Кузбасские депутаты подумывают о том, чтобы увеличить штрафы за купание в неположенных местах. Свою идею народные избранники объясняют исключительно благими намерениями: за последние пару недель на реках и озерах произошло несколько трагических случаев, унесших человеческие жизни. Так ли уж необходима эта мера и как в Кузбассе обстоят дела со штрафами за другие нарушения, которые у многих людей вызывают непонимание, разбирался корреспондент VSE42.Ru.
То ли из-за не самой жаркой погоды, то ли из-за коронавирусных ограничений в июне в Кузбассе обошлось без громких новостей об утонувших людях. Но после снятия запретов в начале июля такие сообщение, увы, появились. Только за первую неделю этого месяца вода унесла жизни шести человек. Пожалуй, самый резонансный случай произошел на Красном озере в Кемерове: здесь погибла семья с ребенком. Эта трагедия не оставила равнодушными многих людей. В том числе, видимо, и кузбасских депутатов. Правда, отреагировали на нее народные избранники по-своему.
– К сожалению, кроме коронавируса мы столкнулись с другой напастью, виной которой – человеческая безответственность. Погода стоит хорошая, и люди проводят выходные у воды. Но! Зачастую выбираются места, не предназначенные для купания! Как следствие, ежедневно в СМИ появляются новости об утонувших… Это недопустимо! Будем совместными усилиями пресекать! Посмотрим правовую базу. И если нужно будет увеличивать штрафы, то парламент Кузбасса примет соответствующее решение, – сообщалось в официальном релизе облсовета.
Но, как говорится, с этой инициативой депутатов не все так однозначно. Во-первых, победить проблему гибели кузбассовцев на воде народные избранники предлагают повышением штрафов. То есть мерами карательными. А не созидательными вроде открытия новых пляжей или мест отдыха у воды. Например, в Кемерове, жителям которого уже который год официально негде купаться. Но ведь легче людей запугать штрафами, чем создать для них нормальные условия. И заодно пополнить казну: согласно областному законодательству, сейчас штраф за купание в неположенном месте составляет от 500 до 3 000 рублей. То ли еще будет?
Во-вторых, как бы цинично это ни звучало, но в статистическом смысле погибло не так уж и много людей, чтобы принимать подобные меры. Как сообщили в региональном управлении МЧС, с начала лета в Кузбассе утонули 13 человек. Для сравнения: в прошлом году за аналогичный период погибли 18 человек. Парадокс получается: ситуация (в чистых цифрах) улучшается, а власти хотят увеличить штрафы.
В-третьих, сам факт наличия штрафов за купание в неположенных местах вызывает вопросы, если взглянуть на эту ситуацию под определенным углом. А именно: когда взрослый человек, отдающий отчет своим действиям, лезет купаться в воду – это его личное дело. Потому что он делает это на свой страх и риск, и в случае неудачи сам себя накажет, лишившись жизни. Конечно же, это не распространяется на детей, которым несущие за них ответственность родители должны объяснить, где можно плавать и где нельзя.
Говорить, что уже с завтрашнего дня купание в неположенных местах будет обходиться кузбассовцам дороже, пока не приходится. Прежде чем воплотиться в поправки в областном законодательстве, эта идея должна пройти через определенные процедуры. Что, в свою очередь, займет некоторое время. В отличие от негативной реакции людей, которая стремительно появилась в социальных сетях. Некоторые комментаторы в этой связи поминают недобрым словом и другой штраф, который можно получить за приятное времяпрепровождение. Речь идет об увеличенных наказаниях во время так называемого особого противопожарного режима, который в этом году длился с 15 апреля по 1 июня.
– По результатам особого противопожарного режима за правонарушения, связанные с разведением костров, выжиганием сухой травянистой растительности и нарушениями требований пожарной безопасности в лесах, должностными лицами МЧС России составлено 627 протоколов по ст. 20.4 КоАП РФ. 540 из них составлено на граждан, 60 – на должностных лиц, 27 – на юридических лиц. Возбуждено 327 административных расследований, из них 53 – на граждан, 122 – на должностных лиц, 152 – на юридических лиц. За время действия особого противопожарного режима вынесено более 500 штрафов на общую сумму 1 513 000 рублей, – сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Кемеровской области.
Безусловно, вспыхивающие почти каждый год лесные пожары являются серьезной проблемой. Но стремление во что бы то ни стало не допустить их превратилось в те самые благие намерения, которые приводят к незапланированному результату. А именно – попаданию под одну гребенку поджигателей леса и дачников, решивших приготовить шашлыки на своем огороженном забором участке. Кроме того, это открывает новые возможности свести счеты с соседями. Достаточно лишь дождаться подходящего момента и "настучать" на них кому и куда следует.
Впрочем, доносительство соседей на шашлычников можно объяснить не только корыстными целями. В конце концов, если процесс приготовления выйдет из-под контроля и возникнет пожар, в условиях плотной застройки огонь может переброситься и на их участок. Но, как бы то ни было, самый резонансный пожар на территории Кузбасса в этом году, который практически полностью уничтожил село Постниково, вспыхнул из-за пала травы. А не потому что кто-то решил приготовить шашлыки у себя во дворе.
По мере расползания коронавируса по миру не утихали споры о защитных масках. Не было единства мнений о том, кто их должен носить, где именно и как долго. Даже Всемирная организация здравоохранения меняла свои рекомендации на этот счет. Видимо, и это внесло свою лепту в то, что масочный режим соблюдают далеко не все люди.
В Кузбассе с 12 апреля действует режим повышенной готовности, который обязывает граждан носить маски в общественных местах, торговых центрах и магазинах, транспорте и на остановках. Нарушившим эти требования физическим лицам, то есть обычным людям, в соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП грозит штраф в размере от 1 000 до 30 000 рублей. Хотя можно отделаться легким испугом, то есть предупреждением.
Интересный факт: по данным юридической службы "Апология протеста", к началу июня в суды Кемеровской области поступило 3 498 дел по нарушению части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ. Для сравнения: в Москве их оказалось меньше – 2 898. А ведь столица столкнулась с коронавирусом раньше других городов России, заболевших там в разы больше и введенные в связи с этим ограничения жестче. Но протоколы на людей, видимо, в Кузбассе научились оформлять лучше.
Хотя с выявлением нарушителей масочного режима все выглядит не так однозначно. Практический каждый день появляются новости о том, что в одном только Кемерове без масок поймали 10, 20, 30 и так далее горожан. Возникает вопрос, почему именно столько? Ведь в столице Кузбасса проживают более полумиллиона человек. И даже если отбросить тех, кто реально соблюдает самоизоляцию и масочный режим, то все равно получится тысячи потенциальных нарушителей. Где их найти, прекрасно известно. Во-первых, это крупные магазины, лишь в некоторых из которых клиентов без масок не обслуживают, но в торговый зал допускают. Во-вторых, это общественный транспорт. Вы можете представить себе водителя маршрутки, который откажется везти пассажира без маски? Ему нужны деньги, чтобы выполнять план. И нет времени спорить, потому что нужно придерживаться графика. Как бы то ни было, внятных объяснений относительно небольшого количества ежедневно выявляемых нарушителей масочного режима ни от одного ведомства или уполномоченного органа так и не прозвучало.
В завершение хочется сказать пару слов о том, как суды применяют статью 20.6.1 КоАП на практике. Выбрав случайным образом административные дела, которые рассматривались в разных кемеровских судах, можно заметить закономерность. При абсолютно одинаковых нарушениях законодательства – человек стоял на автобусной остановке без маски, вину свою признал полностью – служители Фемиды в одних судах выносят предупреждения, а в других назначают штраф. Причем речь идет не о единичных случаях, а конвейере практически идентичных дел и решений по ним. Создается впечатление, что наказание зависит не от того, какое деяние ты совершил, а от того, "добрый" или "злой" судья тебе попадется.
Примечательно, что даже если судья решит, что предупреждением опасного преступника без маски не исправить, ему как правило назначают наказание в виде минимального штрафа. Величина которого составляет 1 000 рублей. Не такие уж большие деньги, чтобы подавать апелляцию или жаловаться в СМИ. Но вполне достаточно, что взыскать их с тысяч людей по всей стране и тем самым пополнить казну на миллионы рублей.