Транспорт на кемеровских дорогах движется постоянно: хоть ранним утром, хоть глубокой ночью. Комфорт горожан во многом зависит от того, как будет организовано это движение. Причем как автомобилисты, так и пешеходы ждут перемен в этой сфере. И они не за горами: в Кемерове может появиться второй реверс и "зеленая волна". Что из себя представляют новинки и когда стоит ждать их появления, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Организация дорожного движения – жизненно важный вопрос для любого города, в том числе и Кемерова. И как бы ни старались власти, недовольные найдутся всегда. То дороги "узкие", то светофор "долгий", то полос "маловато".
Не является исключением и наш город. Когда строилась центральная его часть, мало кто предполагал, что со временем будет столько автомобилистов. Более того, относительно свободными дороги смотрятся даже на фото конца 1990 – начала 2000 годов.
– Тогда в городе было чуть больше 80 тысяч легковых автомобилей, а сегодня – уже более 220 тысяч. Количество автомобилей за это время выросло в 2,5 раза, а площадь дорог – менее чем на 20%. И вот эта разница делает наш город проблемным для проезда, – объяснил директор Центра организации дорожного движения Кемерова Владимир Вильчиков.
Перестраивать половину города ради расширения дорог – вариант заведомо утопический, поэтому специалисты пытаются увеличить пропускную способность другими способами. Например, выделяют полосу для общественного транспорта или дополнительные фазы на светофорах. Иногда находится место и кардинальным переменам вроде организации реверсивного движения, которое было запущено на Советском проспекте в 2015 году.
– Это позволило нам пропустить весь транспорт в утренний час пик с Ленинского и части Центрального района в сторону Заводского района. И так же вечером, но в обратном направлении. Получилось хорошо, и горожане стали предлагать ввести реверс в других местах, – рассказал Владимир Вильчиков.
Но просто скопировать это решение и применить его на других участках кемеровских дорог нельзя. Нужно, чтобы соотношение транспортных потоков в одну и другую сторону примерно совпадало с соотношением полос, в том числе с учетом выделенной. Говоря проще, по тому же Университетскому мосту утром в центр города едет в три раза больше транспорта, чем из центра – вот и получились три полосы туда и одна обратно. Расчеты показывают, что в большинстве предлагаемых для организации реверса мест такого соотношения нет.
– Среди них есть одно исключение, но там надо реконструировать саму проезжую часть. Это улица Автозаводская, от пересечения с трамвайными путями на Южном до Кузнецкого проспекта. Там можно было бы сделать три полосы, одна из которых была бы реверсивной. Но не хватает буквально полутора метров, нужно делать уширение. Возможность для этого есть, вопрос в финансировании. Со временем мы поставим это в свой план работы, – отметил Владимир Вильчиков.
Кстати, именно во время организации реверсивного движения на Советском проспекте в нашем городе впервые применили активные светодиодные дорожные знаки. Они информируют водителей о том, как организовано движение по полосам в данный момент времени. По мнению специалистов кемеровского ЦОДД, эта практика хорошо себя зарекомендовала и может быть применена на других перекрестках города. Например, на пересечении Кузнецкого и Советского проспектов. По факту, водители, двигающиеся в сторону Кузнецкого моста, поворачивают направо со второй полосы. И активные дорожные знаки могут закрепить подобную практику в определенные часы. Ждать этого новшества автомобилистам осталось недолго: конкурс на приобретение активных светофоров уже стартовал.
Специалисты постоянно вносят изменения в организацию дорожного движения в городе, просто не всегда это лежит на поверхности. Но даже в этом году произошли перемены, которые заметили и автомобилисты, и пешеходы. Например, появление диагональной "зебры" на пересечении Советского проспекта и улицы Кирова.
– Несколько лет этот перекресток стабильно был местом концентрации ДТП (МКД). Там происходили и столкновения автомобилей, и наезды на пешеходов. Мы приняли целый ряд мер: поменяли светофорные стойки, установили фотофиксацию, освободили подходы к перекрестку от паркующихся автомобилей, из-за которых люди выходили сразу под колеса транспорту. И вот для того, чтобы обезопасить пешеходов полностью, выделили для них целую фазу. Раз никто во время нее не едет, логично, что людям удобнее переходить не два раза, а один. Поэтому и сделали диагональный пешеходный переход, – объяснил Владимир Вильчиков.
По его словам, из-за этого пропускная способность на перекрестке снизилась. Но в этом случае главное – безопасность. Кроме того, на данном перекрестке, как и на большинстве других, применили фазу "красный всем". Во время нее запрещено движение и пешеходов, и автомобилей. Обусловлено это результатом анализов причин ДТП, которые показали, что от 70 до 80% аварий происходит именно в смену фаз.
– Один водитель думает, что успеет проскочить на последних секундах и выезжает на перекресток. А другой трогается уже на первой секунде зеленого сигнала. В этот момент они и бьются. Поэтому мы и сделали фазу "красный всем" продолжительностью от 2 до 5 секунд, в зависимости от размеров перекрестка для того, чтобы его успели покинуть те, кто начали движение в прошлой фазе, – рассказал Владимир Вильчиков.
Именно с попытками водителей проехать перекресток на последних секундах связана еще одна заметная перемена на кемеровских дорогах. Речь идет об отмене обратного отсчета для водителей, которая пришлась по душе далеко не всем из них. Причиной для такого решения стала опять-таки забота о безопасности.
– Почему мы это сделали? Потому что то, сколько будет гореть та или иная фаза, программируется контроллером. А обратный отсчет программируется уже не им. И его алгоритм заложен таким образом, что анализирует предыдущую фазу и выстраивает по ней следующую. Когда мы, в зависимости от ситуации, например, уменьшаем время, он смотрит по старой фазе и начинает отсчет по ней. В итоге получается ситуация, когда обратный отсчет еще не закончился и внезапно загорается другой сигнал, – пояснил Владимир Вильчиков.
Правда, как наверняка могли заметить бдительные кемеровчане, обратный отсчет для автомобилистов отключили не на всех перекрестках города. Это связано с техническими особенностями установленных там светофоров, которые не дают внести коррективы в их работу. Для решения этой проблемы специалисты ЦОДД уже обратились к производителям этих светофоров.
Еще один серьезный проект, который уже начали реализовывать в Кемерове – создание "зеленой волны". Название говорит само за себя: светофоры настраивают таким образом, чтобы в час пик, движущийся со скоростью потока в 50 км/ч автомобиль, вообще не встречал на своем пути красный свет.
– Первый участок, на котором мы это уже сделали – проспект Ленина от Мичурина до Кузнецкого. Я сам по пути на работу проехал этот участок за две минуты, на всех светофорах горел зеленый. Сейчас мы работаем над тем, чтобы сделать так же на Красноармейской от Мичурина до Кузнецкого, – рассказал Владимир Вильчиков.
Но для того, чтобы "зеленая волна" была как можно больше, светофоры нужно подключить к автоматизированной системе управления (АСУ) дорожным движением и установить на перекрестках камеры. Это позволит специалистам управлять ими из Центра и оперативно вносить коррективы, в зависимости от ситуации на дорогах. Например, продлевать фазы в загруженные часы. Сейчас к АСУ подключены 68 городских светофора и 34 перекрестка оборудованы камерами.
– Без программы АСУ "зеленая волна" работать не будет. Даже если мы каждый отдельный светофор выстроим по времени, оно собьется, как в часах. Понятно, что сначала "зеленая волна" будет на основных магистралях, а уже потом на примыкающих. Это длительная работа, которую нужно проделать, – подвел итог Владимир Вильчиков.