Городские легенды: трамвай-экскурсовод и седьмое чудо Кузбасса

В Кемерове стартовала серия обзорных экскурсий "Город на двух берегах". За время короткого, но насыщенного маршрута кемеровчане узнают историю появления трамвайного движения в областной столице и по-новому взглянут на некоторые достопримечательности. Краткий курс краеведения в основном рассчитан на детей, но и взрослым тоже будет интересно услышать новые факты о городе.

Корреспонденты VSE42.Ru первыми побывали на трамвайной экскурсии и подготовили этот репортаж.

Идея создания такого экскурсионного маршрута появилась после установки копии исторического трамвайного вагона на улице Ноградской, у трамвайного кольца КЭМЗа.

– Мы бы хотели вернуться к истории и думаем, что это будет пользоваться спросом. Молодое поколение редко пользуется этим видом транспорта, а зря. В настоящее время трамвай соединяет два активно развивающихся берега, и из окна увидеть достопримечательности, которых в историческом центре довольно много, – очень интересно. Наши экскурсии состоят из нескольких этапов – рассказ начнётся в трамвае-памятнике, затем мы будем садиться в настоящий трамвай, как простые пассажиры, проезжать несколько остановок, а завершится всё викториной на монументе "Память шахтёрам Кузбасса", – объясняет заведующая научно-просветительским отделом музея-заповедника "Красная Горка" Ирина Титова.

Руководитель пресс-службы КЭТК Максим Гончаренко, который провёл первую экскурсию, отмечает, что трамвай, как и остальная инфраструктура, не появляется в населённом пункте спонтанно, ведь это колоссальные затраты. Железнодорожный транспорт нужен только в том случае, когда в городе появляются устойчивые пассажиропотоки.

– Принято считать, что трамвай придуман братьями Сименс в 1881 году, но это не так. Они действительно первыми построили первую регулярную трамвайную ветку в одном из пригородов Берлина, но изобретён трамвай был в Российской Империи Фёдором Аполлоновичем Пироцким – талантливым инженером, полковником, артиллеристом. Его направили в Киев, где в то время находился Пётр Николаевич Яблочков, известный изобретатель и электротехник. Они поняли, что есть необходимость организации общественного транспорта, и на ум пришла аналогия с железной дорогой, – рассказывает Максим Гончаренко.

В Кемерове же первую трамвайную линию запустили 1 мая 1940 года, это был подарок городу на одну из сталинских пятилеток. Длина первого маршрута – 3,3 километра: от площади Советов до новой колонии (нынешнее кольцо на пересечении Ноградской и Кузнецкого). Тогда трамвай был ведомственным транспортом, который перевозил рабочих и относился к Азотно-туковому заводу (нынешнему "Химпрому"). Вагон серии "Х" (Харьковский), который установлен в качестве памятника на КЭМЗе, во всём внутреннем антураже соответствует оригиналу.

– Пассажировместимость по паспорту – 100 человек, сидячих мест – 24. Кресла для водителя предусмотрено не было. Более того, фактически кабина никак не отделена от салона. Двери в разных модификациях данного вагона чаще отсутствовали, чем присутствовали. Соответственно, когда захотел – вошёл, когда захотел – вышел. В таких типах вагонов отсутствовали отопительные приборы. Зимой водитель был вынужден одной рукой держать мешочек с солью, а другой – лезвие, чтобы создать обзор. Единственная система отопления этих трамваев функционировала только на конечных диспетчерских пунктах. Там в сторожке стояла печь, на ней грелись кирпичи, на которые вставали валенками. Кондуктору же ничего подобного не полагалось. Три вагона – обилетить надо всех, поэтому нужно было выходить на остановках и перемещаться. На улице стояли сотни человек, и уехать хотелось всем. Мужики никогда не бежали за вагонами: они просто опускали дугу, чтобы обесточить транспорт, и спокойно заходили. "Давай, мать, трогай!" – и "мать" поехала, – продолжает Максим Гончаренко.

Во время Великой Отечественной работа трамвайной линии не приостанавливалась – движение осуществлялось с пяти утра до двух ночи. 10 июня 1941 года была торжественно сдана в эксплуатацию вторая очередь трамвая – от новой колонии до "Химпрома".

Ветеран городского трамвайного движения Нина Самойлова стала водителем в 1967 году, когда ей было 19 лет, и тогда вагоны потихоньку начали совершенствоваться.

– При мне начали ставить печи, для того чтобы лучше переносить холод, отделили кабины, установили сиденье. Но всё равно было не так тепло, как хотелось бы, да и валенки были на всю бригаду одни. Я отработала – снимаю, отдаю сменщице. Пассажиры постоянно мне говорили: "Нечего тебе сидеть здесь в тепле", и человек пять заходили в кабину. Несмотря на это, пассажир был такой культурный. Было трудно, но весело и дружно. У всех наших водителей стояли баночки под цветочки – часто нам их дарили, – вспоминает Нина Кирилловна.

"Стояночная" часть экскурсии на этом заканчивается – начинается маленькое путешествие. Все участники садятся в трамвай и едут по короткому, но насыщенному маршруту, на котором встречается множество исторических мест.

– Вот проспект Советский – одна из красивейших магистралей города, загруженный проспект Кузнецкий – федеральная трасса М53, улица Станционная, которая ведёт к первому железнодорожному вокзалу: зданию в прошлом году исполнилось 100 лет. В 2006 году в Кемерове появился новый Кузнецкий мост, а старый коммунальный – в 1952 году. Также мы видим Сосновый бор – уникальную природоохранную зону города, – Кемеровскую ГРЭС, Горелую гору – место, с которого началась угольная история Кузбасса, – комментирует Ирина Титова.

Последняя достопримечательность экскурсии "Город на двух берегах" – монумент "Память шахтёрам Кузбасса": седьмое чудо Кузбасса, безвозмездный подарок Кемерову.

– Скульптор Эрнст Неизвестный сам выбрал историческое место – "Красную Горку" – и сказал на открытии мемориала 28 августа 2003 года: "Я хотел бы, чтобы люди сюда приезжали, приходили, чтобы памятник не просто стоял в городской суете и со временем потерял высокую ценность", – приводит слова мастера Ирина Титова.

В заключение Ирина Титова добавила, что как шахтёры должны преодолеть трудности и спуститься в шахту, так и люди должны преодолеть определённый путь, чтобы постоять у этого места, которое на самом деле стало любимым.

Часовая экскурсия по Кемерову дарит горожанам возможность одновременно путешествовать во времени, узнавая историю родного города, и посмотреть на современные культурные объекты с другой стороны.

Фото: Александр Патрин (VSE42.Ru)
Автор:
Комментарии для сайта Cackle