Количество велосипедистов в Кемерове за несколько лет увеличилось настолько, что они начали активно конкурировать за "место под солнцем". По данным на июль текущего года, в Кузбассе, несмотря на общее сокращение количества ДТП на 4,3%, отмечен небольшой рост числа аварий с участием велосипедистов: 32 против 31 за аналогичный период в 2014-м.
Разумеется, большинство дорожных аварий по типу "велосипед против автомобиля" или "велосипед против пешехода" происходит в крупных городах нашей области – Кемерове и Новокузнецке. И потому, что именно здесь велосипедистов значительно больше, и потому, что им теснее, чем в небольшом городке.
Тротуары вдоль центральных улиц того же Кемерова давно перестали быть в полном смысле слова пешеходными. Теперь мама с коляской, ребёнок или любой другой житель города вполне может нос к носу столкнуться с паркующимся на тротуаре автомобилем или проезжающим, порой на приличной скорости, велосипедом.
Как следствие – не только ДТП за пределами формальной проезжей части, но и конфликтные ситуации, возникающие, говоря официальным языком, между участниками дорожного движения, увы, вне пределов дороги.
Количество велосипедистов постоянно растёт. Возможно, это связано с неожиданной любовью горожан к здоровому образу жизни или с тем, что велосипед сегодня – это реальный и доступный способ быстро и без пробок проехать по родному городу. Но как это сделать безопасно?
Недавно в Кемерове открылась первая в городе, а потому уникальная, велошкола, организаторы которой поставили цель научить велосипедистов безопасной езде. Одним из создателей стал Евгений Огородников, которого многие кемеровские велосипедисты знают как активного участника двухколёсного движения. Средняя ежедневная дистанция, которую преодолевает Евгений, составляет почти тридцать километров. Чтобы проехать её, приходится колесить по всему городу и даже выезжать за его пределы, так что опыта в езде на велосипеде и знания "узких мест" в Кемерове ему не занимать.
– Основные проблемы, которые влияют на безопасность кемеровских велосипедистов, – это отсутствие нормальных велодорожек и повальное нарушение правил дорожного движения, – считает Евгений Огородников.
По его словам, вопреки официальной точке зрения, что в нашем городе есть велодорожки, по большому счёту они – фикция. По сути, они представляют часть тротуара, которая просто-напросто отделена белой линией. Это весьма условное ограничение легко преодолевают и пешеходы, и, например, уличные торговцы, устанавливающие на велодорожках импровизированные лотки.
Разумеется, в таком случае велосипедистам приходится выезжать за отведённые им границы и ехать по тротуару, что как минимум приводит к конфликтным ситуациям с пешеходами.
– Есть нормальный опыт, причём не только в других странах, но и в российских городах, когда велодорожки отделены и от проезжей части, и от тротуара бордюрным камнем. Такая граница является более существенным препятствием, которое позволяет обеспечить изолированное движения для велосипедистов, – говорит Евгений Огородников.
Кроме того, даже имеющаяся велосеть длиной в одиннадцать километров (даже при всех её минусах) является явно недостаточной и нуждается в дальнейшем развитии. Однако городские власти пока не спешат заниматься таким затратным делом. Причём, например, только летом 2015 года в рамках областной акции порядка тысячи кузбасских детей получат в подарок велосипеды. Логично, что часть подаренной двухколёсной техники окажется в том числе и на улицах Кемерова.
В свою очередь, пресс-служба областной ГИБДД подтвердила мнение опытного кемеровского велосипедиста, что в нашем городе велодорожек нет в принципе. По мнению инспекторов, то, что сделали кемеровские власти, правильнее называть велопешеходными дорожками. При этом обустройство велосипедных зон (конструктивно отделённого от проезжей части и тротуара элемента дороги или отдельной дороги, предназначенной для движения велосипедистов) требует значительно больших финансовых затрат и не везде возможно, в связи с недостаточной шириной имеющейся проезжей части и тротуаров.
Ещё один вариант сделать жизнь велосипедистов чуть проще также не распространён в Кузбассе: полосы для велосипедистов не используются на территории Кузбасса потому, что их обустройство также требует заужения проезжей части.
– Что касается дисциплины велосипедистов и того, как они соблюдают правила дорожного движения, то тут тоже проблем хватает. Например, на занятиях в нашей школе, которые проходят еженедельно на площади Советов, я говорю, что наушники для велосипедиста – это недопустимая вещь. Ведь за рулём автомобиля, мотоцикла или велосипеда нужно постоянно контролировать дорожную ситуацию, но, слушая музыку в наушниках, это делать невозможно, – рассказывает Евгений Огородников.
Ещё одно серьёзное нарушение ПДД, которое допускает абсолютное большинство велосипедистов, – это проезд на велосипеде по пешеходному переходу. Во-первых, это просто опасно, поскольку скорость движения пешеходов и велосипеда – разная, а значит, велосипедист может внезапно появиться на "зебре", и водитель автомобиля просто не успеет среагировать. Во-вторых, ПДД предписывают велосипедистам спешиваться на пешеходных переходах. В противном случае сотрудники ГИБДД имеют полное право их оштрафовать.
По словам Евгения Огородникова, наиболее аварийно опасные ситуации для велосипедиста – это любые манёвры на дороге. При этом нередко бывает так, что безопаснее ехать не по правилам, а "по понятиям".
– Среди таких примеров – съезд с Кузбасского моста на проспект Притомский. Дело в том, что велосипедист должен двигаться по крайней правой полосе. Однако в месте съезда с моста эта полоса ведёт исключительно направо. Если же надо ехать прямо, то необходимо выехать на вторую полосу и, получается, нарушить ПДД. Но тут деваться некуда. Показываю вытянутую левую руку, чтобы автомобилисты позади меня поняли, что я собираюсь сместиться влево. Когда понимаю, что водитель пропускает, совершаю манёвр, – поясняет Евгений.
Кстати, для безопасной езды наш собеседник использует и технические средства. Например, Евгений сам прикрепил к своему шлему зеркало заднего вида. Однако, по его словам, оно не всегда оказывается эффективным.
– Необходимый обзор таким образом достигается при езде на горном велосипеде. Если же я еду на шоссейном (который предполагает почти горизонтальное положение туловища), то в это зеркало можно увидеть только небо. Поэтому я прикрепил к рулю шоссейного велосипеда дополнительное зеркало, – делится своими наработками Евгений Огородников.