Недавно в Кемеровской области побывала большая корейская делегация, в состав которой в том числе вошли и представители крупного бизнеса, специализирующегося на экологических технологиях. Побывали корейские гости и на Кемеровской ГРЭС. Результатом встречи может стать сотрудничество с кузбасскими энергетиками, цель которого – повышение очистки промышленных выбросов в атмосферу. Подробности узнавал корреспондент VSE42.Ru.
Столь многочисленной делегации из Кореи в Кемеровской области, возможно, прежде еще не было. Интерес корейского бизнеса к нашему региону вполне объясним. В настоящее время Кузбасс – это крупный промышленный регион. А потому возможных точек соприкосновения между предприятиями нашего региона и Южной Кореи более чем достаточно.
Однако особое внимание привлек тот факт, что корейские бизнесмены предлагают не столько готовые товары, сколько современные технологии. В первую очередь, в данном случае речь стоит вести об экологических технологиях, позволяющих существенно снизить долю вредных веществ в промышленных выбросах. По сути, подобные выбросы – удел абсолютного количества крупных промышленных производств. В том числе расположенных на территории областного центра. Учитывая, что большинство предприятий находится чуть ли не в глубине жилой застройки, этот вопрос становится особенно актуальным. Как сделать так, чтобы кемеровчане дышали чистым воздухом?
Этим, в частности, серьезно озабочены представители "Сибирской генерирующей компании", в состав которой, например, входит Кемеровская ГРЭС. И хотя выбросы этого предприятия на фоне прочих производств далеко не самые вредные – ведь здесь каких-либо сложных химических производств нет, – энергетики тем не менее всерьез озабочены тем, как максимально сократить количество вредных выбросов, доведя их чуть ли не до нулевого содержания.
А потому вполне логичным выглядит приглашение представителей корейской делегации со стороны руководства "Сибирской генерирующей компании" на Кемеровскую ГРЭС. В рамках этого приглашения теплоэлектростанцию посетил исполнительный вице-президент крупной корейской компании KC Cottrell Чжи Ян Хун.
Стоит отметить, что KC Cottrell специализируется на производстве и установке очистного оборудования по всему миру. В настоящее время многие крупные промышленные производства оснащены очистным оборудованием именно этой южнокорейской компании, которое соответствует не только российским требованиям, предъявляемым к качеству очистки промышленных газов. "Зеленая" Европа и другие страны мира, активно ратующие за минимизацию экологического ущерба от промышленной деятельности человека, работают в настоящее время с корейцами.
Почему местом встречи кузбасских энергетиков и корейских бизнесменов от экологии была выбрана именно Кемеровская ГРЭС? Тут все вполне логично. Дело в том, что ГРЭС стоит буквально в шаговой доступности от делового центра города, таким образом, качество очистки дымовых газов ГРЭС приобретает стратегическое значение не только для дальнейшего развития Кемерова, но и просто для качественной ежедневной жизни сотен тысяч людей.
Что касается первых итогов, которые отметили как представители корейской делегации, так и кузбасские энергетики: системы очистки и в Корее, и в России в настоящее время работают по схожим принципам. Например, на кузбасских предприятиях СГК установлены электрические и рукавные фильтры. Те же технологии используются и в Корее. Например, на основных котлах (высокого давления) Кемеровской ГРЭС газы от твердых частиц точно так же освобождают при помощи электродов. Как рассказал директор станции Сергей Пушкин, на предприятии работает газоочистное оборудование как отечественное (еще советского производства), так и импортное. Например, еще в 2005 году на Кемеровской ГРЭС установили французские электрофильтры. У этого оборудования самый высокий коэффициент полезного действия – порядка 99,4%.
И если технологии фильтрации выбросов от таких твердых частиц, как зола и сажа, российскими энергетиками используются очень активно, то отечественных разработок в области улавливания летучих продуктов сгорания угля, тех же оксидов серы и азота, по словам директора Кузбасского филиала СГК Юрия Шейбака, не существует.
– В кузнецких углях очень мало серы. Тем не менее проблема сероочистки тоже стоит перед нами, но не столь остро, как борьба с окислами азота. Установок, которые бы очищали от них, в России, к сожалению, нет. И мы, как правило, снижаем содержание таких вредных выбросов как окислы азота технологическими способами. Меняя, например, схему сжигания угля. Говоря проще, температуру в топке, а значит скорость горения угольного топлива. Еще один способ воздействия на сокращение количеств окислов азота – распределение температуры по принципу трех – или четырехступенчатого сжигания, – рассказал Юрий Шейбак.
Именно в сфере очистки промышленных выбросов от окислов серы и азота и обнаружилась основная точка соприкосновения с корейскими экологическими технологиями.
А все потому, что в Южной Корее на угольных теплоэлектростанциях научились вполне успешно улавливать диоксиды серы и азота. Установки корейского производства могут быть как отдельными, так и в составе комплексного оборудования, где газы очищаются от разных примесей поэтапно. Об этом потенциальным партнерам в российском Кузбассе рассказал во время встречи Чжи Ян Хун.
Разумеется, представители СГК очень заинтересовались возможностью внедрения новых технологий. И это при том, что их запуск – это миллиардные затраты. Однако, учитывая неизбежную экологическую составляющую в деятельности промышленных предприятий, СГК готова рассмотреть подобные проекты.
По крайней мере, кузбасские энергетики выразили готовность познакомиться с корейскими технологиями более детально.
– В мире существует множество различных приборов и установок по очистке газа, в том числе в Корее. Если то, что коллеги предложат, будет соответствовать нашим требованиям, мы можем с ними работать, – подытожил в конце встречи Юрий Шейбак.
Кроме того, что привлекло особое внимание участников российско-корейской встречи, все южнокорейские источники промышленных выбросов оснащены системами мониторинга. Есть специальные сайты, которые помогают взаимодействовать правительству и частным компаниями. В любое время представители контролирующих и надзорных органов могут на этих сайтах увидеть ситуацию с промышленными выбросами в режиме онлайн. А в случае каких-либо нарушений – выписать штрафы за превышение предельно-допустимых концентраций вредных выбросов.
Однако на этом возможности интернет-мониторинга в корейском варианте не заканчиваются. Любой гражданин в любое время также может лично убедиться в состоянии промышленных выбросов и содержании в них вредных веществ. Соответственно, среагировать на эту информацию, обратив на это внимание заинтересованных властных структур.
Справедливости ради стоит подчеркнуть, что промышленное производство в России идет по аналогичному пути. Так, до 2021 года каждая труба на российских предприятиях должна быть оборудована соответствующими датчиками, которые будут учитывать объемы и качество выбросов. Предполагается, что таким образом ситуация станет прозрачней – кто, что и сколько выбрасывает будет фиксироваться автоматически. И Южная Корея тут также может стать одним из поставщиков технологий и оборудования, которое обеспечит надлежащий контроль.