Несмотря на развитие медицины, для многих прохождение медосмотра остается процедурой не самой приятной. Виной тому и неудобное время работы клиник, и длинные очереди на прием к тому или иному врачу, и высокие цены на данную услугу для основной массы пациентов.
К счастью, теперь о типичной для многих больниц картине можно забыть. Ведь комфортно пройти медосмотр можно с помощью сайта и мобильного приложения, которое разработала команда кемеровского предпринимателя Евгения Лямина. Как оно работает и как помогает вести социальный бизнес, разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Нередко люди приходят к занятию социальным предпринимательством из-за личных переживаний. В таких случаях боль за себя или близких мотивирует открыть свое дело и решить проблему, до которой пока ни у кого не дошли руки.
У руководителя проекта "Медосмотр онлайн" Евгения Лямина подобного негативного жизненного опыта не было. Зато были годы успешной работы в сфере управленческого консалтинга, во время которой произошло тесное знакомство со сферой медицины в Кузбассе и в других сибирских регионах.
– После нескольких заграничных бизнес-стажировок я увидел, что сфера медицины – недооцененный актив, в котором можно на самом деле хорошо зарабатывать. Особенно в России, – вспоминает бизнесмен.
Своей нишей он выбрал медицинские осмотры. Казалось бы, самая обычная процедура. Которая, тем не менее, очень важна. Особенно при трудоустройстве. К тому же, как отмечает Евгений, профилактика здоровья во многом определяет производительность труда сотрудника и целого коллектива.
Но то ли в силу привычки, то ли из-за особенностей менталитета наши соотечественники к своему здоровью относятся не самым ответственным образом: пока ничего не заболит – в поликлинику ни ногой. Да и многие работодатели медосмотры своих сотрудников считают скорее просто обязательной процедурой, нежели эффективной диагностикой здоровья персонала. А зря: как показывает практика, во время медосмотров и профилактической диспансеризации выявляется немало заболеваний, о наличии которых пациенты даже не догадывались.
– Я занялся этой сферой, потому что увидел в ней много проблем, и, одновременно, много деловых возможностей. Да и конкуренция на тот момент была невысокой, – подчеркивает Евгений Лямин. – Саму идею заняться бизнесом на медосмотрах мне подсказала моя супруга Светлана – врач по профессии.
Снаружи их бизнес может показаться гениально простым. Словно диспетчер такси, компания Евгения и Светланы (ООО МЦ "Врачебная практика", проект "Медосмотр онлайн") выступает посредником между работодателями и клиниками. Своим клиентам данный проект может предложить "зеленый коридор" в больницах (прохождение медосмотра без очередей) и большой выбор клиник по всему Кузбассу и в соседних Новосибирской, Томской областях и в Красноярском крае. Пока медучреждений в проекте насчитывается около 60, но уже в 2018-м их будет в несколько раз больше, что позволит охватить клиентов на территории всего Сибирского федерального округа.
– Мы хорошо изучили, если так можно выразиться, "анатомию" процесса медосмотра. Поэтому оптимизировали его так, что по времени эта процедура сокращается почти в два раза. И что немаловажно, стоимость, в среднем, оказывается в полтора раза ниже по сравнению с самостоятельным прохождением медосмотра, – отметил Евгений Лямин.
В итоге в выигрыше оказываются все: компания получает доход за посредничество, работник (клиент, которого в медицине мы называем "пациент") может быстрее приступить к своим обязанностям и не бегать по больницам за справками, а работодатель экономит средства и время при прохождении медосмотров всем коллективом.
Все для людей – как и полагается социально ориентированному бизнесу.
Следуя последним тенденциям, в 2016 году Евгений с партнерами запустили сайт, бесплатное мобильное приложение и специализированный круглосуточный контакт-центр, работающий в формате 24/7. Переход в онлайн позволит не только привлечь больше клиентов, но и вывести проект на федеральный уровень. Подробнее о безусловно амбициозных планах Евгений не распространяется, наверное, чтобы не отпугнуть удачу и сохранить коммерческую тайну. Но само стремление выйти за пределы Кузбасса и сделать проект общероссийским ярко демонстрирует именно коммерческую составляющую деятельности стартапа "Медосмотр онлайн".
– Наш подход заключается в том, что добро должно приумножаться многократно. Но превратить социальный бизнес во франшизу очень трудно. Именно здесь и происходит своеобразный "водораздел" – сможет ли наша бизнес-идея превратиться в тиражируемую бизнес-модель, на которой смогут зарабатывать и приносить добро окружающим другие люди, исповедующие похожие с нашими ценности, наши будущие партнеры и франчайзи, – рассказывает Евгений Лямин.
В этом месте проходит граница между тиражируемым бизнесом и банальной, но такой нужной обществу самозанятостью, к которой Евгений относит многие социальные проекты, реализуемые в Кузбассе и за его пределами. Это – не критика коллег (все они, на самом деле – реальные герои), а видение Евгением социального предпринимательства как явления.
– Безусловно, заниматься предпринимательством нужно. Желательно, чтобы оно было с социальным оттенком, помогало людям и решало общественные проблемы. И не нужно путать такой бизнес с благотворительностью и бояться брать за это деньги. Просто если посмотреть на большинство современных социальных проектов с точки зрения Большого Бизнеса – это стопроцентная самозанятость, основная цель которой не столько извлечение дохода, сколько самореализация предпринимателя – учредителя социального проекта, – подчеркнул Евгений Лямин.
В прошлом году "Медосмотр онлайн" участвовал в региональном конкурсе "Лучший социальный бизнес в Кузбассе", который проводил Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области (МНФПМП г. Кемерово). И стал победителем в номинации "Лучший социальный бизнес в сфере здравоохранения".
Предприниматель и его команда вложили в этот проект много сил. И результат не заставил себя ждать. В 2017 году "Медосмотр онлайн" вошел в акселератор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Это один из крупнейших инвестиционных фондов в России, который помогает интересным и перспективным проектам найти инвесторов на ранних этапах развития.
Останавливаться на этом, конечно же, Евгений и его команда не собираются. В ближайших планах у них – продолжить акселерацию стартапа, запатентовать бизнес-идеи, создание социальной франшизы и привлечение инвестиций в проект для быстрого и глобального роста в России и странах ближнего зарубежья. Ведь там людям также нужны оптимизированные медицинские осмотры.