Самое трудное в бизнесе – это начать собственное дело. Помимо неизбежных оргпроблем всегда существует еще одна. Это нехватка оборотных средств. В этом случае приходят на помощь банки. Однако выстроить не просто разовые отношения с бизнесом, а комфортную и эффективно работающую систему – вот, пожалуй, задача современных российских банков. Подробности выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Можно много и нудно говорить о непростой экономической ситуации в Кемеровской области с сырьевой ориентированностью ее экономики, но всегда были и будут люди, которые готовы рисковать и добиваться успеха. Речь, разумеется, идет о предпринимателях. О том самом малом бизнесе, который во многом и является двигателем настоящей экономики, обеспечивая рабочие места и поступление налогов.
Но, как известно, чтобы начать практически любой бизнес, необходим стартовый капитал. А его чаще всего нет. Тогда предприниматель вынужден обращаться в банк за кредитом. Многих этот процесс пугает. Во-первых, как многие полагают, надо собрать большой пакет документов. Во-вторых, неизбежные проценты за пользование банковскими деньгами – это всегда пугает. И так далее, и тому подобное.
На самом деле ситуация взаимоотношений между, например, Сбербанком и так называемыми субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) в последнее время стала значительно меняться. И когда-то сложная система теперь становится максимально простой и ориентированной на интересы конкретных клиентов.
– Работа в сфере МСП – это высококонкурентная деятельность. В этом сегменте очень многое меняется буквально на глазах и чуть ли не каждый день. А, учитывая, что Сбербанк является крупнейшим розничным банком России, мы просто обязаны быть лидерами и в этой части банковской деятельности, – говорит управляющий Кемеровского отделения Сбербанка России Николай Шилов.
Впрочем, реальные результаты работы подтверждают слова Шилова. Так, например, только за первые шесть месяцев 2019 года даже на фоне "падающего угля" и, как следствие, неизбежного снижения экономической активности в регионе, МСП показал устойчивый рост интереса именно к Сбербанку.
Так, если сравнить количество открытых здесь субъектами МСП счетов, то разрыв между январем и июнем 2019 года будет впечатляющим: 626 и 1 025 соответственно. Или более чем полуторакратный рост. При этом такая динамика отмечается на фоне так называемой высокой базы, когда Сбербанк и без того занимает существенную долю на рынке МСП.
Еще один небезынтересный момент: больше половины новых счетов в Сбербанке открыли клиенты (субъекты МСП), пришедшие из других банков. Если точно, то 2 743 предпринимателя из 4 852 открытых счетов в целом за все шесть месяцев. Не стоит, наверное, анализировать, почему малый бизнес переходит из других банков в Сбербанк, хотя выводы напрашиваются сами собой.
Говоря о том, почему бизнес предпочитает работать со "сбером", стоит отметить такой факт. Банк предлагает своим клиентам не только конкретные продукты, но и формирует вокруг них некую экосреду, которая делает взаимодействие с финансовым институтом более комфортным и не отвлекает от основного – ведения бизнеса.
Для того, чтобы проиллюстрировать это утверждение достаточно коснуться только некоторых моментов в работе Сбербанка, в том числе относительно новых направлений деятельности. Но обо всем по порядку.
Итак, одно из первых обращений МСП в банк – это заявка на получение кредита. И это часто бывает главным камнем преткновения. Получить заемные деньги, не имея ни оборотки, ни основных фондов, ни истории работы на рынке бывает крайне сложно. В этом смысле, по словам Николая Шилова, в Сбербанке стараются найти индивидуальный подход к каждому потенциальному заемщику и реально оценить потенциальные риски. Если бизнес имеет шанс успешно "раскрутиться", то его шансы на получение традиционного кредита под относительно невысокие проценты резко возрастают.
Но даже, если на такой кредит рассчитывать не приходится, все равно выход есть. По крайней мере, для клиента Сбербанка. Недавно здесь была создана микрофинансовая организация "Выдающиеся кредиты" – специально для субъектов МСП, которые не могут рассчитывать на традиционный кредит. При этом с привычными МФО, само название которых в России уже изрядно скомпрометировано, ее объединяет только аббревиатура. И об огромных процентах здесь речи не идет.
Да, процентная ставка в "Выдающихся кредитах" немного выше, чем в самом Сбербанке, однако она остается на достаточно низком уровне и ориентирована исключительно на бизнес. Так, предприниматель может получить здесь кредит под 24 процента годовых.
Когда деньги бизнесу нужны быстро и без лишних проволочек, МФО "Выдающиеся кредиты" – это удобное решение.
Впрочем, это именно на случай, когда заемщик ну никак не подходит под требования банка. А в целом, количество выданных, а значит, одобренных кредитов в Сбербанке значительно увеличивается. Например, в первом полугодии 2019 года рост кредитного портфеля для малого бизнеса в сравнении с аналогичным периодом прошлого года превысил 21 процент.
Помимо лояльной кредитной политики, Сбербанк недавно увеличил сроки действий банковских гарантий – с 36 до 60 месяцев. А это значит, что бизнесу при необходимости такой услуги придется почти в два раза реже обращаться в банк. Так что в данном случае получается экономия не только на времени и удобстве, но и на финансовых затратах, неизбежных при очередном прохождении соответствующей процедуры.
Отдельно стоит отметить, что Сбербанк идет не только по пути совершенствования традиционных инструментов работы с бизнесом. В арсенале банка все чаще появляются не вполне привычные предложения.
К таким, например, можно отнести инвестиционные облигации Сбербанка (ИОС). Это весьма интересный финансовый инструмент, отдаленно напоминающий… ставки на тотализаторе. Отчасти, конечно.
Суть ИОС, если упрощенно, в том, что инвестор "спорит" с банком, что, например, к определенному сроку ключевая ставка ЦБ РФ окажется ниже конкретного значения. Если инвестор оказывается прав, то банк выплачивает ему повышенный процент за пользование деньгами. Если нет – просто возвращает деньги, потраченные на покупку ИОС, обратно. То есть, покупатель облигаций ничем не рискует, зато получает шанс получить приличный доход.
Если продолжать разговор о новых формах взаимопроникновения Сбербанка и МСП, то здесь стоит упомянуть интересный вариант сотрудничества, когда совсем небольшие торговые предприятия в удаленных населенных пунктах становятся… банкоматами. На самом деле, конечно, всего лишь отчасти берут на себя функцию этих устройств по выдаче и снятию наличных денег.
Суть новой для Кузбасса и местного бизнеса услуги настолько проста, насколько же и гениальна. Представьте, что вам понадобилась наличка, а снять ее с вашего пластикового счета нельзя, поскольку поблизости нет банкомата. Конечно, для современного города эта ситуация сегодня почти нереальна, а вот для удаленных поселков, где ставить банкомат просто экономически неоправданно – вполне.
Именно эту проблему и призвана решить идея Сбербанка. Суть ее в следующем. Банк заключает договор с частным предпринимателем – владельцем сельского магазинчика. Снабжает его необходимым оборудованием и программным обеспечением. В результате кассир вполне может провести снятие или зачисление на счет покупателя.
Что это дает тому самому малому бизнесу, тем более в глухой сельской кузбасской глубинке? А тут все просто. С одной стороны, он получает огромное конкурентное преимущество по привлечению покупателей, а с другой – возможность дополнительного заработка, поскольку Сбербанк оплачивает эту услугу. Пока проект "магазин-банкомат" реализован в порядка десяти удаленных населенных пунктах, однако уже до конца года, по словам Николая Шилова, это количество планируется увеличить в несколько раз.
Кстати, опять же, для удобства малого бизнеса, а значит, для его роста Сбербанк начал внедрять еще одну весьма примечательную услугу: оплата по QR-коду. После реализации проекта на конкретной торговой точке покупатели смогут оплатить приобретенный товар с помощью смартфона, просто наведя его камеру на QR-код. Как говорится, быстро, легко, удобно и без лишних хлопот.