В последние годы зимние недели "черного неба" над Кемерово, когда город заполняет удушливая взвесь, стали чуть ли не привычным явлением. И это при том, что какого-либо серьезного увеличения производства в городе нет, роста количества автомобилей – тоже. Да и частный сектор понемногу сокращается. В ситуации разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Как ни странно, но причиной экологической если не катастрофы, то крайне сложной ситуации в воздухе города Кемерова могла стать… природа. Как рассказала начальник кемеровского гидрометеоцентра Раиса Бузунова, в последние годы наблюдаются определенные климатические изменения на территории области, которые и приводят, в частности, к тому, что воздух над кузбасскими городами движется крайне лениво. А потому и не хочет разгонять дым. То ли от заводских труб, то ли выхлопных газов автомобилей, то ли – от сжигаемого в печках частных домов угля.
Как оказалось, виной "кемеровскому проклятью" смена воздушных потоков. Раньше территория Кемеровской области в целом, в том числе и Кемерова, часто находились под непосредственным влиянием северо-западных циклонов. Именно они приносили в регион вместе с осадками – зимой в виде сильных снегопадов – еще и ветер. А тот, в свою очередь, разгонял все вредные выбросы над областным центром. Сейчас, кроме того, антициклоны стали чаще захаживать. А они приносят с собой "купол", накрывающий города области. И получается что-то вроде кастрюли с крышкой: кипеть кипит, но все остается внутри. В том числе и крайне вредные промышленные, автомобильные и печные выбросы.
Кстати, по словам Раисы Бузуновой, минувшей зимой специалисты производили замеры на предмет того, где находится наиболее высокая концентрация всевозможных примесей в кемеровском воздухе. И пальма этого антипервенства досталась улице Соборная. Так что жителям именно этой улицы, если вдруг стало тяжело дышать, то удивляться не стоит. Вы оказались первыми в соревновании, победу в котором не заказывали.
Что же касается климатических изменений, так или иначе связанных со сменой, в том числе и подвижности воздуха в Кемеровской области, то отчасти оно состоит в следующем. На смену раньше господствовавшим северо-западным циклонам которые теперь, в основном, затрагивают лишь часть территории Томской области (из ближайших соседей) пришли юго-западные воздушные потоки.
С другой стороны, названные климатические изменения принесли такую приятную погодную характеристику, как, пусть и незначительное, но все-таки потепление. В целом, разумеется, никто не застрахуется от морозов в сибирском Кузбассе, это понятно.
Но в целом среднегодовая температура, державшаяся раньше на отметке в ноль градусов по шкале Цельсия, в настоящее время давно уже перешла в красную (положительную) зону. Более того, она до сих пор продолжает расти.
Так, если по данным метеонаблюдений среднегодовая температура в 2017 году составляла 0,9 градусов выше нуля, то годом позднее. В 2018-м, он достигла почти 1 градуса тепла.
Однако, по словам Раисы Бузуновой, сейчас ожидается фиксирование среднегодового температурного режима. Более того, по данным новосибирских ученых, на которые ссылается Бузунова, подобная температурная "устойчивость" может наблюдаться на протяжении всех 20-х годов 21 века. А вот затем ученые ожидают начало коррекции, когда в начале 30-х годов среднегодовая температура начнет снижаться. Однако Раиса Бузунова не смогла уточнить, насколько серьезным может оказаться похолодание.
Тем не менее, несмотря на теплые годы, завершившейся зимой отмечались экстремальные морозы. Максимальная холодовая температура на территории Кемеровской области достигала в этом году 47 градусов ниже нуля. А это, в свою очередь, привело к формированию на кузбасских реках необычно толстого льда.
Так, например, на реке Томь толщина ледового покрова выросла к традиционным значениям более чем на 20 процентов. Вместо обычных 50-ти сантиметров на этот раз специалисты зафиксировали 63 см. На реке Кия этот показатель еще больше. Здесь лед толщиной до 1 метра.
Само собой, это обещает дополнительные риски при весеннем паводке.
Кстати, с паводком пока все не очень понятно. С одной стороны, по данным метеорологов, снежные запасы, которые подпитывают вешние воды, в этом году находятся на уровне нормы и даже местами меньше. Однако есть названный уже сверх меры толстый лед на реках.
Учитывая, что в конце марта и начале апреля ожидается достаточно теплая погода (например, в апреле на 1 градус выше сезонной нормы), синоптики ожидают, что реки вскроются на три-шесть дней раньше срока. Каковым, напомню, является 17 апреля. То есть, начала весеннего ледохода можно ожидать уже в начале второй декады апреля.
При этом, учитывая толщину льда, специалисты ожидают появления заторов из куч льдин, которые могут существенно осложнить прохождение вешних вод. А значит, как следствие, могут возникнуть локальные подтопления прибрежных населенных пунктов.
При этом небольшой запас воды "в снеге" все-таки обнадеживает. Так что, возможно, в этом году обойдется без серьезного разгула водной стихии.
На фоне, казалось бы, приятного для кузбассовцев потепления наметился еще один природный фактор, который в будущем может серьезно осложнить жизнь жителей региона. Одновременно с потеплением и, как следствие, ростом перепада температур от тепла к холоду и обратно, наметилась тенденция роста количества так называемых опасных природных явлений. К ним, например, относятся сильные грозы, ветры, даже смерчи.
Последние, кстати, метеорологи уже неоднократно в последние годы фиксировали. Был даже "ветерок", который на юге кемеровской области согнул пополам многотонную металлическую конструкцию. К счастью, в результате этого инцидента никто не пострадал. Физически, по крайней мере.
В целом же статистика опасных природных явлений выглядит устрашающе. Если в 2016 году было зафиксировано 22 таких случая, то в 2018 год – уже 36. То есть больше чем в полтора раза. А если это не случайность, а часть системных изменений климата, то тенденция, согласитесь, пугающая.
Кстати, подобная же тенденция прослеживается и на территории России в целом. Так, если в 2000 году по всей стране было зафиксировано 141 опасное природное явление, то в 2018 году этот показатель вырос более чем в четыре раза и достиг 590 подобных происшествий.