Юрга – во многом уникальный для Кузбасса город. Его местоположение максимально выгодно объединяет три региона, в том числе Новосибирскую и Томскую области. Так что экономика здесь должна быть на высоте. Но пока даже с ЖКХ проблем хоть отбавляй. И как минимум одна из них может перерасти в глобальную. Почему местные власти "не чешутся", выяснял корреспондент VSE42.Ru.
В городе два основных предприятия ЖКХ: "Юрга Водтранс" и "Юргинский машзавод". Первое предоставляет потребителям услуги холодного водоснабжения и канализирования, второе – теплоснабжения. И одно, и другое предприятия оказались злостными должниками перед поставщиком электроэнергии – компанией "Кузбассэнергосбыт". Ситуация грозит полным разрывом бизнес-отношений. Крайние в этом споре хозяйствующих субъектов – жители Юрги, которые могут остаться без воды, канализации и тепла. Последнее особенно неприятно в условиях только что начавшегося отопительного сезона.
Оба юргинских ресурсника накопили долгов перед энергосбытовой компанией в размере порядка восьми месяцев потребления. Если в цифрах, то только "Юрга Водтранс" в настоящее время должно порядка 29 миллионов рублей.
Терпеливые энергетики могут однажды (и, судя по всему, чем дальше, тем все более вероятно) отключить должника от электричества. "Кузбассэнергосбыт" уже начал активно действовать. Энергетики обратились в правоохранительные органы с заявлением, в котором требуют оценить действия всех причастных лиц с точки зрения статьи 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
Поводом для такого обращения стали не просто просроченные долги, но и весьма интересная информация о должнике. Как оказалось, "Юрга Водтранс" не эксплуатирует многочисленные коммунальные объекты в Юрге. Это просто посредник. Для чего он создан, теперь предстоит выяснить компетентным органам.
– В 2016 году "Юрга Водтранс" продала принадлежащие ей объекты ЖКХ другой частной организации под названием "Юргинская теплосетевая компания" (ЮТСК). Эта компания в тот же день отдала объекты в аренду все тому же "Юрга Водтрансу". Затем ЮТСК расторгла договор аренды на принадлежащие ей объекты городского ЖКХ и заключила новый договор. На этот раз с компанией "Водснаб" – по сути агентом "Юрга Водтранса", который просто принимал платежи от потребителей, – пояснили в компании "Кузбассэнергосбыт".
Получается, что в реальности эксплуатацией объектов ЮТСК занимается "Юрга Водтранс", а на бумагах их арендует "Водснаб", скорее всего, связанный с "Юрга Водтрансом".
Когда энергетики с судебным приставом отправились в "Водснаб", чтобы вручить директору постановление о взыскании долга, произошло удивительное. Оказалось, что у предприятия нет канцелярии и постановление может принять только лично директор, которого на рабочем месте не оказалось. Сотрудники начали звонить руководству, однако вместо него в офис прибыли представители частного охранного предприятия, которые в грубой форме потребовали очистить помещение. Судебный пристав, будучи настойчивым, решил отправиться по месту прописки директора "Водснаба". Не обнаружив директора и дома, визитеры вернулись обратно в "Водснаб". Каково было удивление энергетиков и судебного пристава, когда они обнаружили, что за время их краткосрочного отсутствия все предприятие среди рабочего дня было эвакуировано и поставлено на сигнализацию. Все испарились.
Вот еще один факт из запутанной истории с управлением объектами ЖКХ. Изначально единственным собственником "Юрга Водтранс" и ЮТСК (когда первая продала второй объекты ЖКХ) был Владимир Тютюн. А уже после совершения сделки, в декабре 2017 года, собственником "Юрга Водтранс" стал Андрей Кайдаш, который при Тютюне занимал должность исполнительного директора.
Если добавить к этому многомиллионные долги "Юрга Водтранса", обеспокоенность энергетиков можно понять: компании в сфере юргинского ЖКХ тасуются, как карты в колоде, а денег так и нет. Опыт энергетиков показывает: такие телодвижения совершаются обычно перед мнимым банкротством предприятия. Подставные ЖКХ-фирмы банкротятся и пропадают вместе с деньгами жителей и многомиллионными долгами.
Еще один должник "Кузбассэнергосбыта" – это "Юргинский машзавод". Отключить его от электроэнергии без решения суда тоже никак нельзя – даже при наличии многомесячной задолженности в 100 миллионов рублей. Дело в том, что на этом предприятии работает ТЭЦ, снабжающая потребителей города теплом. То есть объект стратегической важности. Согласно закону, это так называемый "неотключаемый потребитель". Чем, видимо, и пользуются представители "Юргинского машзавода", копя долги.
При этом, как утверждают энергетики, и у "Юрга Водтранса", и у "Юргинского машзавода" оборотные средства есть, они пополняются. Ведь потребители рассчитываются за предоставленные услуги с той или иной степенью дисциплинированности. Но куда деваются эти деньги, если до энергетиков они не доходят?
Пытаясь как-то решить проблему многомиллионных долгов, энергетики обратились за разъяснениями к властям города – уж кому как не им беспокоиться по поводу возможного отключения города от электроэнергии и тепла. Однако они хранят полную невозмутимость. Весьма примечательно выглядит переписка между мэром Сергеем Поповым и энергосбытовой организацией. Кемеровские энергетики получили от мэра успокаивающий ответ, что "Юрга Водтранс" – "организация, гарантирующая холодное водоснабжение и водоотведение на территории Юргинского городского округа". В письме администрация города не указала (или не захотела указать), кто владеет и использует городские объекты водоснабжения, водоотведения и канализации.
Оправдывая задолженность "Юрга Водтранса", в своем ответе городской чиновник сообщает, что "предприятию "Юрга Водтранс" не оплачены услуги по водоснабжению и водоотведению в размере 28,5 млн рублей предприятиями Министерства обороны". Мэр, формально сторонний для частной бизнес-структуры, вдруг, взял на себя функцию адвоката, принявшись оправдывать неисполнение предпринимателями долговых обязательств перед партнерами. По меньшей мере, это выглядит весьма странно. Как, впрочем, и самоустранение городской власти во главе с мэром города Сергеем Поповым от решения весьма важной и в перспективе крайне опасной для горожан ситуации, складывающейся в жилищно-коммунальной сфере муниципалитета.