Накануне соцсети пережили очередной день костров рябин и перевернутых календарей. Песня Михаила Шуфутинского штурмовала топы музыкальных чартов, а мемы с исполнителем заполонили новостную ленту. Не остались в стороне от этого и кузбассовцы, которым не впервой участвовать в различных флешмобах. Что в последние годы активно постили жители региона, вспоминал корреспондент VSE42.Ru.
Пожалуй, одним из самых важных и значимых флешмобов минувшего лета стала акция в поддержку журналиста "Медузы" Ивана Голунова. Напомним, в начале июня автора целого ряда разоблачительных расследований задержали по подозрению в сбыте наркотиков. С самого начала это дело выглядело сфабрикованным, а в поддержку корреспондента выступили тысячи человек. Причем среди них были не только коллеги Голунова по ремеслу, но и далекие от журналистики люди. Всех их объединило понимание того, что следующей жертвой полицейского произвола может стать абсолютно любой человек, вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания, профессии и места жительства. Родившийся в те дни лозунг "Я/Мы Иван Голунов" облетел социальные сети, а его появление на обложках сразу трех крупных печатных изданий стало апофеозом кампании в поддержку журналиста.
Посты в защиту Голунова появлялись в ленте и у кузбасских пользователей соцсетей. Многие пошли дальше и поставили плакаты в поддержку журналиста на аватарку. К немалому удивлению, среди них оказались даже те, кто ранее ничего кроме личных фотографий в своих аккаунтах не публиковал.
В итоге подобные проблески гражданского самосознания не прошли даром. С Голунова сняли все обвинения, а задержавших его полицейских отстранили от работы.
Еще один заметный флешмоб этого лета был посвящен проблеме домашнего насилия. Организаторы акции #янехотелаумирать обратили внимание общественности на страшную статистику Всемирной организации здравоохранения, согласно которой каждая третья состоящая в отношениях женщина подвергалась насилию со стороны партнера. В нашей стране ситуация осложняется принятым в 2017 году законом о декриминализации побоев в семье и, если верить просачивающимся во все те же соцсети жалобам, нерасторопной реакцией полиции на сигналы по этому поводу.
Для продвижения в соцсетях организаторы акции использовали шок-контент. А именно – фотографии загримированных блогеров. Среди опубликовавших кадры с синяками и ссадинами была уроженка Кузбасса Ольга Кравцова. Ее лицо, наверное, знакомо немногим землякам. В отличие от голоса – дело в том, что Ольга работает в студии, озвучивающей популярные сериалы. Публикация девушки собрала много лайков и репостов среди подписчиков, а некоторые из них пошли дальше и тоже опубликовали фотографии со "следами" побоев.
А в начале года сильный ажиотаж вызвала история Татьяны Кувшинниковой – барнаульской учительницы, которую фактически вынудили уволиться после появления в соцсетях ее фотографий в купальнике. Поборников морали и нравственности не смутило даже то, что кадры появились не в каком-нибудь мужском журнале соответствующей тематики, а в фотоотчете заплыва среди "моржей". Который, к тому же, был организован с подачи властей в поддержку Универсиады в Красноярске. А значит, никакой "перчинки" там не предполагалось по умолчанию.
Чтобы отстоять свое право на личную жизнь в социальных сетях и заступиться за коллегу, учителя по всей России стали выкладывать свои фотографии в купальниках или белье. Не прошли мимо и педагоги из Кузбасса. Поднять шум вокруг этой ситуации им однозначно удалось, а вот добиться желаемого эффекта – навряд ли. К работе в школе Кувшинникова уже не вернулась, а поддержавшие ее подобным образом учителя узнали о себе очень многое из комментариев к фотографиям от родителей учеников. Самые разгневанные, не подбирая выражений, обвинили педагогов в проституции и порекомендовали им начать карьеру в порноиндустрии. Правда, встречные вопросы о том, как они оберегают детей от созерцания женских тел в купальниках во время совместных походов на пляж, эти люди высочайших моральных устоев в большинстве своем оставили без ответа.
От флешмобов всероссийских перейдем к региональным, благо что они тоже были. Пожалуй, самым массовым из них стала акция в поддержку декана исторического факультета КемГУ Константина Юматова, лишившегося своей должности после "голого" посвящения первокурсников в сентябре 2016 года. В своих публикациях студенты и выпускники факультета делились яркими воспоминаниями о проведенных в вузе годах, сопроводив их хештегом #язаистфак. Учитывая тот факт, что исторический факультет является одним из старейших и массовых, получилась внушительная лента из фотографий разных времен. Несмотря на такую мощную поддержку, вернуть потерянную должность Юматову не удалось.
Более свежим примером консолидации кузбассовцев в соцсетях по какому-либо вопросу является флешмоб #оставьтевсекакесть. Его в декабре прошлого года запустили защитники кемеровского Соснового бора, несогласные с намерениями властей по развитию этой территории. Планы включали в себя установку огромной скульптуры святой Варвары. Противники этой идеи публиковали фотографии, сделанные в разные годы в Сосновом бору, тем самым призывая сохранить его в первозданном виде. А дальше власти то ли не захотели повторения ситуации в Екатеринбурге, то ли решили действовать не столь прямолинейно. Как бы то ни было, разговоры про статую утихли. Но защитники бора не расслабляются, потому что официальных заявлений об отказе от планов по его "развитию" не было.
Еще один всекузбасский флешмоб в социальных сетях связан с экологической ситуацией в регионе. Которая, мягко говоря, является не самой лучшей. Ярким тому подтверждением является черный снег, которые видели в своих городах жители многих городов и районов Кузбасса. И не только видели: фотографиями темных сугробов в соцсетях поделились немало людей. Тем самым они хотели привлечь внимание к этой проблеме. Остается надеяться, что власти региона уловили этот сигнал и приняли соответствующие меры. Помогут ли они, узнаем по цвету сугробов уже этой зимой. Которая, как часто говорилось в популярном сериале, уже близко.
P.S Стоит отметить, что в данную подборку не вошли многочисленные публикации в соцсетях, касаемые "Зимней вишни". Это связано с тем, что в первые дни после трагедии было немало спекуляций относительно ее причин и количества жертв, которые активно тиражировались пользователями.