Неожиданная как бы новость прошла на днях в средствах массовой информации Кузбасса – о планах накормить японцев борщом из Кемеровской области.
Она "прилетела" c бесплатного семинара "Возможности развития российско-японского бизнеса", который провёл японский гость.
Сам японский гость на семинаре в Кемерове про возможности такого развития двустороннего бизнеса, как поставки в Японию русского борща (очевидно, всё-таки консервированного) вроде не говорил. Зато появились "забавные", по версии их авторов, заголовки – "Кузбасские предприниматели накормят японцев борщом", "Кузбасские бизнесмены намерены продавать борщ в Японии", ну и так далее.
Примечательно, что про готовность организовать такие поставки говорил представитель принимающей стороны, то есть от Кузбасса. А уж что при этом имелось в виду, сказать сложно.
А гадать и догадываться нужно о многом. Но вот, к примеру, первый вопрос – откуда в Кузбассе излишки борща? Как известно на внешний рынок наша страна, равно как и большинство остальных нормальных государств, поставляет то, чего у самой в избытке.
К примеру, из 220 млн тонн ежегодной добычи угля в Кузбассе электростанции, металлургические производства и коммунально-бытовой сектор самой Кемеровской области используют не более 20 млн тонн. Все потребности остальной России в угольном топливе и в сырье для металлургии ещё около 200 млн тонн. Помимо Кузбасса ещё почти 150 млн тонн угля добывают другие регионы России.
Так вот и формируется тот самый знаменитый угольный экспорт из России, порядка 150 млн тонн в год (120 млн из Кузбасса), по которому страна занимает третье место в мире. Вполне, кстати, почётное. На первом – Австралия, на втором – Индонезия.
Но вернёмся к борщу. В комментариях в Фейсбуке при обсуждении новости про возможные поставки борща в Японию представитель кузбасского торгового кооператива резонно заметил по поводу описанных в заметке перспектив: "если есть потребность в качественном местном продукте, то он в регионе есть и его готовы поставлять, ежели это просто слова, то грустно и печально".
Однако никаких сведений о каком-то крупном производстве консервированных супов в Кузбассе нет – об этом не сообщает государственная статистика, не представлены широко подобные продукты местного производства и в магазинах. Наверное, наладить такое производство несложно, но возникает вопрос, зачем? Ведь произведённое нужно куда-то продавать.
Из разных внешнеторговых российских партнёров Япония не представляется наилучшим кандидатом для сбыта консервированного борща, да и других русских специалитетов. Возможно, у японцев есть какой-то интерес к русскому борщу, но тут возникают сильные сомнения, что этот интерес как-то проявится.
Так, в кухне народов Восточной Азии (китайцев, корейцев и японцев) попросту нет свёклы – главного компонента борща. Есть редька, репа, морковь, есть батат и обычный картофель, и совершенно незнакомый нам ямс, но нет свёклы. Она не продаётся в местных магазинах. Очевидно, потому что на неё нет спроса.
А ведь именно туда проще всего поставлять свою продукцию, где уже есть спрос. И ещё лучше – когда уже налажены хоть какие-то поставки. Как говорится, "протоптана дорожка". Давайте посмотрим на данные ООН по внешней торговли мира (UN COMTRADE). Они показывают, что по такой статье внешней торговли, как поставки супов и бульонов, Россия в прошлом году отправила 8,5 тыс тонн продукции на 22 млн долларов. Так что излишки для экспорта в стране вроде бы есть (не будем сравнивать с импортом по этой же статье, это отдельный вопрос). Однако подавляющая их часть, 7 тыс тонн, ушла в Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Следующие в этом списке потребителей данной статьи российского экспорта опять же бывшие республики СССР – Азербайджан, Грузия, Киргизстан, затем почти что бывшая республика СССР Монголия, Армения, Молдова, Литва.
Из стран за пределами постсоветского пространства эти продукты (очевидно, для выходцев из бывшего СССР) закупали также США (25 тонн за 2015 год), Израиль (18 тонн), Германия (7 тонн). Очевидно, что для всего экспорта по направлению "супы", эти поставки не имели особого значения. И никакого экспорта в Японию статистика не отмечает вообще. Ни в прошлом году, ни в позапрошлом. Правда, в 2012 и в 2013 годах они были замечены, но в крошечных объёмах – на сумму в 4 тысячи и 2 тысячи долларов соответственно.
Означают ли все эти обстоятельства, что не надо развивать двустороннее сотрудничество с Японией или другими странами, что не надо развивать экспорт, отличный от угольного, металлургического или химического? Вовсе нет. Правда, создание фантастических сценариев едва ли поможет в этом деле.
Хотя можно и так, усугубив, как говорится, нереалистичность предлагаемой ситуации. Правда, только в умах наиболее информационно податливых сограждан. Например, предложив решить проблему "подсадки" японцев на привычный нам вид супа с помощью строительства "борщепровода" Кемерово-Токио. И труба должна быть обязательно большого диаметра, чтобы залить Японию декалитрами свекольного напитка.