В преддверии дня победы мы вспоминаем подвиг наших соотечественников, отстоявших Советский Союз во времена Второй мировой войны. Они участвовали в кровопролитных битвах на поле брани, а также в конструкторских боях, многие из которых были выиграны благодаря знаменитой советской технике.
В начале войны Т-34 имел серьезное преимущество перед любым немецким танком в дистанции огневого боя и поражал орудия вражеской стороны на дальности до 1 000 метров, сам при этом оставаясь неуязвимым.
Вот как писал о нем один из лучших немецких асов-танкистов Отто Кариус в своей книге "Тигры в грязи":
"Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки "Т-34"! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка? "Т-34" с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас?"
Именно Т-34 в свое время заставил фашистов засомневаться в своем превосходстве, несмотря даже на то, что плохо подготовленные русские танкисты часто учились управлять им на ходу. Позднее появились орудия, сходные с этим танком по мощи, однако он навсегда вошел в историю "техники победы".
Штурмовики ИЛ-2 были достаточно тихоходными, хорошо забронированным и наводили на врага настоящий ужас. Правда, по словам прошедших войну пилотов, имели они и множество конструктивных недостатков. Так, чрезмерная задняя центровка корпуса приводила к недостаточной продольной устойчивости. Это, в свою очередь, серьезно уменьшало прицельность, а значит, и эффективность стрельбы по противнику.
Состав вооружения ИЛ-2, к сожалению, также не до конца обеспечивал эффективное поражение наземных целей. Не были штурмовики оснащены и надежным оборудованием для связи. Радиостанциями оснащались лишь командирские машины, и, если врагу удавалось их сбить, без связи с землей оставалось все звено. Тем не менее советские военные летчики, знавшие свои самолеты от и до, делали все, чтобы минимизировать их технические несовершенства. Воздушные отряды ИЛ-2 день за днем обрушивались на врага с неба и наносили ему непоправимый урон.
Для своего времени И-16 считался передовой и перспективной техникой. Накануне Второй мировой войны именно он являлся самым массовым истребителем советских ВВС. Пять военных округов, которым выпала доля первыми встретить иностранного захватчика, располагали 1 771 воздушной машиной этого типа.
Сконструирован И-16 как свободнонесущий самолет, крыло которого проходит через нижнюю половину фюзеляжа, с девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения, прикрепленным к стальной мотораме и убирающимися в крыло во время полета шасси. Остов самолета изготавливался из березы, а внутренний каркас – из сосны. Этот маневренный самолет, который пилоты нежно звали "ишачком", нуждающийся в исключительно короткой взлетно-посадочной дистанции, внес огромный вклад в победу СССР во Второй мировой войне.
Танк КВ-1 поступил на вооружение советской армии в 1939 году. Его масса составляла 47,5 тонн, что во много раз превышало максимальный вес существующих на тот момент немецких танков. Вооружалась машина пушкой 76-миллиметрового калибра.
С 1940 по 1942 годы на фронт поступили 2 769 танков КВ-1. До того момента, как в распоряжении фашистов появился "Тигр", врагу нечего было ему противопоставить. Немцы, пораженные тем, что их противотанковые пушки не могли пробить броню машины, дали КВ-1 прозвище "призрак" и долгое время предпочитали тактику уклонения от сражений с ним.
Легкие и маневренные крейсера типа "Киров" вступили в бой с врагом в 1940 – 1941 годах. Эти корабли могли развивать скорость в 35 и более узлов. Вооружен "Киров" был девятью 180-миллиметровыми орудиями Б-1-П, а также торпедами, минами и глубинными бомбами.
Почти всю войну орудийный огонь крейсера "Киров" поддерживал борьбу защитников Ленинграда. Он сумел пережить Великую Отечественную войну и продолжал служить на благо одержавшего победу Советского союза, выйдя из состава отечественного флота только в 1974 году.
Не считая "Малюток", "Щуки" стали самыми массовыми подлодками времен ВОВ. Их подводное водоизмещение составляло примерно 700 тонн. Корпус этих гигантских подлодок был оснащен шестью 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, а также 45-миллиметровыми пушками.
Несмотря на ряд недостатков конструкции, "Щуки" использовались для военных действий повсеместно благодаря дешевизне, маневренности и живучести. В ходе Второй мировой в бой против фашистов вышло порядка 44 "Щук", при этом 31 подводный корабль "погиб", унеся с собой равное количество вражеских судов.
Ровно за один день до начала войны орудийные запасы Красной армии пополнила боевая машина БМ-13, получившая впоследствии прозвище "Катюша". Именно это оружие стало одной из первых в мире систем залпового огня. Всю свою мощь артиллерийская красавица впервые продемонстрировала в 1941 году, когда батарея под командованием капитана И. Флерова уничтожила все немецкое боевое орудие близ железнодорожной станции города Орша.
"Катюшу" за высокую эффективность применения быстро полюбили солдаты, а за простоту производства – конструкторы. На фронте она применялась повсеместно и однозначно помогла Союзу приблизить день Великой Победы.
К счастью, времена, когда использовалась вся техника Победы, давно прошли. Мы благодарны, что нам не пришлось увидеть войну собственными глазами. Тем не менее сегодня нам также приходится сражаться с противником, захватившим буквально всю планету, – новейшим коронавирусом. Чтобы не сдаваться ему на милость и сохранить здоровье в это непростое время, предлагаем вам ознакомиться с мифами о коронавирусе, которым нельзя доверять.