рану. Именно этот случай и подтолкнул Чуковского к тому, чтобы написать сказку о самом добром "ветеринаре"
Главный герой самого знаменитого стихотворения Самуила Маршака о "рассеянном с улицы Бассейной" – еще один персонаж, попавший на страницы стихотворного сборника прямо из реальной жизни. Речь идет об Иване Каблукове – известном академике советских времен. На его счету множество заслуг: почетное членство в Академии наук, создание школы физико-химической направленности, бесчисленные научные достижения.
Впрочем, несмотря на колоссальный ум, Иван Каблуков действительно был невероятно рассеян: в любую погоду он носил перчатку на левой руке, вместо "химия и физика" говорил "химика и физия", а об изменениях в расписании студентов оповещал примерно так: " Господа! Следующая лекция состоится не во вторницу, а в пятник!" К слову, самому Ивану Алексеевичу также довелось прочитать стихотворение Маршака. Еще на первых строчках он понял, в кого именно метил знаменитый писатель.
Лев Толстой также черпал вдохновение для своих произведений в реальной жизни, а потому в качестве прообраза для Анны Карениной выбрал фрейлину Марию Гартунг – дочь Александра Сергеевича Пушкина. Внешность именно этой девушки описана в обозначенном романе. Познакомиться с госпожой Гартунг Толстому довелось на одном из приемов в Туле: когда писателю сообщили, кем является стоявшая перед ним девушка, писатель воскликнул: "Теперь я понял, откуда у нее эти породистые завитки!". Тем не менее впоследствии, чтобы создать полноценный образ для своей героини, Толстой "дополнил" Марию Пушкину другими реальными персонажами, взяв щепотку характера от барышни Мари Ладыженской, а трагическую гибель – от Анны Степановны Пироговой – соседки писателя.
Главным прототипом образа Остапа Бендера для Ильфа и Петрова послужил известный любитель афер Осип Шор, провернувший свое первое дело еще в студенческие года. Ради того, чтобы избежать службы в армии, он подделал нужные бумаги и смог избежать призыва. По словам современников, Шор носил одежду лишь светлых тонов, всегда надевал капитанскую фуражку и всем знакомый шарф. Некоторое время он жил за счет консультаций, предоставляемых бандитам: оплатой служила доля награбленного. Впоследствии поступил на службу в уголовный розыск Одессы, где его весьма высоко ценили как специалиста.
Кстати, после выхода в свет романа "Двенадцать стульев" Шор требовал от Ильфа и Петрова деньги за то, что они, по сути, пересказали реальные истории из его жизни. Писатели заверили, что образ главного героя является собирательным, но тогда авантюрист потребовал от них хотя бы воскресить главного героя. Именно так и появилось продолжение романа, получившее название "Золотой теленок".
Алексей Толстой создал сказку про деревянного мальчика Буратино, опираясь на итальянсую историю о Пиноккио, однако использовал для своих героев реально существующие прообразы. Так, Карабасом-Барабасом в реальной жизни оказался знаменитый театральный режиссер Всеволод Мейерхольд, известный своим несносным характером. Современники этого жесткого деятеля искусства считали, что он относится к своим актерам, как к марионеткам.
Кстати, Мейерхольд обожал носить длинный шарф, укладывая его конец в карман, чтобы он не волочился по полу. То же самое в сказке проделывает и разбойник Барабас, только со своей длинной бородой. Был у него и помощник, носивший псевдоним Вольдемар. Толстой соединил его имя со словом "дурень" и включил в сказку еще одного персонажа – злодея Дуремара.
Каждый из персонажей этой статьи знаком нам с детских лет. Когда еще не было компьютеров, погружение в книгу и знакомство с ее героями было для нас самым большим удовольствием. Давайте вспомним, какие еще развлечения мы придумывали себе в те далекие времена.